ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ЛАБОРАТОРИИ)

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ЛАБОРАТОРИИ)

Винокурова Екатерина Спиридоновна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Северо-Восточный федеральный
университет имени М.К. Аммосова

Курилкина Валентина Николаевна,
кандидат философских наук, доцент,
Северо-Восточный федеральный
университет имени М.К. Аммосова

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования и развития цифровых компетенций младших школьников. В исследовании проведено анкетирование учащихся 4 класса начальной школы. Выявлены мотивация учащихся к овладению электронной почтой, инструментами социальных сетей, гаджетов и мобильных устройств, особенности формирования цифровых навыков, в том числе в сфере цифровой безопасности.

Ключевые слова: цифровая компетентность младших школьников, цифровая грамотность, информационная безопасность, социальные сети, ФГОС, Интернет, поколение Z.

В современном мире цифрового общества и цифровизации обучения задача формирования и развития цифровых компетенций у обучающихся является важной. Требования ФГОС начального общего образования к образовательным результатам включают приобретение первоначальной компьютерной грамотности школьников, навыки безопасного поведения в социуме, формирование нравственных установок, освоение этических норм работы с информацией, навыков здорового образа жизни [4]. Особенно актуальной является проблема формирования компетенций школьников младших классов в области информационной безопасности. В информационном обществе отрицательной стороной доступности информационных ресурсов в сети Интернет для учащихся являются риски и угроза для безопасности школьников, особенно младшего возраста.

Метапредметная направленность пропедевтического курса информатики в начальной школе влияет на достижение метапредметных образовательных результатов, в том числе на формирование информационной компетентности. Но во многих школах к изучению информатики в начальных классах разноплановое отношение и поэтому некоторые школы включают информатику, некоторые нет.

Нынешнее поколение школьников младшего возраста относятся к поколению Z – цифровые аборигены, которые родились в цифровую эпоху (с 2003 г.) и с рождения пользуются цифровыми технологиями [3, 5]. Современные школьники начальных классов живут и учатся в цифровой среде. Они стремятся к мобильности, могут работать с несколькими потоками информации одновременно, у них есть потребность получать информацию в интерактивном, игровом формате, имеют сильную зависимость от социальных сетей.

С целью выявления цифровых компетенций нами было проведено анкетирование школьников 4 класса начальной школы-лаборатории при СВФУ (филиала Якутской государственной национальной гимназии имени М.К. Чиряева).

Под цифровой компетентностью понимают готовность и способности ребенка уверенно, критично и безопасно выбирать, и применять информационно-коммуникационные технологии в своей жизнедеятельности [2].

В работах [1, 2] представлена модель цифровой компетентности, которая включает четыре компонента (знания, мотивация, навыки, ответственность) и виды цифровой компетентности:

  • информационная компетентность;
  • коммуникативная компетентность;
  • техническая компетентность;
  • потребительская компетентность.

В результате проведенного исследования выявили частоту использования Интернета: ежедневно Интернетом пользуются 52% школьников 10-11 лет. Совсем не использует интернет только 4% опрошенных.  Длительность времяпровождения в интернете: 43,5% проводят от 30 мин. до 1 ч; 10-20мин. – 26%.  17,4% проводят в интернете за один сеанс от 3 ч. до 10 ч. Это показывает, что дети могут бесконтрольно много времени проводить в интернете, следовательно, отсутствует контроль со стороны родителей.

Как научились пользоваться Интернетом? Самостоятельно научились 42% опрошенных, это показывает, что умение пользоваться Интернетом оказывается тем умением, которое получено стихийно, методом «проб и ошибок». 25% школьников научили братья или сестры.

Деятельность ребенка в Интернете: большинство младших школьников используют Интернет для просмотра Ютуба (в основном мультфильмов и видеороликов) – 38%; 19 % – играют; 7,1% –  используют Интернет для поиска информации и используют Инстаграм (Instagram); 2,4 % –  скачивают игры, готовятся к урокам, читают статьи и слушают музыку. Таким образом, школьники 10-11 лет в основном используют Интернет для развлечений и общения.

