ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА КАК СПОСОБ ДИССЕМИНАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
Лозбичева Елена Анатольевна,
руководитель МО учителей информатики
Гусь-Хрустального района
Владимирской области
Учитель не профессия, а вся жизнь!
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что ты преподаешь,
и любить того, кому преподаешь.
В.Ключевский
Происходящие изменения в общественной жизни требуют поиска новых способов образования, педагогических технологий, направленных на развитие личности, творческой инициации, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать разнообразные задачи.
Это невозможно без широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, совершенствования форм и методов работы. Безусловно, эти требования обращены прежде всего к педагогическим кадрам, которые непосредственно должны реализовывать, формировать, воплощать, анализировать, а также стремиться к достижению высоких результатов образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя — это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.
Перед районным методическим объединением учителей информатики Гусь-Хрустального района встал актуальный вопрос: «Как одновременно обеспечить преемственность между начальным и средним звеном обучения, взаимодействие опытных педагогов и молодых специалистов; а также создать практико-ориентированное методическое пространство, способствующее успешному обучению учащихся?» Работа Школы передового педагогического опыта стала тем звеном, которое помогло объединить усилия опытных педагогов и обеспечило повышение мастерства молодых учителей.
Цели:
- Создание целостной системы взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального роста каждого учителя.
- Обобщение и распространение опыта по результатам апробации инновационных образовательных программ и новых образовательных технологий.
Задачи:
- Создание и апробация модели методического сопровождения педагогов, обеспечивающей профессиональный рост, развитие активного творчества.
- Использование различных способов презентации общественности результатов образовательной деятельности (участие педагогов в форумах и конференциях, фестивалях и конкурсах, публикации в научно-методических изданиях и в сети Интернет).
- Распространение передового педагогического опыта коллектива через организацию и проведение семинаров, фестивалей, конференций, мастер-классов.
- Оказание методической и консультационной помощи другим образовательным учреждениям по вопросам инновационной педагогической деятельности.
Технологический цикл работы с передовым и инновационным педагогическим опытом может считаться завершенным только в том случае, если в него включена модель освоения этого опыта профессионально-педагогическим сообществом. С процессом освоения опыта связаны такие процессы как «внедрение», «трансляция», распространение», «обмен». В этом понятийном поле сегодня появился еще один термин – диссеминация. Этим понятием обозначается особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания». Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, редуцируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом.
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Одним из условий диссеминации — распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является Школа передового педагогического опыта, которая создает следующие каналы диссеминации:
- информационные — выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом;
- коммуникационные — профессиональные события;
- обучающие — организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения;
- экспертные — оценка и поддержка участников процесса диссеминации.
Обобщая практику распространения педагогического опыта, нами намечены следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:
- ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
- «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
- практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, семинары, практикумы);
- свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.
В качестве форм тиражирования инновационного педагогического опыта в работе Школы передового педагогического опыта наиболее распространенными являются следующие мероприятия:
- стажировки на базе лучших школ;
- консультации, практикумы, открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- обучающие и деловые игры
- мастер-классы, педагогические мастерские, семинары
- конференции, аукционы педагогических идей, презентации, выставки, форумы, ярмарки, фестивали, публикации, выступления в СМИ.
Формы распространения инновационного педагогического опыта, используемые в работе Школы передового педагогического опыта (см.табл.1)
Таблица 1
ФОРМА | КРАТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ |
Семинар-практикум, игра | Руководит «школой» учитель, чей опыт изучается. Он проводит занятия с учителями, которые хотят познакомиться с его опытом работы. |
Мастер-классы | Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта. Учителя участвуют в педагогическом процессе вместе с мастером, усваивают педагогический опыт и претворяют его в жизнь. Весь школьный коллектив готовится к нему и показывает накопленный опыт. |
Аукцион «педагогических идей» | Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Учителя показывают фрагменты уроков, накопленный дидактический материал. Урок записывается на видео. Жюри отмечает самые лучшие перспективные идеи. Идеи предлагаются в импровизационной форме. |
Творческие группы | Создаются с целью поднять качество образования через изучение и распространение инновационных идей обучения и образования школьников. |
Банк пед.опыта | Тема. Проблема. Разрешение. Результат. Все данные вносятся в компьютер. |
Печатные способы распространения пед. опыта | Методический бюллетень, брошюры, книги, альбомы и др. |
Фестивали инновационного управленческого и педагогического опыта | Носят деятельностный характер и включают его участников в активную работу по принятию представляемого опыта, освоению технологий, способов работы с современными средствами обучения, в том числе компьютерами, интерактивными досками, программно-методическим обеспечением информационно-коммуникационных технологий, использованием ресурсов Интернет, создаваемых баз данных по отдельным предметам и др. |
Подведение итогов работы педагогов происходит по окончании каждого триместра и на научно-практической конференции в конце учебного года, где учителя представляют результаты своей педагогической деятельности, указывается проблемное поле и намечается стратегия работы по обобщению и трансляции опыта педагогов района на следующий учебный год.
Школа передового педагогического опыта методического объединения учителей информатики Гусь-Хрустального района находится в постоянном развитии, предлагая коллегам новые варианты диссеминации передового опыта.
ЛИТЕРАТУРА:
- Егорова Л.Н. Модель дифференцированного контроля знаний учащихся// Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011. — №1.-С.45-48.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. – С.158 – 163.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2015. – С.14 – 18.
- Иванова К.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2015. – С.14 – 18.
- Корсакова, Т. В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения // Педагогика. — 2009. — № 10. — С. 46 — 50.
- Осмоловская, И. М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182 — 188.
- Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения». Ч.1: Какими качествами должен обладать педагог, если он собирается внедрять на своих занятиях ФГОС? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 4. — С. 22 – 25.
Уважаемая Елена Анатольевна!
Спасибо за то, что представили школы передового педагогического опыта учителей информатики. Нет ли возможности ознакомиться с материалами конкретных мероприятий, проведенных в рамках школы учителями? Возможно, эти материалы размещены где-нибудь на сайте?
Добрый день, Людмила Леонидовна! Материалов очень много. Пример можно посмотреть по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/11InBMUKr50QNCxM-qSBU1ED1WdJrQg_j?usp=sharing
Уважаемая Людмила Леонидовна! Спасибо за отзыв. Материалы можно посмотреть по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/11InBMUKr50QNCxM-qSBU1ED1WdJrQg_j?usp=sharing