ИНФОГРАФИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ИНФОГРАФИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ

Бидайбеков Есен Ыкласович

доктор педагогических наук, профессор
Казахский национальный педагогический
университет имени Абая,
Алматы, Казахстан

 

Бекежанова Алтыншаш Асылхановна

Докторант 1 курса,
специальности 6D011100-Информатика
Казахский национальный педагогический
университет имени Абая,
Алматы, Казахстан

Аннотация. В статье рассмотрены возможности использования инфографики в учебном процессе. Уделено внимание различным определениям и способам создания, использования инфографики, а также преимуществам и недостаткам ее применения.

Ключевые слова: визуализация, инфографика, виды инфографики,  визуальные средства обучения.

В связи с развитием информационных технологий в настоящее время объем информации возрастает так быстро, что традиционные методы обработки становятся не эффективными. Современный человек должен уметь быстро ориентироваться в потоке информации, анализировать и эффективно использовать ее в своей профессиональной деятельности, уметь излагать большие массивы данных максимально кратко [1, 2]. Нам все сложнее из растущего информационного потока выделять главное и фокусировать свое внимание на нем. Информация в виде таблицы, текста и списка стала не эффективной, так как очень сложно запомнить огромное количество информации, представленные в традиционной форме [3]. Способ представления информации оказывает влияние на степень ее восприятия и усвоения, а визуализация позволяет быстро и эффективно ее преподнести. На сегодняшний день очень много ученых пытаются дать определение понятию «визуализация». Понятие «визуальный» предполагает представление информации в виде определенного образа, например в видефигуры, объекта, картинки.

Наиболее полное определение визуализации как метода, позволяющее отразить ее суть, дает А. А. Вербицкий, который рассматривает процесс визуализации как «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ, может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий»[4].

Большой современный словарь русского языка дает определение визуализации «как представление чего-либо физического — процесса, явления и т.п. — в форме, удобной для наблюдения; методика направленного вызова образа».

Гали И.Т., Галлямова  З.В. и ряд других ученых определяют визуализацию как общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.

По мнению Сидельникова Т. Т. визуализация – это педагогический метод, основанный на принципе наглядности, в рамках которого через схематизацию и ассоциативно-иллюстративный ряд осуществляется знаковое (символьное) представление содержания, функций, структуры, этапов (стадий) какого-либо процесса, явления[5].

На современном этапе визуализация учебной информации рассматривается как стратегия обучения. Управляя структурой, формой, размерами, цветом визуальной информации  можно сделать глубокий анализ используя средства информационно-коммуникационных технологий [6].

Для повышения эффективности обучения можно использовать различные средства визуализации информации и визуализации знания [7]. Существуют такие средства визуализации как таймлайн, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика и т.д.

Что же такое инфографика? Существует множество определений этого понятия.

По мнению В. Лаптева « … инфографика –это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний».

Ж.Е. Ермолаева и ряд других авторов определяют инфографику как синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя визуальные элементы и тексты, которые поясняют эти визуальные элементы.

А.А. Заславский рассматривает инфографику как графическую декомпозицию свойств объекта, предмета, процесса или явления и связей между ними, т.е. графическое представление свойств объекта, предмета, процесса или явления и демонстрацию связей между этими свойствами.

По мнению Е.К. Рева, Г.С. Зуева «… инфографика  — это способ подачи информации, при котором данные и знания передаются с помощью графического изображения.

На основании проведенного анализа подходов к определению понятия «инфографика» мы будем придерживаться следующего: инфографика –это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний.

Инфографика является удобным инструментом обеспечения высокого уровня качества обучения, поскольку может обеспечить индивидуальный режим работы. При использовании инфографики, преподаватель акцентирует внимание и мотивирует обучающихся на изучение конкретной темы, наглядно демонстрирует новый материал, проводит вступительные испытания, проверочные и диагностические работы, а также имеет возможность использовать такой тип представления информации в проектной и исследовательской деятельности [3].

