ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТИФЛОТЕХНОЛОГИЙ И ГАДЖЕТОВ
Гаврилова Екатерина Александровна,
старший преподаватель,
Александрова Наталья Алексеевна,
кандидат педагогических наук, доцент
Саратовский национальный исследовательский
государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: В статье представлен опыт тифлопросветительской работы, направленной на формирование готовности студентов, обучающихся в Саратовском национальном исследовательском государственном университете по направлению подготовки «Педагогическое образование» разных профилей, к инклюзивному образованию детей с нарушениями зрения в массовых школах. Рассматриваются возможности современных компьютерных тифлотехнологий и гаджетов в обучении слабовидящих и незрячих детей. Материалы статьи могут использоваться в процессе подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, школьники с нарушениями зрения, формирование готовности будущих педагогов, тифлопросветительская работа, компьютерные тифлотехнологии и гаджеты.
Инклюзивное образование школьников с нарушениями зрения – одна из актуальных проблем современной педагогической науки. Сегодня активно ведётся разработка и практическая реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей различных нозологий, в том числе детей с нарушениями зрения. Предполагается, что таким детям не обязательно обучаться в специальных учреждениях: в обычной общеобразовательной школе они не только могут получить более качественное образование, но и успешно адаптироваться к жизни, реализовать потребность в эмоциональном и физическом развитии [2]. Наряду с развитием инновационных инклюзивных образовательных практик особую актуальность приобретает подготовка будущих педагогов к формированию инклюзивной образовательной среды, к психологической и коррекционной поддержке школьников разных нозологических групп. Поэтому уже на этапе профессионального обучения необходимо не только вооружать будущего учителя специальными знаниями, но и формировать у него позитивное отношение к включению особого ученика в образовательный процесс, погружая в ситуации, связанные с пониманием и принятием ребёнка с особыми образовательными потребностями и возможностями.
В 2013 г. в Российской Федерации утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В соответствии с этим стандартом педагоги при реализации общепедагогической функции «Обучение» должны уметь «применять специальные подходы к обучению при включении в образовательный процесс обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». При реализации развивающей деятельности трудовые действия педагогов включают: «Освоение и применение психолого-педагогических технологий, в том числе инклюзивных». Не менее важным, на наш взгляд, являются и прописанные в профессиональном стандарте профессиональные умения по овладению профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния физического и психического здоровья [3]. Таким образом, формированию эффективной инклюзивной образовательной среды в школе предшествует формирование и развитие готовности будущего учителя к принятию идей инклюзивного образования и дальнейшей профессиональной деятельности в инклюзивном образовательном пространстве школы.
Вопросам формирования готовности будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями и возможностями посвящён ряд исследований российских (С.В. Алёхина, Д.В. Воробьёва, Т.В. Емельянова, Е.В. Кетриш, Н.Н. Малярчук, В.В. Хитрюк, Ю.В. Шумиловская и др.) и зарубежных (D. Berg, A. Boer, E.-H. Mattson, G. Meyer, M.Oliver, T.M. Shea и др.) учёных.
Исследователи выделяют профессиональную и психологическую готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Структуру профессиональной готовности составляют информационная готовность, владение педагогическими технологиями, знание основ психологии и коррекционной педагогики, понимание индивидуальных отличий детей, готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения, знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развитии, готовность к профессиональному взаимодействию и обучению. Психологическая готовность включает эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии, включение детей разных нозологий в работу на уроке, удовлетворенность собственной педагогической деятельностью [1].
С целью формирования готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль.» совместно с Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н.Г. Чернышевского разработала проект «Вижу мир сердцем». Проект реализуется при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. В рамках проекта проводится тифлопросветительская работа со студентами, обучающимися в Саратовском национальном исследовательском государственном университете по направлению подготовки «Педагогическое образование» разных профилей, и молодыми учителями школ г. Саратова и Энгельса. Такая работа является средством подготовки будущих и молодых педагогов к обучению слабовидящих и незрячих школьников.
