АНАЛИЗ КОЛЛЕКЦИЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рыжакова Полина Николаевна,
студент,
Московский педагогический
государственный университет
Аннотация: в статье представлены результаты онлайн-опроса работающих учителей начальных классов с целью выяснения их осведомленности о наличии коллекций ЭОР и предпочтений, отдаваемых той или иной коллекции. Приведен перечень порталов, на которых сосредоточены ресурсы для начального общего образования, осуществлена попытка выявления различий современных коллекций ЭОР от созданных ранее.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, информационно-коммуникационные технологии, портал, коллекция электронных образовательных ресурсов, начальная школа.
Согласно ГОСТ Р 53620-2009 «электронный образовательный ресурс – это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них (может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в образовательном процессе». ЭОР являются составной частью информационной образовательной среды (ИОС), с которой активно взаимодействуют субъекты образовательного процесса (учителя и ученики). При подготовке к урокам учителя самостоятельно осуществляют поиск ЭОР, наиболее полно отвечающих целям и задачам учебного процесса.
Для выявления используемых учителями начальных классов источников (коллекций) ЭОР нами был организован и проведен онлайн-опрос, в котором приняли участие 38 учителей, работающих в Москве и Московской области.
Представим задаваемые вопросы и предлагаемые на них варианты ответов.
Вопрос 1. Какие каталоги/сайты Вы используете при подготовке к уроку для поиска электронных образовательных ресурсов (ЭОР)? (выберите 1 или несколько вариантов). Варианты ответов для выбора:
- http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://fcior.edu.ru — ФЦИОР
- https://mes.mos.ru/ — МЭШ
- http://window.edu.ru — Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- http://nachalka.info — Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия
- http://www.openclass.ru — Проект «Открытый класс»
- http://www.nachalka.com — Сообщество «Начальная школа»
- http://eorhelp.ru — ЭОР
- https://pedsovet.org — Педсовет
- ЭОР, входящие в используемый УМК
- Самостоятельная разработка ЭОР
- Не использую ЭОР
- Другое
К числу вариантов «Другое» чаще всего учителя добавляли варианты: РЭШ и ЯКласс. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис.1
Вопрос 2. Для каких уроков Вы используете/создаете ЭОР чаще всего? Варианты ответов для выбора:
- Русский язык ( письмо, обучение грамоте)
- Чтение
- Математика
- Окружающий мир
- Технология(труд), изобразительное искусство
- ОРКСЭ
- Другое…
Результаты представлены на рисунке 2.
Вопрос 3. Оцените по шкале от 1 до 10 необходимость и важность использования ЭОР в начальной школе.
Результаты представлены на рисунке 3.
Проведенный опрос подтвердил, что учителя знают и используют многочисленные ЭОР, размещенные в сети Интернет. Далее был выполнен анализ популярных коллекций ЭОР по следующим позициям:
- Краткое описание ресурса: тип; год создания; цель создания.
- Навигация: расширенный поиск; предметный указатель; разделение материала по учебным классам.
- Наполненность (с точки зрения наличия заданий для начальной школы): материалы для начальных классов; все предметные области, изучаемые в начальной школе.
- Преимущества и недостатки.
Результаты проведенного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Название ресурса | Доступ | Краткое описание ресурса | Навигация | Наполненность | Преимущества и недостатки | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Единая коллекция образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru | Тип: федеральный общедоступный.
Год создания: 2005-2007. Цель создания: сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств в соответствии с ФГОС. |
+ | + | + | + | + | + большое количество качественных ЭОР по различным темам;
+ полное соответствие ФГОС; + свободный доступ; + наличие ЭОР разных форматов. |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | http://fcior.edu.ru | Тип: федеральный общедоступный.
Год создания: 2008. Цель создания: распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. |
+ | + | + | — | — | + крупнейший каталог ЦОР в различных форматах;
+ наличие ОМС-плеера; — отсутствие материалов для начальной школы. |
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | http://window.edu.ru | Тип: федеральный общедоступный.
Год создания: 2005-2008 гг. Цель создания: объединить в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России. |
+ | + | — | — | — | + крупнейшая электронная библиотека; + большое количество материала по различным тематикам; — отсутствие материалов для начальной школы. |
Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия | http://nachalka.info | Тип: федеральный коммерческий.
Год создания: 2006. Цель создания: сделать обучение по школьной программе интереснее и увлекательнее. |
— | + | + | + | + | + красочные ЦОР для начальной школы по различным предметам;
+ наличие игровых форм обучения; — платный доступ. |
Проект «Открытый класс». | http://www.openclass.ru | Тип: федеральный общедоступный.
Год создания: 2008 Цель создания: участие в рамках государственного контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет». |
— | + | — | + | + | + возможность размещения своих ресурсов, участия в обсуждениях, семинарах, мастер-классах;
— развивается стихийно, не имеет финансовой поддержки. |
Сообщество «Начальная школа» | http://www.nachalka.com | Тип: федеральный общедоступный.
Год создания: 2008. Цель создания: создание творческой площадки, для успешного и продуктивного сотрудничества всех субъектов образовательного процесса. |
— | — | — | + | + | + интересная, разносторонняя площадка, как для учителей, так и для самих детей;
+ многообразие и вариативность учебного и познавательного материала; — сложность нахождения необходимых ресурсов; — отсутствие разделения материала по категориям. |
Электронные образовательные ресурсы нового поколения. | http://eorhelp.ru | Тип: федеральный общедоступный.
Год создания: 2012. Цель создания: технологическое и содержательное обновление коллекций ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС. |
— | + | — | + | — | + многообразие готовых конспектов уроков с использованием ЭОР;
— отсутствие проверки и контроля над предоставляемой информацией; — сложность нахождения нужного материала. |
Педсовет | https://pedsovet.org | Тип: федеральный общедоступный.
Год создания: 2000 г., современный сайт — 2015 г. Цель создания: популяризация информационных технологий для профессионального развития учителей. |
— | + | — | + | — | + одно из крупнейших сообществ учителей; + материалы, предоставляемые на сайте, являются проверенными и допустимыми к работе;
-отсутствие поиска непосредственно на сайте. |
ЯКласс | https://www.yaklass.ru/ | Тип: федеральный коммерческий.
Год создания: 2013. Цель создания: улучшить качество образования, делая его интересным для учеников, а также вернуть учителям радость творчества. |
+ | + | + | + | + | + большой объем и высокое качество предоставляемых материалов;
+ вовлечение родителей в учебный процесс; +возможность переноса оценок в электронный журнал; — платный доступ. |
МЭШ | https://mes.mos.ru | Тип: региональный, доступный для учителей Москвы. Год создания: 2016.
Цель создания: максимально эффективное использование современной ИТ-инфраструктуры для улучшения качества школьного образования. |
+ | + | + | + | + | + помимо ЭОР и заготовленных интерактивных сценариев уроков МЭШ включает электронный дневник и журнал, работу с интерактивной панелью и множество других технических разработок;
+ является проектом Департамента образования, обязательным для использования (с конца 2018 г.) |
РЭШ | https://resh.edu.ru | Тип: федеральный общедоступный.
Год создания: 2016. Цель создания: создание завершенного курса интерактивных уроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам. |
+ | + | + | + | + | + уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования;
+ проект является структурным элементом государственной программы образования; + уроки и материалы к ним строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. |
Таким образом, учителя начальных классов высоко оценивают необходимость и важность использования ЭОР в начальной школе, отмечая особую целесообразность использования ЭОР на уроках математики; в свободном доступе у учителей находится большая база качественных, соответствующих требованиям ФГОС электронных образовательных ресурсов. По результатам проведенного анализа можно выделить коллекции ЭОР, созданные в последние годы: МЭШ, РЭШ и Класс. В них предусмотрена удобная форма поиска нужных материалов, что в значительной степени ускоряют и упрощают процесс работы учителя, позволяя ему концентрировать свое внимание и временные ресурсы на более важных задачах и проблемах; наблюдается значительное увеличение качества и количества предлагаемого материала, в том числе существенное увеличение объема ЭОР по всем предметам для начального уровня образования.
ЛИТЕРАТУРА:
- Авдеева С.М., Барышникова М.Ю., Босова Л.Л. и др. Учебные материалы нового поколения. Опыт проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). — М.: Роcсийская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
- Босова Л.Л. Создание и использование электронных образовательных ресурсов для общего образования. Монография. М. : МГПУ, 2014.
- Варавина О.Г. Использование инновационных технологий ЭОР на уроках математики. Статья в журнале. Барнаул: АГПУ, 2012.
- Ветрова Т.Г. Особенности использования ЭОР на уроках математики в начальных классах. Статья в сборнике по итогам конференции. Орехово- Зуево: ГГТУ, 2012.
- ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы.
Добрый день! Спасибо за статью. Вы упоминаете ресурс http://school-collection.edu.ru/. При попытке зайти на него, уже долгое время, возникает проблема, в отсутствии возможности поиска информации на нем. Доступ к ресурсам происходит только по прямым ссылкам. Зачем вы его рассматривали в работе?
Здравствуйте! Интересный анализ ЭОР, но почему вы не рассматривали критерий обновление информации на сайтах? Не все сайты же постоянно обновляют свои данные.
Добрый день, спасибо за статью! Очень актуальная тема. Большинство ресурсов были созданы более 10 лет назад. Как Вы считаете, что помогает им оставаться на плаву с такими мощными конкурентами, как МЭШ и РЭШ?
Спасибо!