ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Сапун Оксана Леонидовна,
кандидат педагогических наук, доцент
Белорусский государственный агарный
технический университет, г. Минск
Аннотация: в статье рассматриваются в научно-методическом плане вопросы разработки инновационных педагогических средств обучения и применение компьютерных обучающих программ, в частности, использование мультимедийных средств и элементов дистанционного обучения.
Ключевые слова: информационные технологии, инновационные технологии, мультимедиа технологии, электронные средства обучения, дистанционное обучение.
В Концепции развития педагогического образования на 2015–2020 годы Республики Беларусь отмечено, что для повышения качества организации образовательного процесса необходимо использование современных информационных и инновационных педагогических технологий.
Будущим специалистам необходимо обладать навыками для постоянного совершенствования своих знаний, как в области современных информационных технологий, так и в своей профессиональной области. Сверхбыстрое развитие данных сфер требует непрерывного самообучения. Актуализируются задачи обновления содержания вузовского и вместе с тем, интенсификация учебного процесса при подготовке современного специалиста предполагает применение компьютерных обучающих программ, в частности, использование мультимедийных средств и элементов дистанционного обучения. Их роль при подготовке специалиста существенно возрастает исходя из видов его профессиональной деятельности и обобщенных профессиональных задач.
Рассматривая технологию мультимедиа, можно говорить не только на расширение области применения компьютера в образовательном процессе, но и на широкие возможности использования текста, графики, видео и мультипликации в режиме диалога.
В качестве основных признаков инновационных педагогических технологий выделяются:
- формирование многокомпонентной информационной среды;
- обеспечение надежного и долговечного хранения больших объемов информации;
- простота переработки и использования информации;
- интерактивность, т.е. возможность произвольного или контролируемого управления информацией в режиме диалога.
Инновационные педагогические технологии применяются для того, чтобы обеспечить полное и глубокое восприятие учащимися доносимой до них информации и эффективно управлять их учебно-познавательной деятельностью за счет включения в процесс восприятия учебной информации разных чувственных компонентов обучающегося, превращения учебной наглядности из статической в динамическую. В этой связи необходимо обратить внимание на преимущества применения инновационных педагогических технологий в сравнении с традиционными технологиями и методами:
- возможность использования цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
- возможность постоянного обновления;
- возможность размещения интерактивных веб-элементов;
- возможность нелинейности прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
- гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.
Чаще всего практической деятельности педагогов в учебных целях применяются мультимедийные презентации, созданные в программе MS Power Point.
Проанализировав рассмотренные выше подходы, мы можем выделить основные черты понятия инновационных педагогических технологий:
- учебная информация хранится и обрабатывается в электронном виде;
- представление учебной информации выступает как интегрированное содержание текстовой, числовой, звуковой, графической, в виде трехмерной модели, видео, анимации;
- наглядность представлена в демонстрации динамики изучаемых процессов;
- используется веб-технология работы с данными, устанавливающая связи между отдельными терминами, фрагментами текста, статьями, рисунками одного или разных документов;
- учебные материалы отличаются интерактивностью;
- обучающий эффект основан также на мультисенсорной природе человека.
При рассмотрении воздействия инновационных педагогических технологий на учащихся можно отметить, что взаимодействие, во-первых, носит характер использования педагогических средств как инструмента для получения знаний по изучаемым дисциплинам (как средство самообразования).
Во-вторых, взаимодействие носит характер конструирования и разработки собственных (авторских) педагогических средств, используя возможности различного прикладного программного обеспечения и сред программирования.
Появление мощных компьютерных систем и интерактивных компьютерных программ стало основой интенсивной разработки содержания и принципов создания электронных учебников, обучающих программ, их использования на базе мобильных устройств, планшетов для самообразования обучаемых, а также в использования их в смешанном и дистанционном обучении.
В модели смешанного обучения, используются ориентированные на уровень знаний аудитории раздаточные материалы на лекции, разработанные на основе электронного конспекта [1].
