О заданиях по информатике, формирующих навыки XXI века

Балабанова Ирина Александровна

Автор статьи: Балабанова Ирина Александровна

Подписаться
Уведомить о
guest
41 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Дмитрий И. Павлов
Дмитрий И. Павлов
3 лет назад

Добрый день!

Сам по себе подход к формированию читательской грамотности на уроках информатики мне близок. Но если честно — не уловил связи между читательской грамотностью, о которой идёт речь во вступлении и заданием на кодирование (декодирование). Какие именно компоненты читательской грамотности оно развивает?

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Дмитрий И. Павлов
3 лет назад

Здравствуйте, Дмитрий Игоревич! Благодарю за вопрос и проявленный интерес к статье. В статье рассматривается урок по теме «Знаки и знаковые системы», которая относится к содержательным линиям «Информация и информационные процессы» и «Представление информации». Как вы пишите в своей диссертационной работе, реализация данных содержательных линий может быть направлена на формирование читательского компонента базовой инструментальной грамотности.  По мнению Исака Давидовича Фрумина, читательская грамотность представляет собой способность воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде (на естественных языках). Говоря о кодировании (декодировании), мы говорим о переводе информации с естественного языка на формальный язык (и обратно).… Read more »

Last edited 3 лет назад by Ирина А. Балабанова
Дмитрий И. Павлов
Дмитрий И. Павлов
Reply to  Ирина А. Балабанова
3 лет назад

Спасибо за развёрнутый ответ 🙂
Не в полной мере согласен с Вами, но в целом очень интересно 🙂

Шевелёва Евгения
Шевелёва Евгения
3 лет назад

Здравствуйте, Ирина Александровна.
Спасибо за интересный сценарий урока. Как Вы предполагаете оценивать работу обучающихся на уроке? Будет ли определена команда победитель? Какое оптимальное количество человек должно быть в команде?

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Шевелёва Евгения
3 лет назад

Здравствуйте!

Благодарю за вопрос и проявленный интерес к статье. Рекомендуется оценивать на уроке активность и вклад каждого учащегося, для чего было бы удобно использовать таблицу с критериями оценивания. На мой взгляд, задача учителя заключается в создании на уроке таких условий, чтобы каждый учащийся почувствовал себя победителем и первооткрывателем при решении как отдельного задания, так и кейса в целом. Количество участников команды зависит от общего количества человек в подгруппе. Двух команд было бы достаточно. Как правило, это около пяти человек.

Сапрыкин Никита
Сапрыкин Никита
3 лет назад

Здравствуйте. Как я понял на примере с кодированием и декодированием, российское образование должно идти в ту же сторону, что и европейское образование, то есть на уроке «Информатики» будут затрагиваться ещё и сведения, полезные для закрепления материала по другим предметам. Верно?

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Сапрыкин Никита
3 лет назад

Здравствуйте!

Благодарю за вопрос и проявленный интерес к статье. В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» средневзвешенный результат нашей страны в группе международных исследований с каждым годом должен повышаться. Вместе с этим Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA направлена на оценку универсальных компетентостей и новой грамотности, формирование которых невозможно отдельно от достижения метапредметных результатов, о которых вы говорите.

Табачишин Василий
Табачишин Василий
3 лет назад

Здравствуйте!

Очень интересная идея, касательно проведения учебных занятий, но не думаете ли, что данные задания на темы кодирования/декодирования могут занимать чрезвычайно много времени от занятий?

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Табачишин Василий
3 лет назад

Здравствуйте!

Благодарю за вопрос и проявленный интерес к статье. Как показывает опыт ведущих учителей информатики, тема кодирования (декодирования) информации любима учащимися, а подобные задания повышают мотивацию и вызывают интерес. Благодаря этому решение предложенных заданий проходит быстро и оперативно. К сожалению, недостатком предлагаемого нами подхода является то, что он требует дополнительных затрат учебного времени.

Востокова Ксения
Востокова Ксения
3 лет назад

Здравствуйте! Фрагмент урока очень интересный , думаю он заинтересует семиклассников, но так как это урок информатики, возможно у них появится вопрос — как это задание связано с работой на компьютере? Как будете устанавливать взаимосвязь?

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Востокова Ксения
3 лет назад

Здравствуйте!

Благодарю за вопрос и проявленный интерес к статье. Говоря об информатике, мы говорим о

научной дисциплине о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации [1].

1. Босова, Л.Л. Информатика. 10 класс : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 288 с. – ISBN 9785996331413

В то же время компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Таким образом, компьютер на уроке информатики может выступать как в роли средства обучения, так и в роли объекта (предмета) изучения.

Last edited 3 лет назад by Ирина А. Балабанова
Башмакова Елена
Башмакова Елена
3 лет назад

Здравствуйте! Интересный сценарий урока. С какими еще предметами можно будет связать информатику по описанному Вами принципу? На уроках дети будут использоваться компьютер?