Различные ученые предлагают различные классификации инфографики. А. Новичков предлагает классифицировать инфографику по характеру представляемых данных, по способу отображения, по типу источника. Кийкова Е.В., Соболевская Е.Ю., Кийкова Д.А. предлагают разделить инфографику в учебном процессе на следующие форматы [8]:

  • Статичная инфографика – представляет собой изображение без анимации.
  • Инфографика по гиперссылкам – представляет собой интерфейс карты изображения на языке гипертекста HTML, при наведении на изображения отдельные его части являются декомпозицией или увеличенной копией.
  • Анимированная инфографика – инфографика с анимированными элементами представляет собой динамическое представление данных.
  • Видео инфографика – представляет собой видео ряд, сопровождаемое письменным или знаковым отображением основных фактов,
  • Интерактивная инфографика – по сравнению со статичной инфографикой обучающийся вовлекается в работу с материалом и  при изучении материала имеет тот или иной контроль над изучаемой информацией.

Можно выделить два способа создания инфографики: с помощью графических редакторов и онлайн ресурсов. Существует множество пакетов прикладных программ и онлайн ресурсов предназначенных для создания инфографики. К наиболее популярным пакетам прикладных программ можно отнести: Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Adobe Premiere Pro. Нужно отметить, что перечисленные графические редакторы конкретно не направлены и не предназначены для создания инфографики, но имеют широкий спектр деятельности. Атак же для создания инфографики можно использовать следующие онлайн ресурсы: GoogleCharts, Infrog.am, Venngage, Piktochart, TableauPublic, Visual.ly, Ease.ly, Canva.

Анализ возможностей использования инфографики в учебном процессе позволил выявить следующие аспекты [3, 9, 6]:

  • инфографику можно эффективно использовать при показе структуры или алгоритма работы чего-либо;
  • при отображении соотношении предметов или фактов во времени и пространстве, при демонстрации тенденции развития объекта;
  • при раскрытии составных частей сложного явления, при организации большого объема информации;
  • акцентировать внимание и мотивировать обучающихся на изучение конкретной темы;
  • инфографика наглядно демонстрирует новый материал;
  • использовать инфографику для проведения проверочных и диагностических работ;
  • использование инфографики для представления информации в проектной и исследовательской деятельности;
  • инфографика позволяет создать целостное представление об объекте;
  • использовать инфографику для формирования наглядного представления об объекте;
  • инфографика помогает продемонстрировать соотношение между частями и различными объектами;
  • инфографика позволяет установить иерархию соподчинения.
  • совмещает несколько видов деятельности студентов.
  • в процессе изучения инфографики и выполнения заданий студент вынужден самостоятельно приобретать необходимые сведения и также самостоятельно их обрабатывать.
  • инфографика позволяет не только систематизировать факты, но и наглядно представлять результат их систематизации.

Применение инфографики в учебном процессе может быть эффективным, но в то же время, нельзя забывать о возможных сложностях в использовании инфографики. Опыт использования инфографики различными учеными показывает наличие, следующих сложностей:

  • могут возникнуть затруднения с визуализацией некоторых понятий, потому что создание инфографики требует определенных навыков от преподавателя и обучающегося;
  • низкая скорость работы интернет может помешать при использовании онлайн ресурсов;
  • учитывая то, что интерфейс многих онлайн ресурсов оформлен на английском языке, то недостаточный высокий уровень владения английским языком может стать серьезной преградой при создании, как для преподавателя, так и для обучающегося.

