МОДЕЛЬ РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ

By | 21.04.2019
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ

Миначенко Светлана Валерьевна,
студентка 4 курса
Научный руководитель: Уткина Т.И.,
доктор педагогических наук, профессор
Орский гуманитарно-технологический институт
(филиал) Оренбургского государственного университета

Аннотация: представляется модель развития у младших школьников умений графического моделирования в процессе обучения решению текстовых задач на движение. Раскрывается содержание модели. Выявляется компонентный состав умения по использованию графических моделей в текстовых задачах на движение.

Ключевые слова: модель, графическое моделирование, текстовые задачи на движение.

В данной работе предъявлены результаты исследования по проектированию модели развития у младших школьников умений графического моделирования в процессе обучения решению текстовых задач на движение.

Актуальность проблемы определяется социальным запросом, сформулированным в ФГОС, а также текущей ситуацией в школах, а именно: неправильное построение начального восприятия условия задачи для обучающихся и ее последующего анализа, которые проводятся без необходимой связи с жизнью (то есть жизненным опытом детей), воссозданной в задаче, без ее предметного и графического моделирования; при анализе используется лишь краткая запись условия задачи или готовые схемы, составленные учителем, либо заранее предложенные учебником, а создание модели самим учителем на глазах у детей или самими детьми в процессе разбора задачи практически всегда игнорируется. При разборе задачи вместе с классом и её решении учителя чаще всего обходятся ответами пары учеников, не уделяя должного внимания тому факту, что остальные просто переписывают информацию, не понимая её смысла.

В основу проектирования модели положены результаты ранее проведенного теоретического исследования по выявлению содержания и компонентного состава умений графического моделирования при решении младшими школьниками текстовых задач на движение: умение анализировать ситуацию, предложенную в задаче; умение соотносить данные величины с искомыми, распознавать данные элементы в различных сочетаниях; умение выявлять скрытые свойства задачной ситуации, создавать новые комбинации известных понятий и фактов, относящихся к элементам данной задачи, соотнося их с ее условием и целью; умение конструировать простейшие математические модели данной ситуации (графическое, схематическое изображение задачи); умение интерпретировать результаты работы над моделью данной задачной ситуации; умение оформлять найденное решение задачи кратко и четко (символически, текстом, графически); наглядно иллюстрировать ведущие идеи; умение оценивать результаты решения задачи с разных точек зрения (правильность, эстетичность, значимость); обобщать результаты решения; умение эффективно осуществлять отбор полезной информации, содержащийся в самой задаче и в процессе ее решения; систематизировать эту информацию, соотнося ее с имеющимися знаниями и опытом.

Методологической основой проектирования модели являлись труды Н.Б Истоминой [3], Т.Е. Демидовой [2], М.И. Моро [4], И.И. Целищевой [7], Л.М. Фридмана [6], Л.П. Стойловой [5], М.А. Бородулько [1]. В данной работе под моделью понимается созданный объект в виде таблицы, которая отражает в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Разработанная модель включает пять блоков (см. рис. 1) (целевой, методологический, содержательный, диагностический, результативный).

Целевой блок ориентирован на развитие умений графического моделирования в процессе обучения решению текстовых задач на движение у учащихся начальной школы.

Методический блок раскрывает подходы (системно-деятельностный, личностно и практико-ориентированный), принципы (принцип вовлечения в графическое моделирование текстовых задач на движение, принцип активизации потребности в новых знаниях, принцип связи с жизнью), и ориентированность на требования ФГОС относительно личностных, предметных и метапредметных результатом обучения.

В содержательном блоке раскрываются направления развития умения графического моделирования у младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач на движение через основной курс математики, дополнительную общеразвивающую программу «Учимся решать задачи на движение» (курс по выбору) и внеурочную работу (Конкурс «Лучшее решение задачи на движение»).

Развитие умений через основной курс математики модель рассматривает посредством использования комплекса задач с рисунками, условными рисунками, чертежами и схематическими чертежами.

Общая трудоемкость дополнительный общеразвивающей программы составляет 140 часов и включает следующие модули: подготовка к изучению, первые задачи на движение; виды задач на движение; интерпретация.   

Диагностический блок выявляет три уровня развития умения по использования графических моделей в обучении младших школьников решению текстовых задач на движение и раскрывает методику обработки результатов, полученных в ходе реализации содержательного блока. Низкий уровень – от 0 до 2 баллов – обучающийся не умеет проектировать графическую модель. Восприятие задачи осуществляется учеником поверхностно, неполно. При этом ученик вычленяет зачастую несущественные элементы задачи.

рис. 1. Модель развития у младших школьников умений графического моделирования в процессе обучения решению текстовых задач на движение

Ученик не может и не пытается предвидеть ход ее решения. Не использует графическую модель. Средний уровень – 3 балла — не уверен, делает ошибки в проектировании графической модели. Восприятие задачи сопровождается ее анализом. Ученик стремится понять задачу, выделить данные и искомое, но способен установить между ними лишь отдельные связи. Пытается использовать графическую модель, но не умеет верно ее составить. Высокий уровень – 4 балла — уверено и самостоятельно решает задачу с проектированием графической модели. Ученик выделяет целостную систему взаимосвязей между данными и искомым. Ученик способен самостоятельно увидеть разные способы решения и выделить наиболее рациональный из возможных. Верно составляет и умело пользуется графической моделью.

Результативный блок позволяет делать вывод о переходе обучающихся на более высокий уровень развития у младших школьников умений графического моделирования в процессе обучения решению текстовых задач на движение.

Представленная модель прошла апробацию на базе МОАУ СОШ №25 г. Орска и внутревузовской конференции, в ходе которой доказана эффективность разработанной модели.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Бородулько М.А., Стойлова Л.Г. Обучение решению задач и моделирование // Начальная школа. — № 8. — 2008. — С. 26-32.
  2. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач. — М.: Академия, 2002. — 288 с.
  3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. — 288 с.
  4. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. — М.: Просвещение, 1975. — 304 с.
  5. Стойлова Л. П. Математика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2007. — 432 с.
  6. Фридман Л.М. Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  7. Целищева И.И. Моделирование в процессе решения текстовых задач // Начальная школа — № 3. — 1996. — С.32- 37.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments