ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАБОРОВ РОББО (SCRATCHDUINO) В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Жигулина Марина Павловна,
студент, ФГБОУ ВО «МПГУ»
Россия, г.Москва
Аннотация: в статье рассматриваются преимущества набора РОББО, включающего РОББО Лабораторию и РОББО платформу. Приводится пример реализации проекта на совместное использование лаборатории и робоплатформы.
Ключевые слова: РОББО, Лаборатория, Робоплатформа, робототехника, Scratch, ScratchDuino, проект, Arduino.
Если спросить современного подростка кем он хочет стать в будущем, то почти каждый ответит, что программистом, робототехником или инженером. В наше время робототехника развивается стремительными темпами – крайне востребованы как специалисты, занимающиеся разработкой роботов, так и их обслуживанием. Создание или обслуживание робота можно разделить на 2 части: создание аппаратного исполнительного механизма и программной интеллектуальной части.
Для современного учащегося предоставлено множество вариантов, которые, тем не менее, обладают различными недостатками. Адаптированные конструкторы имеют ограничения в конструктивных возможностях и, как следствие, создают препятствия для свободного творчества детей. В тоже время другие комплекты обладают более гибкими аппаратными возможностями, но достаточно сложны с точки зрения создания программного обеспечения. Данные комплекты требуют определённых знаний в алгоритмике и синтаксисе современных языков программирования, которые, иногда, бывает сложно постичь школьникам. Среди имеющихся решений можно выделить оптимальный выбор — визуальная среда программирования и широкий спектр конструкторских возможностей. В таких терминах можно выделить комплект РОББО (ранее ScratchDuino). Проект создан на базе языка программирования Scratch и свободного микроконтроллера Arduino. При помощи РОББО можно обучить детей, школьников и студентов основам программирования, робототехники и конструирования роботов.
Цель проекта — развитие творческих и технических способностей ученика, подготовка специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике. Комплекс призван заинтересовать детей программированием — за счет программирования на простом наглядном языке и программированием реального устройства.
Набор РОББО включает в себя 2 проекта: РОББО Робоплотформу и РОББО Лабораторию.
Робоплатформа нацелена не на конструирование робота, а на программирование. Достаточно установить в робота «мозг», в роли которого выступает картридж Arduino, вставить нужные датчики, и он готов к работе. Необходимо только произвести калибровку и несложную настройку датчиков, а потом использовать эти данные в вашей программе.
Лаборатория помогает научить детей получать данные из внешних источников (сенсоров), калибровать их, обрабатывать полученную информацию и использовать ее при написании программ. Это специальная плата, подключив которую к компьютеру вы получите доступ к внешним датчикам и устройствам управления (сенсорам в терминологии Scratch). РОББО лаборатория дает возможность взаимодействовать с персонажами, управлять ситуацией в проектах или каким-то образом познавать окружающий мир без использования клавиатуры и мыши.
Наборы РОББО легко использовать в школе. После изучения конструкторов и всех их датчиков начинается самое интересное – создание проектов с совместным использованием Лаборатории и Робоплатформы. Приведем пример одного из таких проектов под названием «Диспетчерская»
Идея проекта:
Представьте, что вы диспетчер на атомной электростанции. У вас есть пульт управления, для активации которого нужно ввести особый код, чтобы получить доступ к управлению. На станции установлен датчик температуры, если есть угроза взрыва, то вы должны послать бота-разведчика, который двигается по определенной линии (датчик линии) и с помощью ИК глаза он должен определить, есть ли разрушения, если есть, то на пульт управления посылается определенный световой и звуковой сигнал и диспетчер должен направить все службы на устранение последствий, определенной кнопкой на пульте. Если разрушений нет, то нужно срочно направлять специалистов для устранения проблемы (тоже определенный звуковой и световой сигнал), специальной кнопкой.
Приступим к написанию программы:
Сначала напишем программу для бота(платформы). Будем считать, что бот и диспетчер посылают друг другу сообщения. Поэтому бот должен начать движение, как только получит сообщение:
Дальше нам необходимо, чтобы бот пошел по нарисованному для него пути, используя датчик линии. Нашим условием будет то, что значение Аналог Робот 3 должно быть <20 (в вашем случае может быть другое значение и другой аналог, зависит от освещения и выбранного входа). Если условие выполняется, то значит двигаемся прямо, а если нет, то значит здесь поворот и необходимо повернуться. Также программа должна выполняться всегда.
Теперь с помощью ИК-глаза бот должен проанализировать обстановку, если значение аналог 0 будет меньше 35 значит путь свободен и нужно просто выслать команду специалистов, т.е. послать определенное сообщение, если же больше, значит произошел взрыв и нужно вызывать все службы для устранения последствий, тоже послать определенное сообщение:
Программа для бота готова!
Теперь приступим к программированию диспетчерского пульта:
Сначала придумайте какой у вас будет пароль для входа. Вы можете использовать как лабораторию (кнопки, датчики звука или света), так и саму среду Скрейтч. И каким образом будет открыт доступ к дальнейшей программе (например, может передаваться сообщение).
Далее нам нужно разобраться с температурой, получить такую высокую температуру в классе не получится, поэтому будем полученные значение умножать на 100. Будем считать, что опасность возникает, если температура стала более 2000 градусов.
Предположим, что мы получили сообщение о том, что доступ разрешен. Дальше мы должны анализировать показания с датчика температуры и если есть опасность, то послать бота разведчика, передав ему сообщение:
Теперь нам необходимо создать 2 новых костюма для нашего спрайта, чтобы оповещать диспетчера, что служба вызвана:
Рассмотрим какие сообщения получает диспетчер и что он должен делать:
- Специалисты: играются определённые ноты и мигает желтый светодиод. Необходимо нажать жёлтую кнопку и должно появится 1 оповещение для диспетчера
- Взрыв: мигают все 8 светодиодов и играет несколько нот. Необходимо нажать чёрную кнопку и вывести оповещение.
Звуковой и световой сигнал должен быть активен до тех пор, пока специалист не вызовет службу.
Программа для сообщения Специалисты:
Программа для сообщения Взрыв!:
Программа для диспетчера готова!
Вам осталось только создать декорации и доработать программу на ваше усмотрение!
ЛИТЕРАТУРА:
- РОББО — образовательная робототехника // http://robbo.ru/ URL: http://robbo.ru/products/robotkit/ (дата обращения: 10.04.19).
- Skolkovo Community // http://sk.ru/news/ URL: https://sk.ru/news/b/press/archive/2016/10/11/v-peterburge-nachali-vklyuchat-robototehniku-v-shkolnuyu-programmu.aspx (дата обращения: 10.04.19).
Спасибо! Заинтересованность школьника изучением робототехники приведет к заинтересованности в углубленном изучении системных дисциплин, что может стать решающим фактором в выборе дальнейшей профессии. Единственный минус — высокая цена. Не каждая школа может позволить себе такое оборудование.
Добрый вечер, Марина Павловна! Спасибо за интересную статью. Действительно, комплекты РОББО делают образовательный процесс интерактивным и увлекательным. Скажите пожалуйста, конструкторы ScratchDuino свободны? Откуда можно скачать все необходимые схемы, список деталей, инструкции?
Добрый день! Спасибо за интересную статью. На какой возраст оринтирован этот проект?