ОЦЕНИВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Гаврилюк Анна Станиславовна,
учитель математики,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №10 имени А.Е. Бочкина г. Дивногорска Красноярского края,
аспирант,
Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева
Аннотация: в статье описан подход к созданию инструментария для оценивания уровня сформированности познавательных учебных действий при обучении математике в 7-9 классах на основе их динамической модели. Сформулированы требования к оценивающему средству с учётом возрастных особенностей обучающихся и содержания дисциплины.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, критерии и уровни сформированности, конструктор заданий, надежность, валидность.
Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) является обеспечение комплексного подхода к оценке как предметных, так и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Диагностическая деятельность на сегодняшний день является нормативно-обязательной для каждого педагога и для школы в целом.
Наиболее остро стоит вопрос диагностики метапредметных результатов подготовки обучающихся, в том числе универсальных учебных действий (УУД).
Педагогическая наука пока не предложила основной школе универсальные инструменты оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся, поэтому современная школа находится в поиске подходящего опыта [Кондратьева и др., 2016].
Заметный вклад в решение проблем оценивания метапредметных результатов обучения математике внесен Л.И. Боженковой, по мнению которой познавательные универсальные учебные действия составляют основу процесса решения математических задач. Предметные результаты обучения математике содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, в основе которых лежат познавательные УУД [Боженкова, 2016].
В рамках требований ФГОС ООО к результатам обучения выделим следующие познавательные универсальные учебные действия:
1) познавательные общеучебные УУД – определение изучаемого понятия, выделение его свойств, перевод информации из текстового представления в графическое или символьное, и наоборот, решение задачи разными способами и выделение наиболее оптимального, формулирование вывода;
2) познавательные логические УУД – сравнение объектов по существенным признакам, установление причинно-следственных связей, построение цепочек логических рассуждений, структурирование учебной информации [Гаврилюк, 2018].
В процессе поиска новых оценочных средств и создания эффективного инструментария, позволяющего не только оценивать уровень сформированности познавательных УУД, но и отслеживать его динамику в процессе обучения, были сформулированы специальные требования к оценочным средствам.
Оценочное средство должно:
1) быть удобно применимым в различных ситуациях, понятным и легко доступным как учителю математики, так и обучающемуся;
2) способствовать экономии учебного времени;
3) основываться на базовом математическом содержании, что способствует более «чистому» проявлению УУД;
4) давать результаты, которые легко обрабатывать, анализировать, систематизировать и хранить [Гаврилюк, Красноярск, 2018].
На основе анализа перечня адекватных умений, определённого Л.И. Боженковой [Боженкова, 2016], структуры и содержания УУД, рассмотренных О.В. Тумашевой и О.В. Берсеневой [Тумашева, Берсенева, 2016], были сформулированы критерии и описаны показатели сформированности познавательных УУД обучающихся 7-х, 8-х и 9-х классов [Гаврилюк, 2018].
Исходя из того, что каждый возрастной период школьника обуславливает основной или ведущий тип учебной деятельности [Эльконин, 2001], была проведена конкретизация показателей сформированности познавательных УУД этой категории обучающихся с учётом их возрастных особенностей, содержания и объёма учебного материала. При описании показателей каждого из критериев сформированности познавательных универсальных учебных действий были соблюдены требования чёткости, лаконичности, однозначности формулировок и их понятности каждому участнику образовательного процесса [Шкерина, 2015].
Для диагностики уровня сформированности каждого познавательного универсального учебного действия разработан конструктор заданий, представленный критериями сформированности действия, «определяющих слов» и шаблонов заданий (см. табл.1).
Таблица 1
Конструктор заданий для диагностики уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий (фрагмент)
Универсальное учебное действие |
Критерий сформированности | Определяющие слова |
Шаблон задания |
||||||||||||||||||
умение определять изучаемое понятие, выделять его свойства | умеет определять изучаемое понятие по его признакам | установите соответствие между понятиями и их характеристиками, свойствами или признаками |
Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Ответ:
|
На основании данного конструктора создан банк соответствующих заданий по различным тематическим линиям школьного курса математики 7-9 классов. Проведена оценка валидности и надёжности каждого задания.
Оценивание познавательных универсальных учебных действий происходило на основании критериально-уровневого подхода. Для каждого познавательного универсального учебного действия определены критерии и показатели сформированности (см. табл. 2) [Шкерина и др., 2018; Газейкина, Казакова, 2016].
Таблица 2
Показатели уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий (фрагмент)
Критерий сформированности УУД |
Показатель | Баллы |
Уровень сформированности УУД |
умеет определять изучаемое понятие по его признакам | установлены все соответствия
(показатель проявился полностью) |
2 | высокий |
установлены 1-2 соответствия
(показатель проявился частично) |
1 | средний | |
не установлено ни одного соответствия (показатель не проявился) | 0 | низкий |
Для проведения оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий разработанные диагностические задания были интегрированы в состав предметных контрольных работ в контексте их математического содержания, для выполнения которых востребованы соответствующие познавательные умения.
При выявлении уровня сформированности следует учитывать полноту усвоения компонентов познавательных универсальных учебных действий как комплекса соответствующих знаний, умений. В данной работе в зависимости от степени проявления критериев сформированности определены уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий: низкий, средний, высокий.
Описанный подход позволил создать валидный, надёжный инструментарий, который позволяет как оценивать уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, так и отслеживать его динамику в процессе обучения математике, который удобно применять и легко адаптировать к различным учебно-методическим комплексам и условиям.
ЛИТЕРАТУРА:
- Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре. – М.: Лаборатория знаний, 2016.
- Гаврилюк А.С. Особенности моделирования динамики универсальных учебных действий учащихся при обучении математике в 7-9 классах. В кн.: Современные проблемы и перспективы развития педагогике и психологии: сборник материалов 15-й международной науч.-практ. конф. – Махачкала: Издательство «Апробация», 2018. С.19-21.
- Гаврилюк А.С. Особенности мониторинга метапредметных результатов математической подготовки обучающихся. В кн.: Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. – Красноярск, 2018. С.124-127.
- Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 161-168.
- Кондратьева И.Н., Матюшкина М.Д., Рубашкин Д.Д. Познавательные универсальные учебные действия в основной школе: проблемы формирования и оценивания // Непрерывное образование. 2016. № 3(17). С.15-22.
- Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016.
- Шкерина Л.В., Кейв М.А., Берсенева О.В., Журавлева Н.А. Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов обучения математике в 5 классах: учебное пособие / [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск. 2018.
- Шкерина Л.В. Методика выявления и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов – будущих учителей математики: учебное пособие. – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
Уважаемая Анна Станиславовна! Хотелось бы увидеть примеры заданий. Возможно, Вам будет интересно познакомиться с работами М.В. Егуповой и Ю.А. Глазкова, связанных с формированием УУД в обучении геометрии. Например,
Глазков Ю.А., Егупова М.В.
Рабочая тетрадь по геометрии:7,8, 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы» ФГОС (к новому учебнику) / Москва, 2018.
Глазков Ю.А., Егупова М.В. ЗАДАНИЯ ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ//Математика в школе. 2017. № 2. С. 24-31
Уважаемая Марина Викторовна! В последующих своих публикациях я планирую представить примеры заданий. Спасибо вам за отзыв и ценные для меня рекомендации.
Уважаемая Анна Станиславовна, Вы затронули сложную проблему . Если Вы не знакомы с работой по этой проблеме , то надеюсь Вам будет интересно посмотреть защищённую в 2017 году диссертацию Е.В. Соколовой «Критериальное внутренне оценивание учебных достижений учащихся 7-9 классов в обучении геометрии» (она есть на сайте МПГУ) и соответствующая монография (авторы Л.И. Боженкова, Е.В. Соколова). Успехов Вам!
Уважаемая Людмила Ивановна! Спасибо вам за отзыв. Я, конечно же, обращаюсь к вашему опыту и опыту ваших коллег. Любой ваш совет или рекомендация очень ценны и важны для меня. Непременно воспользуюсь.