ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ УСИЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАУКОЁМКИХ ДИСЦИПЛИН

By | 23.04.2019
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ УСИЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАУКОЁМКИХ ДИСЦИПЛИН

Надеждин Евгений Николаевич,
доктор технических наук, профессор,
Тульский государственный педагогический
университет имени Л.Н. Толстого

Аннотация. На современном этапе реформирования системы подготовки инженерных кадров важную роль играет мотивация студентов к учебной деятельности.  Междисциплинарный термин «Учебная мотивация» представлен как многоаспектный концепт, в значительной степени определяющий познавательную активность субъекта и качество освоения им учебных программ. Раскрыты особенности учебной мотивации студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Приведён перечень способов повышения интенсивности учебной мотивации студентов наукоёмких специальностей в условиях педагогического университета.

Ключевые слова: высшее образование, качество обучения, учебная мотивация.

На этапе инновационного развития экономики центральное место в системе высшего образования России занимает проблема повышения качества подготовки инженерных кадров [5, 6]. В силу многообразия объективных и субъективных факторов решение этой государственной проблемы требует системного подхода к комплексу накопившихся педагогических проблем. Как показали педагогические исследования, одним из необходимых условий успешной реализации образовательной программы университетской подготовки бакалавров по направлению 02.03.03 «Математическое обеспечение и  администрирование информационных систем» является наличие у обучающихся высокой учебной мотивации.   

В психологии принято следующее определение: «Мотивация — это совокупность потребностей, влечений и желаний человека, которые направляют его деятельность» (Коджаспиров А.Ю., 2005 г.). В педагогической литературе известно несколько определений термина «Мотивация», акцентирующих внимание на тех или иных аспектах личности субъекта. Например, Подласый И.П. понимает мотивацию как « … процессы, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования».

В настоящее время мотивация как сложное психическое явление трактуется по-разному [2, 3, 7].  С одной стороны, это – совокупность факторов определяющих поведение субъекта, с другой стороны  – совокупность мотивов, и, наконец, мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

В общем случае учебная мотивация понимается нами как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности и направленность её учебной деятельности [3, с.6]. К числу таких факторов следует отнести: мотивы,  потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

При этом мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) представляет собой внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности; субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действий человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.

В интересах исследования для содержательного описания термина «Мотивация» раскроем его функционал. Опираясь на известные работы Маслоу А.Х., Марковой А.К., Ильина Е.П. и др. исследователей, выделим следующие функции мотивации:

1) побуждает, инициирует действия, деятельность, поведение человека;
2) определяет избирательность психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения и др.;
3) формирует структуру целеполагания, включая: выбор целей, средств и действий;
4) направляет деятельность и действия на мотивационные объекты;
5) поддерживает направленность деятельности и поведения субъекта, обеспечивает стабильность познавательных интересов, а также настойчивость, систематичность и интенсивность деятельности;
6) регулирует, контролирует реализацию поставленного намерения и                 выполнение выбранного действия;
7) переключает одно действие на другое при возникновении трудностей или стимулирует поиск выбор новых путей действия, реализующих мотив;
8) тормозит, прерывает или завершает выполнение деятельности, т.е. осуществляет функцию торможения.

Систематизация и анализ статистических материалов, отражающих результаты итоговой успеваемости студентов (направление 02.03.03, профиль «Информационные системы и базы данных») по профильным дисциплинам, изучаемым на втором и третьем курсах, позволила выявить тенденцию снижения учебной мотивации студентов на втором и третьем курсах обучения. Установлено, что причиной ослабления учебной мотивации явилось комплексное воздействие множества объективных и субъективных факторов.

В первую очередь к таким факторам следует отнести:

  • непрерывное изменение содержания рабочих программ в результате эволюции образовательных стандартов и, как следствие, недостаточно апробированное методическое и информационное обеспечение учебных дисциплин;
  • высокий уровень внеучебной нагрузки преподавателей, которые вынуждены тратить личное время и творческую энергию на выполнение дополнительных работ (профориентация старших школьников, подготовка и публикация научных работ, участие конференциях, конкурсах и др.), обеспечивающих индивидуальный рейтинг преподавателя в соответствии с требованиями эффективного контракта;
  • ослабленная система контроля за текущей и итоговой успеваемостью студентов, в которой остаются слабые звенья, через которые происходит уклонение обучающихся от ответственности за низкую посещаемость занятий;
  • высокая стоимость учебной литературы (учебников, пособий) и ограниченный доступ к электронным образовательным ресурсам и к программным продуктам;
  • низкий базовый уровень математической подготовки студентов, обусловленный заниженными требованиями к абитуриентам;
  • сложность материала профильных дисциплин, требующая от студентов ежедневного психологического напряжения, полного погружения в учебную деятельность и навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
  • необходимость высокого уровня индивидуальной активности и самодисциплины, ответственности и организованности при прохождении курса обучения;
  • доступность для молодого поколения широкого спектра развлечений и праздных занятий без отрыва от повседневной студенческой жизни;
  • многопользовательский доступ к интернет-ресурсам, позволяющий без напряженного индивидуального труда оперативно получать информацию и выполнять учебные задания по дисциплинам учебного плана.

Ситуация усугубляется в связи с широкими возможностями сетевых технологий массовой коммуникации, которые способствуют общению студентов через форумы, чаты и электронную почту в интересах бесконтрольного обмена  методической литературой и результатами учебной деятельности (курсовые работы, доклады, рефераты, контрольные и лабораторные работы и др.).  

Таким образом, в условиях  информационного общества, когда открываются  широкие возможности в области массовой коммуникации и доступа к научным и образовательным ресурсам, деятельность педагога высшей школы выходит на новый уровень методической сложности, а традиционная задача активизации и поддержания интенсивности учебной мотивации студентов переходит в разряд ключевых проблем современной дидактики и педагогической психологии.

Опираясь на достижения педагогической науки, покажем роль мотивации в реализации традиционных дидактических задач.

Одним из базовых положений современной теории обучения в высшей школе является закон единства учебной и обучающей деятельности [1, с.113-114]. В соответствии с этим законом учебный процесс рассматривается как взаимосвязанная и взаимозависимая деятельность преподавателей и студентов, направленная на реализацию положений основной образовательной программы. При этом деятельность педагога и студентов регламентируется дидактическим треугольником, связывающим передачу знаний, усвоение знаний и формирование системы знаний в соответствии с задачами и целями обучения. Настоящий закон обусловливает роли и функции педагога  и студентов в учебном процессе.

Преподаватель определяет пути, формы и средства передачи, усвоения и преобразования знаний и умений в систему компетенций, осуществляет контроль за состоянием и динамикой компетенций, оценивает результаты прохождения той или иной учебной дисциплины. Студенты изучают под руководством преподавателя  содержание учебных дисциплин, приобретают соответствующие знания, умения и навыки. Таким образом, в результате целенаправленной учебной деятельности у обучающихся формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

В условиях информационного общества студенты – это взрослые, ответственные люди, целенаправленно формирующие свои знания и умения, профессиональную подготовку. Поэтому выражение для дидактического треугольника в высшей школе характеризуется,   главным образом, сочетанием указательных и направляющих педагогических действий  с инициативными, самостоятельными поисками знаний студентами. Эта особенность является важнейшим условием распространения закона сущности обучения на составляющие учебного процесса: содержание, форму, средства, методы обучения и самостоятельную работу студентов.

В соответствии с этим условием находится правило дополнения обучения в высшей школе самостоятельным научным поиском студентов, их научной         работой, развивающей навыки в исследовательской деятельности и овладении методами научного прогнозирования.

Sc = [(MП  \ Sоб)  \cup SОТ],

Sc — содержательность знаний студента (общая); Sоб — содержательность обучения;  SОТ — приобретённые ранее знания и умения; MП  — знание методов научного поиска;  \ — знак дополнения.

Аналитическая форма закона единства учебной и обучающей деятель-ности позволяет оценивать признаки состояния учебного процесса [1].

  1. Признак динамики содержательного перехода

T \ : \ (x_i \rightarrow x_j) \rightarrow [\varphi (x_i) \rightarrow \varphi (x_j)],

где xi — содержательность знаний студентов на i-м этапе обучения;  где  xj — содержательность знаний студентов на  j-м этапе обучения; Т —  символ  отображения состояния процесса результативности обучения в интервале между  i-м и j-м этапами обучения.

 [\varphi (x_i) \rightarrow \varphi (x_j)] = \varphi_p (Q_{i,j},\psi ) ,

 Q_{i,j} \in Q  —  элемент, характеризующий динамику всех возможных переходов при изменении содержательности знаний студентов в процессе обучения;  \psi   — совокупность условий обучения в университете. Будем полагать, что оператор переходов в модели обучения зависит от используемых образовательных технологий B и от обобщённых характеристик  M субъектов обучения  Q=E(B,M).

  1. Признак сравнения действительной содержательности обучения с планируемой

R : [\varphi (Q_{i,j},\psi )\rightarrow I(Q_{i,j})]

где R: — символ рефлексии, сравнения;  I — символ идеального состояния содержательности обучения;   Q_{i,j}   — содержательность данного состояния при переходе от i-го к   j-му состоянию.

  1. Признак отклонения в состоянии процесса обучения

P_0:[(I)\setminus \varphi_p(Q_{i,j}) \overset{F}{\rightarrow}(x_i\rightarrow x_5)],

где I\setminus \varphi_p(Q_{i,j}) — показатель рассогласования между   Q_{i,j} и идеальной моделью I,  а  F=Ф(B,\psi,M) — функционал изменения состояния процесса обучения; здесь B – совокупность методов и средств обучения;  M*\in M– модель учебной мотивации.