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Башмакова Елена
3 лет назад

Здравствуйте! Благодарю за вопрос и проявленный интерес к статье. Интегрированные уроки типа «информатика-математика», «информатика-биология», «информатика-история» и т.д. могут связывать различные учебные дисциплины, если учителя этих дисциплин готовы сотрудничать и работать над этим. Говоря об информатике, мы говорим о научной дисциплине о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации [1].1. Босова, Л.Л. Информатика. 10 класс : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 288 с. – ISBN 9785996331413 В то же время компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Таким образом, компьютер на… Read more »

Last edited 3 лет назад by Ирина А. Балабанова
Баева Екатерина
Баева Екатерина
3 лет назад

Здравствуйте, Ирина!

Какие еще недостатки предлагаемого подхода можно обозначить? Есть ли у Вас идеи реализации данного подхода с минимальной затратой времени?

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Баева Екатерина
3 лет назад

Здравствуйте!

Благодарю за вопрос и проявленный интерес к статье. Говоря о том, что недостатком предлагаемого нами подхода является то, что он требует дополнительных затрат учебного времени, мы говорим о времени, которое выделено на учебный предмет в целом, а не на конкретный урок. Решить эту проблему можно дополнительными часами, выделенными в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования.

Александр Боровик
Александр Боровик
3 лет назад

Уважаемая Ирина Александровна! Спасибо за интересную статью. Несколько случайных замечаний — задачи несколько более высокого уровня, для крухковой работы, скажем. Дети, как только начинают бегло читать и знают алфавит, обычно обожают играть в шифры. Простейший подстановочный шифр: заменить каждую букву на следующую по алфавиту, а Я на А. В Москве многие годы проводились олимпиады для школьников по лингвистике. У них накоплена масса увлекательных задач.Вот пример Вот несколько календарных дат на языке суахилиtarehe tatu Disemba jumamosi; tarehe pili Aprili jumanne;tarehe nne Aprili jumanne; tarehe tano Octoba jumapili; tarehetano Octoba jumatatu; tarehe tano Octoba jumatano.Переводы на английский даны в случайном порядке:Monday 5… Read more »

Last edited 3 лет назад by Александр Боровик
Александр Боровик
Александр Боровик
Reply to  Александр Боровик
3 лет назад

Поэтому мне очень нравится Ваш подход. Для него уже накоплен очень богатый материал, десятилетиями копился.

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Александр Боровик
3 лет назад

Здравствуйте, Александр Васильевич!

Благодарю за проявленный интерес к статье и очень высоко ценю ваш комментарий. Обязательно подробнее изучу материалы, о которых вы говорите. Если у вас будет время и возможность, была бы безгранично рада ссылкам на такую литературу.

Александр Боровик
Александр Боровик
Reply to  Ирина А. Балабанова
3 лет назад

51-я Традиционная олимпиада по лингвистике, http://www.lingling.ru/olymps/mos_olymp/index.php/
Обратите внимание — 51-я
Отсюда, все остальные материалы, видимо, найдутся

International Linguistics Olympiad, https://ioling.org/
На сайте есть примеры задач.

Про шифры — отдельный рассказ.

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Александр Боровик
3 лет назад

Все ссылки работают, в ближайшее время приступлю к ознакомлению с материалами. Большое спасибо!!!

Александр Боровик
Александр Боровик
Reply to  Ирина А. Балабанова
3 лет назад

Не знаю, как Вам переслать некоторые тексты, которые у меня есть. Можете написать мне на prof[точка]borovik[собачка]gmial[точка]com, я отвечу..

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Александр Боровик
3 лет назад

Спасибо! Написала Вам на почту, в теме указала название статьи.

Last edited 3 лет назад by Ирина А. Балабанова
Марина Леонидовна Соболева
Марина Леонидовна Соболева
3 лет назад

Добрый день!
Название статьи очень актуально на сегодняшний день!
Что Вы понимаете под навыками XXI века? И как представленные задания с ними соотносятся?

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова

Здравствуйте! Благодарю за вопрос и проявленный интерес к статье. Под навыками XXI века мы понимаем универсальные компетентности (1), базовую инструментальную грамотность (2) и базовые специальные современные знания и умения (3), которые вторичны по отношению к первому и второму.  Компетентность мышления формируется при нахождении оснований для расшифровки древнеперсидского письма Дария.  Компетентность взаимодействия с другими – при разбиении на команды и совместной работе в них для решения предложенных заданий. Компетентность взаимодействия с собой – при мобилизации себя на решение подзадачи, которая была закреплена за конкретным учеником, и выборе стратегии её решения. В предложенных нами заданиях есть вопросы, ответы на которые можно найти… Read more »

Мальгина Мария
Мальгина Мария
3 лет назад

Здравствуйте! Познавательная статья, приведен интересный фрагмент урока. Как вы думаете, можно ли немного изменить фрагмент урока — организовать работу так, чтобы таблицу 2 («Надпись Дария») расшифровали сами учащиеся (дать каждой группе по несколько строк)?

Last edited 3 лет назад by Мальгина Мария
Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Мальгина Мария
3 лет назад

Здравствуйте!

Благодарю за вопрос и проявленный интерес к статье. По авторской задумке именно так и должно быть! Учащиеся получают таблицу 2 с незаполненными цветными строками. Их задача — заполнить эти строки, используя таблицу 1.

Нестерова Анна
Нестерова Анна
3 лет назад

Добрый день! Данный фрагмент урока интересен, есть и практические задания, и теоретический материал, использованы межпредметные связи. Хотелось уточнить, как будут распределены роли в одной команде, чтобы все дети принимали участие в заданиях?

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Нестерова Анна
3 лет назад

Здравствуйте!

Благодарю за вопрос и проявленный интерес к статье. Следуя современным тенденциям и учитывая то, что урок разработан для учащихся 7 класса, учитель выступает в роли тьютора, помощника. Учащиеся самостоятельно распределяют свои роли в команде. Иначе мы не можем говорить о развитии компетентности взаимодействия с другими и, как следствие, о формировании навыков XXI века.

Сонина Анастасия
Сонина Анастасия
3 лет назад

Здравствуйте, Ирина Александровна! Спасибо за интересный сценарий. Как вы планирует формировать команды?

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Сонина Анастасия
3 лет назад

Здравствуйте!

Благодарю за вопрос и проявленный интерес к статье. Существуют различные способы разбиения класса на команды. Выбор конкретного способа зависит от особенностей конкретного класса. В связи с этим не могу рекомендовать единственно верный способ разбиения на команды.

Генералова Юлия
Генералова Юлия
3 лет назад

Добрый день! Статья интересная и познавательная. Очень было интересно узнать про рамку универсальных компетентностей и новой грамотности. Понравился фрагмент урока. Хотя, на мой взгляд, можно усовершенствовать этот фрагмент урока.

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Генералова Юлия
3 лет назад

Здравствуйте!

Приятно слышать, положительный отзыв. Буду рада, если Вы используете в своей работе представленный фрагмент урока или его усовершенствованную версию. И еще больше рада, если после этого поделитесь своими впечатлениями! 🙂

Гуляев Дмитрий
Гуляев Дмитрий
3 лет назад

Добрый день! Спасибо за интересный материал. Осталось непонятно, правда, как Ваше предложенное задание относится к читательской грамотности? Сама по себе идея очень интересная, спасибо!

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Гуляев Дмитрий
3 лет назад

Здравствуйте!

Благодарю за вопрос и проявленный интерес к статье. В предложенных нами заданиях есть вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в заранее подготовленных учителем фрагментах книги Б.В. Казанского «Разгаданная надпись». Для подборки фрагментов учитель может использовать Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (карточка № 191729). Работа с подготовленным текстом будет направлена на формирование читательской грамотности.

Рудских Наталья
Рудских Наталья
3 лет назад

Добрейшего времени суток! Мне понравился фрагмент урока. И сама статья написана понятным языком.

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Рудских Наталья
3 лет назад

Здравствуйте!

Очень приятно слышать положительный отзыв. Спасибо, что проявили интерес к статье!

Руфина Камилова
Руфина Камилова
3 лет назад

Добрый день! Хочу сказать, что представлено достаточно интересное задание, дети и узнают про клинопись, и научатся лучше работать с информацией. Но согласна с ниже написанными комментариями, что для развития читательской грамотности целесообразно использовать другие задания.

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова
Reply to  Руфина Камилова
3 лет назад

Здравствуйте!

Благодарю за проявленный интерес к статье. В предложенных нами заданиях есть вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в заранее подготовленных учителем фрагментах книги Б.В. Казанского «Разгаданная надпись». Для подборки фрагментов учитель может использовать Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (карточка № 191729). Работа с подготовленным текстом будет направлена на формирование читательской грамотности. В зависимости от уровня подготовленности класса, целей и задач урока учитель может использовать и другие задания.

Салахова Алена Антоновна
Салахова Алена Антоновна
3 лет назад

Здравствуйте!
Уважаемая Ирина Александровна, благодарю вас за интересную статью!

Подскажите, пожалуйста, почему мини-проект является новым для информатики? Или это именно из-за приставки «мини», которая играет здесь ключевую роль? Чем он отличается от краткосрочного проекта? 
Следующий вопрос возник про деление на команды и назначение подзадач — менеджером проекта выступает учитель или кто-то из детей?

Ирина А. Балабанова
Ирина А. Балабанова

Здравствуйте!

Благодарю за проявленный интерес к статье. Сейчас активно меняется как само содержание мини-проектов, так и наши требования к ним. Мы начинаем смотреть на мини-проекты по-новому.

Мини-проект отличается от краткосрочного проекта тем количеством времени, которое мы выделяем на подготовку проекта, его реализацию и обсуждение полученных результатов.

Внутри конкретной команды менеджером выступает ребенок-лидер. Для проекта в целом менеджером выступает учитель. При этом учитель не дает готовых решений и идей, он, например, организует мозговой штурм с целью натолкнуть на одну или несколько верных идей.

Last edited 3 лет назад by Ирина А. Балабанова
Абрамова Валерия Вячеславовна
Абрамова Валерия Вячеславовна
2 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за очень интересную статью! Скажите, пожалуйста, проводился ли этот урок на практике? Если да, то сколько времени понадобилось ученикам для дешифровки данного задания? Если нет, то сколько времени вы бы отвели на выполнение?