В итоге, все выше сказанное показывает, что использование инфографики в учебном процессе является актуальным в свете сегодняшнего дня. Несмотря на определенные трудности при работе с инфографикой, она  рассматривается нами как эффективное средство для обучения, стимулирующей познавательный интерес обучающихся и может быть альтернативным вариантом к ментальным, концептуальным картам, а также анимированным роликам.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гуничева Е. М, Голубев О.Б. Дидактические возможности образовательной инфографики //Педагогическая информатика. – 2018. — №1 – с.15-21.
  2. Берман Н. Д. Визуализация как эффективный инструмент обучения//Постулат. — — №4.
  3. Заславский А.А. Возможности инфографики как эффективного ресурса индивидуализации обучения. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГБОУ ВПО МГПУ). — 5
  4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с. 4
  5. Сидельникова Т.Т. Потенциал и ограничения визуализации как метода изучения социально-гуманитарных дисциплин. Integration of education. Vol. 20, no. 2. 2016 стр 281-292.
  6. Швырка В. Н. Современные технологии визуализации учебной информации в методическом обеспечении самостоятельной работы студентов. Научно-методическое обеспечение университетского образования: история и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., Минск, 26–27 окт. 2017 г. / Белорус. гос. ун-т, Центр проблем развития образования ; редкол. : В. В. Самохвал (отв. ред.)[и др.]. — Минск :Изд. центр БГУ, 2017. — 219 с.
  7. Берман Н.Д. Применение визуализации в образовательном процессе/ В сборнике:Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам XI международной научно-практической конференции. Под общ. Ред.А.В. Тогулукова. 2016. С.162-165.
  8. Кийкова Е.В., Соболевская Е.Ю., Кийкова Д.А. Анализ эффективности применения инфографики в учебном процессе ВУЗа //Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.
  9. Дридигер Е.И. Инфографика как способ подачи учебного материала// Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября 2014 — 10 февраля 2015// «Педагогическая технология и мастерство учителя».
Подписаться
Уведомить о
guest
10 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
В.С. Сарьян
В.С. Сарьян
4 лет назад

Спасибо! Содержательный материал, который изложено просто и понятно. Что-то уже знала и когда-то этим пользовалась, но со временем забыла, о чём-то узнала недавно и повторно закрепила. Захотелось создать свои варианты инфографики и применить их в учебном процессе.

А.А.Бекежанова
А.А.Бекежанова
Reply to  В.С. Сарьян
4 лет назад

Спасибо за комментарий

Анастасия Семиз
Анастасия Семиз
4 лет назад

Здравствуйте! В наше время действительно переизбыток информации и поэтому необходим навык для ее представления в более сжатом формате. Мне кажется, что инфографика будет интересна в школе. Вы в большей степени пишете о том, как ее применить учителю, о его возможностях, как субъекта. Мне кажется, что еще интереснее, если субъектом будет ученик. В первую очередь его задача научиться представлять информацию в таком формате, а не чтение ее, это приложится. Возможно, я не уловила ход Ваших мыслей. Как Вы считаете?

А.А.Бекежанова
А.А.Бекежанова
Reply to  Анастасия Семиз
4 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за Ваш комментарий. Да, Вы правы субъектом может выступать и ученик, в данной статье мы старались показать преимущества использования инфографики в учебном процессе в целом.

Юлия Кузьменко
Юлия Кузьменко
4 лет назад

Добрый день.
СПАСИБО за статью и актуальную тему. Поколение Z любит общаться мемами, эмодзи и картинками.
Инфографика представляет информацию для визуального восприятия, еще хорошо добавить видео)
Хотелось бы больше узнать Ваше мнение о наиболее удачном продукте для создания инфографики из списка прикладных программ или онлайн ресурсов.

Валерия
Валерия
4 лет назад

Добрый день! Спасибо за материал! Подскажите, пожалуйста, какой с Вашей точки зрения наиболее удачный сервис для создания инфографики? Многие из них англоязычные, что создает определенные трудности.

А.А.Бекежанова
А.А.Бекежанова
Reply to  Валерия
4 лет назад

Здравствуйте, спасибо за комментарий. Могу посоветовать онлайн-сервисы Canva (https://www.canva.com), Venngage (https://venngage.com). Интерфейс полностью русифицирован.

Наталья Арнаутова
Наталья Арнаутова
4 лет назад

Спасибо за хороший обзор и структурирование информации об инфографике! Развиваю эту тему с 90-х годов, практически, с начала своей педагогической деятельности. В настоящее время обучаю студентов статической инфографике, если пользоваться предложенной в вашей статье терминологией, а именно, визуализации учебных текстов посредством графических метафор. Я называю это образовательной инфографикой.

А.А.Бекежанова
А.А.Бекежанова
Reply to  Наталья Арнаутова
4 лет назад

Здравствуйте. Спасибо за комментарий.

Анна
Анна
4 лет назад

Добрый вечер! Присоединяюсь к предыдущим комментариям. Спасибо за статью!