Опрос показал, что у обучающихся начальных классов имеются слабые представления об информационной безопасности. Основная масса указала опасность подхватить компьютерный вирус (39,13%). На втором месте представление о том, что слишком долгое сидение за компьютером может угрожать зрению (21,74 %). Далее ученики считают, что при неправильном общении в Интернете могут украсть деньги 13,04%. 8,70% считают, что неправильная работа за компьютером может приводить к головным болям и непорядочные люди могут через компьютер узнавать информацию о детях, семье, то есть существует опасность передать личную информацию неизвестно кому. 4,35% знают о существовании: сбоев в телефоне, возможности увидеть плохое видео, возможность поступления угроз и шантажа, раскрыть адрес ребенка, взломать аккаунт, существование хакеров и «экранов смерти». 

Ученики знают немного о правилах общения в сети: 13,04% что нельзя пользоваться нецензурной лексикой, 8,70% надо уважать других пользователей сети, 4,35% нельзя нажимать где попало, нельзя ругаться, нельзя угрожать. 34,78% ничего не знают об этических правилах поведения в Интернете и социальных сетях.

13,04% хотят научиться пользоваться «Facebook», «В контакте», «Instagram», а 8,70% хотят научиться пользоваться «WhatsApp», «Telegramm», электронной почтой. 56,52% считают, что электронная почта является средством для обмена информацией. 39,13% считают, что электронная почта является просто средством для общения. Один ученик не знает, что это такое.

С целью предотвращения от потенциальных цифровых угроз и негативного воздействия Интернета необходимо целенаправленно формировать цифровую грамотность с младших классов. Цифровая безопасность – компонент цифровой грамотности, которую необходимо формировать с младшего школьного возраста.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • большинство учащихся начальной школы научились пользоваться Интернетом стихийно (самостоятельно, неорганизованно);
  • в цифровую эпоху использование Интернета, средств мобильной связи, электронных устройств и приложений становится необходимым образом жизни школьников, в том числе младшего возраста;
  • школьники мотивированы в повышении цифровой грамотности;
  • существующий уровень цифровой грамотности младших школьников не обеспечивает грамотное и безопасное использование Интернета и мобильных средств связи, электронных устройств и др.;

в результате анализа данных проведенного опроса, можно сделать вывод о необходимости системного и целенаправленного формирования цифровых компетенций, в особенности навыков информационной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Солдатова Г.У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Расссказова, Е.Ю.Зотова. – М: Фонд, развития Интернет, 2013. 144 с.
  2. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. №2(14). С.25-31.
  3. Султанов К.В., Воскресенский А.А. Особенности и проблемы поколения Y в образовательном пространстве современной России // Общество. Среда. Развитие. 2015. №3 (36).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Министерство просвещения РФ (офиц.сайт)  URL: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/
  5. Prensky Digital natives, digital immigrants. MCB University Press, Vol. 9 No. 5, October 2001.URL:https://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Голубева Людмила
Голубева Людмила
4 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за интересную статью! Вы пишите, что очень много детей сидит постоянно в интернете, и их не контролируют родители. А какие способы контроля Вы бы порекомендовали? Может не только родители должны за этим следить?

Валентина
Валентина
Reply to  Голубева Людмила
4 лет назад

Да, мы считаем, что этим должны заниматься не только родители. Должны быть сформированы службы в сети Интернет, которые бы обеспечивали достаточно безопасное времяпровождение детей в просторах сети Интернет, например виде программ родительского контроля или специальных служебных программ.

Читатель
Читатель
4 лет назад

Здравствуйте! В статье представлены довольно интересные статистические данные по цифровой компетенции по младшим школьникам. Затронута тема безопасности в цифровом пространстве. Как Вы относитесь к мнению, что школьники начальной школы, в силу своего возраста, в сети подражают поведению своих близких (старших братьев, сестер, родителей)? Ведь информационная безопасность конкретного школьника зависит от информационной безопасности принятой в семье.

Валентина
Валентина
Reply to  Читатель
4 лет назад

Возможно частично это так, но по нашему мнению детям младшего школьного возраста уже должны даны даны установки, правила безопасного поведения в сети со стороны школы, родителей и общества.