На сегодняшний день в рамках проекта «Вижу мир сердцем» были проведены следующие тифлопросветительские мероприятия:
- Занятия со студентами – будущими педагогами по подготовке серии социальных видеороликов о проблемах людей с нарушениями зрения. Ролики самостоятельно сняты и смонтированы студентами и доступны по ссылке https://www.youtube.com/channel/UCCzfM7oIEq5WWkzLjFk7mJA.
- Посещение студентами – будущими педагогами выставки тактильных книг, организованной Покровским храмом г. Саратова совместно с Зональной научной библиотекой имени В.А. Артисевич СГУ.
- Инклюзивная игра «Пластилиновый театр», направленная на привлечение участников к взаимному сотрудничеству, взаимопомощи и поддержке, доверительному общению, установлению благоприятного эмоционального климата в группе.
- Посещение студентами – будущими педагогами лаборатории инклюзивного обучения Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. В лаборатории состоялось знакомство ребят с инновационными технологиями цифрового общества, компенсирующими недостатки зрения обучаемых, и специализированными техническими средствами.
- Обучающие семинары для будущих и молодых педагогов, призванные обучить применению инклюзивных технологий в образовательном процессе.
Особое внимание во время обучающих семинаров уделяется знакомству целевой аудитории с возможностями компьютерных тифлотехнологий и гаджетов в обучении слабовидящих и незрячих детей.
Специальные возможности Windows – «Экранную лупу» и «Экранный диктор» удобно использовать учителю при организации уроков в классе, где обучаются дети с нарушениями зрения, при отсутствии возможности установки на классные компьютеры специализированных программ экранного доступа. «Экранная лупа» позволяет увеличивать экран так, как это можно сделать с помощью увеличительного стекла, и подходит для организации учебного процесса слабовидящих детей. «Экранный диктор» озвучивает отображаемый на экране текст и может использоваться учителем при организации занятий с незрячими и слабовидящими детьми.
Программы экранного доступа, осуществляющие голосовой комментарий действий, производимых пользователем с видимыми экранными объектами, также могут быть полезны учителю в процессе обучения ребят с нарушениями зрения. В лаборатории инклюзивного обучения студенты знакомятся с возможностями популярной платной программы экранного доступа JAWS и сравнивают их с функционалом свободно распространяемой программы экранного доступа NVDA. Применение программ экранного доступа целесообразно как в обучении слабовидящих, так и в обучении незрячих школьников.
Для реализации проекта «Вижу мир сердцем» было приобретено и установлено программное обеспечение экранного увеличения Zoom Text Magnifier/Reader, в результате чего студенты получили возможность протестировать его функционал. Помимо функций увеличения экрана Zoom Text Magnifier/Reader может осуществлять речевой вывод, выполнять настройку количества проговариваемой информации, чтения текста в последнем активном приложении и др. Данная программа полезна, прежде всего, при организации обучения слабовидящих учеников.
Особый класс программ представляет многофункциональное программное обеспечение, включающее в себя весьма богатый инструментарий и ориентированное на особые потребности пользователей с нарушениями зрения. К числу таких программ относится ZoomText Fusion 11.0 Pro, приобретённая для реализации проекта «Вижу мир сердцем», и SuperNova, установленная в лаборатории инклюзивного обучения. Обе программы доступны для практического освоения студентами – будущими педагогами. Данные программные продукты в первую очередь ориентированы на слабовидящих пользователей. Однако, программа SuperNova помимо настроек по увеличению экрана и речевого вывода, позволяет работать с вводом/выводом текста по Брайлю, сканировать и затем читать книги, слушать новостные передачи, радио.