С учётом приведенных выше положений формально процесс обучения можно интерпретировать в виде ориентированного многоальтернативного графа G(S,U), в котором вершины S=(S0, S1, … SN ) ассоциируются с состояниями (уровнями) знаний студента, а дуги  U=(Ui,j— со способами приобретения знаний и формирования компетенций.  Дуги могут быть нагружены несколькими показателями, характеризующими затраты ресурсов (в т.ч.: времени) на соответствующем этапе обучения.  

Идея интерпретация модели многоэтапного процесса обучения в виде ориентированного графа оказалась продуктивной и получила развитие в педагогике [5].  Используя известный методический прием, можно полагать, что поддержка и активизации мотивации обучающихся путём создания в университете благоприятной образовательной среды будет способствовать прохождению графа   G:S_0\rightarrow S_N  кратчайшим (с точки зрения минимизации рисков невыполнения учебной программы) маршрутом.

В ранее выполненных исследованиях [6] нами установлено, что в силу сущности и особенностей формирования учебной мотивации и существенного влияния на качество обучения её следует отнести к группе социально-значимых факторов. При этом на мотивацию к учебной деятельности доминирующее влияние оказывают факторы регионального и федерального уровня иерархии, характеризующие запросы общества и государства на специалистов конкретного профиля. На локальном уровне мотивация студентов может быть усилена путем систематической целенаправленной работы профессорско-препода-вательского состава вуза (ППС)  на основе правильной расстановки акцентов в образовательной программе.

В ходе исследований психологии мотивации деятельности установлено, что к активной учебной деятельности студентов могут побуждать следующие мотивы [3]: 1) самореализация; 2) познавательный интерес; 3) самоутверждение;  4) материальные стимулы; 5) социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу); 6) идентификация с кумиром и др.

Отметим, что к активности личность побуждает потребность, а мотив – к направленной деятельности (А. Леонтьев, 1975 г.). Иными словами, способствуя формированию и активизации отдельных мотивов или их совокупности, можно способствовать выбору и реализации предпочтительной образовательной траектории. 

Формальной моделью мотивации как концепта, существенно влияющего на динамику и результаты обучения, может служить оператор , структура и параметры которого зависят от уровня математической подготовки  и когнитивного стиля личности обучающегося, а также от структуры и характеристик информационной образовательной среды.

На основании детального изучения  психологии мотивации и обобщения личного опыта педагогической деятельности в составе учебной мотивации студентов второго курса выделим группу ведущих мотивов, ранжированных по степени убывания влияния:

  • негативная мотивация – побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут возникнуть в случае невыполнения или уклонения от учебной деятельности;
  • мотив идентификации с другим человеком (например, известным системным администратором или программистом), достигшим высокого положения, материального благополучия и известности в обществе; мотив побуждает напряженно студента работать и развиваться;
  • мотив самоутверждения как классного специалиста (программиста, аналитика, администратора и т.д.);
  • соревновательная мотивация, обусловленная конкуренцией и стремлением личности к лидерству в учебной группе;
  • просоциальные (общественно-значимые, гражданские) мотивы; к ним следует отнести мотивы, которые связаны с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственности перед группой или обществом.

В интересах формирования и усиления роли просоциальных мотивов представляется перспективным разработка и последовательное осуществление ППС университета специальной программы воспитательной работы с активным вовлечением студентов в научную и общественную деятельность. 

Выводы:

  1. Учебная мотивация студента имеет многоаспектную иерархическую структуру, зависящую от комплекса субъективных и объективных факторов различного происхождения.
  2. В рамках отдельно взятой дисциплины изменить тенденцию ослабления учебной мотивации студентов практически невозможно. Однако, создавая атмосферу творчества и научного поиска на аудиторных занятиях в сочетании с хорошо апробированной системой контроля качества знаний можно добиться усиления мотивации отдельных обучающихся. Ведущую роль здесь играет личность преподавателя, его профессионализм, увлечённость своим делом, высокие нравственные и моральные качества.

На вариативную составляющую учебной мотивации студентов существенное влияние оказывают условия обучения в педагогическом университете. Поддерживая активную образовательную среду с пополняемой базой ЭОР, реализуя дидактический потенциал средств ИКТ, сетевых служб и сервисов можно сформировать и активно поддерживать традиции и культ знаний, что будет росту учебной мотивации и качества обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.
  2. Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бекшаева, А.А. Вербицкий. – М.: Академия, 2006. – 325 с.
  3. Занюк С.С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг.- Киев: Эльга-Н. Ника-Центр.- 2001. – 352 с.
  4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение.– — 192 с.
  5. Надеждин Е.Н., Смирнова Е.Е. Исследование интегрированных систем управления качеством обучения: монография. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, – 335 с.
  6. Надеждин Е.Н. Мотивация студентов как социально значимый фактор качества обучения // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 ноября 2018 г, г. Волгоград). В 2 ч. Ч. 1 / — Уфа: С. 159-162. https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-241-1.pdf
  7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с: ил. – (Мастера психологии).
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments