ВЕБ ДИЗАЙН И РАЗРАБОТКА
Прокинов Егор Геннадьевич,
студент,
Московский педагогический
государственный университет
Аннотация: в статье рассматривается раздел World Skills Junior «Веб дизайн и разработка», проанализирована школьная литература, подходящая для данной темы.
Ключевые слова: обучение школьников веб дизайну и разработке, информатика в школе, HTML, World Skills Junior.
Курс информатики в настоящее время переживает очень непростые времена. С одной стороны, определены цели непрерывного курса и построена методическая система обучения[7]. Освещены вопросы, связанные с влиянием ФГОС на информатику [2], а также с метапредметной природой школьной информатики [3]. Учтены и перспективные направления, связанные с робототехникой и искусственным интеллектом [10].
Между тем, популярность и востребованность информатики у школьников крайне низка. По разным оценкам только каждый 12 школьник выходит на государственную итоговую аттестацию после 9 класса, а в 11 классе показатель ещё ниже. И это в цифровую эпоху, когда компьютер и информационно-коммуникационные технологии сопровождают нас каждый день.
Попытки исправить ситуацию предпринимаются многими специалистами. Анализируется зарубежный опыт преподавания информатики [4]. Большое внимание уделено этапу начального образования [5] и, в частности, раскрытию содержательных линий «Информации и информационных процессов» и «Представление информации». Однако даже на уровне начального образования интерес к информатике недостаточен, а в основной и средней школе он неуклонно снижается.
В этой связи особый интерес представляют идеи, нацеленные на повышение вариативности курса информатики. В частности тезисы выдвинутые А.В. Горячевым в рамках проходившей 14-17 октября 2018 года конференции «Информатизация непрерывного образования — 2018» в ходе которой он отмечал, что при определении содержания и методов обучения информатике «следует ориентироваться на более гибкие подходы к содержанию курса и контрольно-измерительных материалов, а также к более широкий круг форм обучения» [6]. В частности А.В. Горячев выделил как перспективную, модульную форму организации курса.
Идеи А.В. Горячева нашли поддержку на проходившей в декабре 2018 года конференции «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и ВУЗе» где было сделано предположение о возможном направлении изменений в содержании обучения информатике, путём создания тематических модулей, используя которые учитель может варьировать содержание курса, а кроме того, предположение о том, что некоторые из модулей могут быть ориентированы на предпрофильное обучение, содержание которого определяется в связи с компетенциями World Skills Junior [9].
Международная система популяризации рабочих профессий и повышения статуса и стандартов профессиональной подготовки через проведение международных соревнований по всему миру WorldSkills International основана в 1953 году и на сегодня представлена в 77 странах. Однако сегодня стандарты WSI активнее всего внедряются на уровне среднего профессионального образования, в частности как инструмент проведения итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена, а не теоретической работы. [1] А между тем, в структуре WorldSkills представлена подготовительная ступень – World Skills Junior в рамках которого представлено свыше 10 компетенций, освоение которых тесно связано со школьным курсом информатики.
Одной из самых близких к школьному курсу информатики является компетенция Web Design and Development (веб-дизайн и разработка) для возрастной группы 14-16 лет. Аннотация к компетенции сообщает, что: «Веб-разработчик является динамичной, постоянно меняющейся профессией, сферой деятельности которой является создание и функционирования веб-сайтов. Веб-разработчики используют для создания веб-сайтов специальные программы и языки программирования и разметки, которые связывают ссылки на различные веб-страницы, другие веб-сайты, графические элементы, текст и фото в единый функциональный и удобный информационный продукт. Компьютерные программы, заготовки и открытые электронные библиотеки используются в качестве технической базы. В своей работе разработчики сайтов обязаны обращать внимание на закон об авторском праве и этические вопросы.».
Участники конкурсов WSJ выполняют следующие виды заданий:
- Разработку дизайна сайта
- Верстку сайта по макету
- Разработку клиентской части сайта,
- Разработку серверной части сайта.
Оценивание выполненных заданий осуществляется исходя из следующих критериев:
- Принципы и практики, которые позволяют продуктивно работать в команде;
- Дизайн-концепции и техники, в том числе черновое макетирование страниц (wireframing), объектно-событийное моделирование (storyboarding) и создание блок-схем;
- Как создать и оптимизировать графику для сети Интернет;
- Как создавать дизайн по предоставляемым инструкциям и спецификациям;
- Выбора цвета, типографики и композиции;
- Современные стили и тенденции дизайна.
- World Wide Web Consortium (W3C) стандарты HTML и CSS;
- Возможности клиентского языка программирования JavaScript;
- Методы и объекты в JavaScript
- Как разрабатывать код с использованием открытых библиотек. Объектно-ориентированная парадигма JavaScript
- Разработка веб-сервисов с применением PHP, XML (Extensible Markup Language) и JSON;
- Как разрабатывать программный код в соответствии с паттернами (например, MVC (Model View Controller);
- Как разрабатывать безопасное веб-приложение.
- Использование открытых библиотек и Фреймворков. Yii2, Laravel;
- Как найти, выбрать и подключить подходящие плагины/модули;
- Способы реализации функциональных возможностей CMS;
Уровень заданий, а также критерии оценивания показывают, что подготовка к участию в соревнованиях WSJ в компетенции Web Design and Development требует серьёзной подготовки и ставит ученика практически на грань получения профессии. Однако анализ УМК по информатике показывает, что данной теме уделяется недостаточно внимания. Так, элементы темы рассмотрены в разделе 4.4 учебника для 9 класса (Л.Л. Босова, А.Ю.Босова), а также параграфах 6-7 «Web-сайты и язык html» учебника для 9 класса (К.Ю. Поляков). Однако объём темы в часах, а также глубина её рассмотрения не способствуют даже формированию первичных представлений о современном WEB-дизайне, и front-end разработке.
В качестве альтернативы можно рассмотреть разработанный для внеурочной деятельности, популярные у учителей курсы:
- https://htmlacademy.ru/
- https://www.udemy.com/html-css-course/
- https://geekbrains.ru/courses
- https://wayup.in/library/course6
Однако эти курсы, пусть и содержат богатый контент, зачастую содержат методические неточности и не редко составлены без учёта психолого-педагогических особенностей школьников, что делает их трудно применимыми в программе основной школы.
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что тематика Web Design and Development не достаточно представлена в школьном курсе информатики, а в рамках разработанных факультативных курсов подача материала не достаточна и бессистемна. Однако при модульной комплектации курса, курс Web Design and Development мог стать бы серьёзным обогащением программы по информатике, затрагивая контролируемые элементы содержания и при этом формируя предпрофессиональные навыки.
ЛИТЕРАТУРА:
- Амыкова В. Н., Нембрикова Е. В. К вопросу о внедрении демонстрационного экзамена в систему среднего профессионального образования //ББК 60 П27. – 2017. – С. 46.
- Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Миндзаева Э. В. Курс информатики в современной школе: от компьютерной грамотности к метапредметным результатам // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №1.
- Босова Л. Л. Метапредметная направленность одна из основных характеристик пропедевтического этапа школьного курса информатики и ИКТ // Вестник СВФУ. 2009. №4.
- Босова Л.Л., Каплан А.В. Международная конференция по школьной информатике ISSEP 2018 // информатика в школе, 2018 — №9 — с 2-6
- Босова Л.Л., Павлов Д.И. Информатика в начальной школе: взгляд на российский опыт с позиции международного конкурса bebras // информатика в школе, 2019 — №1 — с 50 – 60
- Горячев А.В. О целесообразности модульной организации курса информатики в основной и старшей школе // Сборник материалов международной научной конференции «Информатизация непрерывного образования — 2018» под общей редакцией В.В. Гришкуна, Москва, 14-17 октября 2018 года — том 2 — с.450-453
- Кузнецов А. А., Бешенков С. А., Захарова Т. Б., Коротенков Ю. Г., Матвеева Н. В. Об информатике, ее подходах и предмете (философия информатики) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2005. №3.
- Павлов Д. И. Раскрытие содержательных линий «Представления информации» и «Информационных процессов» на уровне начального общего образования // Открытое и дистанционное образование. 2018. № 1.
- Павлов Д.И. О возможном направлении изменений в содержании обучения информатике в основной и старшей школе // материалы IV Международной научной конференции «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и ВУЗе» — 2018 — часть 1 стр. 171-175
- Самылкина Н.Н., Калинин И.А. Влияние образовательной робототехники на содержание курса информатики основной школы // Информатика в школе, 2018 — №8(131) — с 16-21
Добрый день! Спасибо за статью. Согласна с данной проблемой. На ваш взгляд, за счет чего можно увеличить количество часов на данную тему?
Здравствуйте, Егор! Согласна, что данной теме в школе уделяется мало внимания.
Заинтересовал вопрос, все ли онлайн-курсы, представленные в Вашей статье, являются бесплатными? Какой из них, по Вашему мнению, наиболее подходит для изучения?
Добрый день, Егор! Хотела бы поблагодарить Вас за статью! Как Вы считаете курс по веб-дизайну и разработке действительно может повысить интерес популярность и востребованность информатики у школьников?