Важное место занимает авторское мультимедийное обеспечение. Разными авторами экспериментально доказана эффективность применения мультимедийного программного обеспечения для развития алгоритмического мышления студентов, для применения роботизированных виртуальных сред в обучении программированию будущих программистов.
В Белорусском государственном аграрном техническом университете используется комплекс разнотипных мультимедийных средств (электронный учебник, видеопрактикум, уроки для интерактивной доски, анимационные фрагменты, видеолекции), разработанный коллективом преподавателей информационных технологий в различных инструментальных средах.
Применение технологий дистанционного обучения предполагает применение наряду с традиционными средствами обучения учебных электронных изданий, компьютерных обучающих систем, аудио-видео учебных материалов.
При разработке электронных средств обучения определены следующие требования к электронным учебным пособиям, размещенных в системе дистанционного обучения «Moodle» по модульной системе обучения [2]:
- развитая гипертекстовая структура в понятийной части курса (определения, теоремы), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей);
- удобная для пользователей система навигации, позволяющая легко перемещаться по курсу, отправлять электронные письма преподавателю, переходить в раздел дискуссий;
- использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернета;
- наличие подсистемы контроля знаний, встроенной в учебное пособие;
- разбивка курса на небольшие модули;
- наличие глоссария (автономных справочных материалов) и ссылок на глоссарий;
- наличие ссылок на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет;
- доступность и открытость учебных курсов.
Несмотря на большое количество преимуществ, применение инновационных средств в образовательном процессе имеет ряд недостатков на которые указывают авторы [3]:
Нет общей методологии применения инновационных средств. В каждом вузе имеются собственные разработки по созданию и применению мультимедиа, но единого подхода для всех нет. Необходимо систематизировать эту работу, чтобы определить, как наилучшим образом организовать учебный процесс с применением инновационных педагогических средств.
Трудоемкость создания педагогических средств обучения очевидна. Не каждый преподаватель может создать электронное средство обучения с красивым и понятным дизайном, правильным психологическим восприятием учебного материала. Создание таких средств требует много времени.
Использование готовых разработок и шаблонов не всегда грамотное. Некоторые студенты, а также и преподаватели, особенно в зрелом возрасте, не имеют навыков работы с электронными средствами обучения.
Красочные средства обучения рассеивают внимания учащихся из-за обилия материала. Некоторые обучающиеся не обладают умением сконцентрировать свое внимание на главном.
Для технических наук сложное представление «обратной связи» с пользователем. Соответственно, дистанционная форма не может стать единственным методом обучения ввиду своей ограниченности для изучения этих дисциплин.
В вузе не всегда имеются в наличии необходимые аппаратные и программные ресурсы. Дистанционная форма обучения предъявляет все более высокие требования к качеству используемых информационных и коммуникативных технологий.
При недостаточной скорости передачи в сети Интернет происходят технические сбои.
Инновационные педагогические технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Использование электронных средств обучения предоставляет новые уникальные возможности развития умений и навыков, улучшения качества образования.
В заключении отметим, что в научно-методическом плане вопрос разработки инновационных педагогических средств обучения развивается в Республике Беларусь. Но создание этих средств требует серьезных временных затрат и может осуществляться достаточно подготовленными специалистами.
ЛИТЕРАТУРА:
- Казаченок, В.В. Информатизация учебного процесса в высшей школе: педагогические аспекты / В.В. Казаченок // Вышэйшая школа : навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. – 2012 . – №2. – С. 15-18.
- Новиков В.А., Сапун О.Л. Организация модульно-рейтингового обучения на основе системы дистанционного обучения «Moodle». Сборник монографий. Книга 24. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика. Воронеж-Москва. 2015. с. 79-88
- Вяткина И.В. Мультимедийная поддержка как средство интенсификации образовательного процесса в технологическом университете / И.В. Вяткина, А.А. Курзякова // Сборник материалов Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых VII «Нугаевские чтения», – 2014 г. С. 356–357.