На обучающих семинарах, знакомящих будущих педагогов с возможностями компьютерных тифлотехнологий в обучении слабовидящих и незрячих детей, изучается также программное обеспечение синтеза речи Балаболка. Открыв с помощью данной программы текстовый файл, а затем, нажав кнопку «Прочесть вслух», пользователь услышит голосовое сопровождение имеющегося текста. Прочитанные слова выделяются синей подсветкой, что даёт возможность пользователю с остаточным зрением наблюдать за процессом чтения текста. Текст на экране программы Балаболка может быть сохранён в форматах WAV, MP3, MP4 и др., а позже прослушан пользователем. Программа распространяется свободно, что весьма удобно для учителя, работающего в классе, где обучаются дети с нарушениями зрения.
Большой интерес студентов, принимающих участие в обучающих семинарах, неизменно вызывает приобретённая для реализации проекта «Вижу мир сердцем» программа создания цифровых говорящих книг EasyConverter. EasyConverter осуществляет перевод текстового формата в МР3, Брайль, специализированный формат DAISY. Формат DAISY сочетает различные способы представления материала: обычный текст, аудио материалы и иллюстрации. Цифровые говорящие книги учитель может создавать вместе со слабовидящими и незрячими ребятами.
Невизуальное управление сенсорными устройствами Android и IOS служит темой оживлённых дискуссий участников семинара. Управление сенсорными устройствами на Android осуществляется с помощью встроенного приложения речевого доступа TalkBack и системы специальных жестов. Будущие педагоги знакомятся с приложениями Blind-Droid Wallet (распознавание денежных купюр), Google Goggles (распознавание объектов, текста, предметов), ассистентом голосового управления «Дуся», навигационным приложением OsmAnd, NFC-метками (маркировка предметов, метки на запуск сайтов и др.) Управление сенсорными устройствами на IOS осуществляется с помощью VoiceOver – управляемой жестами функции голосового сопровождения интерфейса. Среди изучаемых приложений – Банкноты 2017 (распознавание денежных купюр), ассистент голосового управления Siri, и снова NFC-метки и OsmAnd. Сенсорным устройством сегодня располагает каждый школьник, поэтому организация работы на занятии с мобильным приложением не составит труда учителю.
Мероприятия, организуемые в рамках проекта «Вижу мир сердцем», являются средством формирования готовности педагогов к обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивной школы. Планируется дальнейшее проведение обучающих семинаров для молодых учителей школ г. Саратова и Энгельса, организация фестиваля инклюзивных образовательных технологий на базе школ г. Саратова и Энгельса, разработка сайта для учителей и родителей в поддержку обучения детей с нарушением зрения.
ЛИТЕРАТУРА:
- Алёхина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алёхина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – С. 83-92.
- Емельянова Т.В. Теоретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования / Т.В. Емельянова, Ю.М. Александров // Вектор науки Томского государственного университета. 2013. № 3. – С. 420–423.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»// URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 31.03.2019)
Уважаемые Екатерина Александровна и Наталья Алексеевна!
Инклюзивное образование детей в массовых школах — очень сложное дело, требующее специальной подготовки. Спасибо большое за представленный в статье опыт. Можно ли познакомиться с результатами проекта «Вижу мир сердцем» более детально? Представлены ли они где-нибудь в интернете?
Дорогая Людмила Леонидовна! Благодарим Вас за интерес к нашей работе! Проект «Вижу мир сердцем» реализуется с ноября 2018 года по ноябрь 2019 года, соответственно сейчас он в стадии активного выполнения. Часть проделанной работы можно увидеть по ссылке https://www.youtube.com/channel/UCCzfM7oIEq5WWkzLjFk7mJA. Но это только верхушка того айсберга, с которым мы столкнулись :-). Параллельно проекту мы проводим свое педагогическое исследование по формированию готовности будущих педагогов к работе с детьми с ОВЗ в обычной школе. Проводим сейчас масштабное анкетирование, результаты которого в скором времени будем представлять к публикации. Конечно, бОльшая часть действующих педагогов не готовы к работе с особенными детьми. Но молодые педагоги несколько иначе… Read more »