АНАЛИЗ КОЛЛЕКЦИЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

АНАЛИЗ КОЛЛЕКЦИЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рыжакова Полина Николаевна,
студент,
Московский педагогический
государственный университет

Аннотация: в статье представлены результаты онлайн-опроса работающих учителей начальных классов с целью выяснения их осведомленности о наличии коллекций ЭОР и предпочтений, отдаваемых той или иной коллекции. Приведен перечень порталов, на которых сосредоточены ресурсы для начального общего образования, осуществлена попытка выявления различий современных коллекций ЭОР от созданных ранее.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, информационно-коммуникационные технологии, портал, коллекция электронных образовательных ресурсов, начальная школа.

Согласно ГОСТ Р 53620-2009 «электронный образовательный ресурс – это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них (может  включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в образовательном процессе». ЭОР являются составной частью информационной образовательной среды (ИОС), с которой активно взаимодействуют субъекты образовательного процесса (учителя и ученики). При подготовке к урокам учителя самостоятельно осуществляют поиск ЭОР, наиболее полно отвечающих целям и задачам учебного процесса.

Для выявления используемых учителями начальных классов источников (коллекций) ЭОР нами был организован и проведен онлайн-опрос, в котором приняли участие 38 учителей, работающих в Москве и Московской области.

Представим задаваемые вопросы и предлагаемые на них варианты ответов.

Вопрос 1. Какие каталоги/сайты Вы используете при подготовке к уроку для поиска электронных образовательных ресурсов (ЭОР)? (выберите 1 или несколько вариантов). Варианты ответов для выбора:   

  • http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • http://fcior.edu.ru — ФЦИОР
  • https://mes.mos.ru/ — МЭШ
  • http://window.edu.ru — Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • http://nachalka.info — Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия
  • http://www.openclass.ru — Проект «Открытый класс»
  • http://www.nachalka.com — Сообщество «Начальная школа»
  • http://eorhelp.ru — ЭОР
  • https://pedsovet.org — Педсовет
  • ЭОР, входящие в используемый УМК
  • Самостоятельная разработка ЭОР
  • Не использую ЭОР
  • Другое

К числу вариантов «Другое» чаще всего учителя добавляли варианты: РЭШ и ЯКласс. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис.1

Вопрос 2. Для каких уроков Вы используете/создаете ЭОР чаще всего? Варианты ответов для выбора:

  • Русский язык ( письмо, обучение грамоте)
  • Чтение
  • Математика
  • Окружающий мир
  • Технология(труд), изобразительное искусство
  • ОРКСЭ
  • Другое…

Результаты представлены на рисунке 2.

Рис.2

Вопрос 3. Оцените по шкале от 1 до 10 необходимость и важность использования ЭОР в начальной школе.

Результаты представлены на рисунке 3.

Рис.3

Проведенный опрос подтвердил, что учителя знают и используют многочисленные ЭОР, размещенные в сети Интернет. Далее был выполнен анализ популярных коллекций ЭОР по следующим позициям:

  1. Краткое описание ресурса: тип; год создания; цель создания.
  2. Навигация: расширенный поиск; предметный указатель; разделение материала по учебным классам.
  3. Наполненность (с точки зрения наличия заданий для начальной школы): материалы для начальных классов; все предметные области, изучаемые в начальной школе.
  4. Преимущества и недостатки.

Результаты проведенного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Название ресурса Доступ Краткое описание ресурса Навигация Наполненность Преимущества и недостатки
1 2 3 4 5
Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Тип: федеральный общедоступный.

Год создания: 2005-2007.

Цель создания: сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств в соответствии с ФГОС.

+ + + + + + большое количество качественных ЭОР по различным темам;

+ полное соответствие ФГОС;

+ свободный доступ;

+ наличие ЭОР разных форматов.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Тип: федеральный общедоступный.

Год создания: 2008.                                        Цель создания: распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.

+ + + + крупнейший каталог ЦОР в различных форматах;

+ наличие ОМС-плеера;

— отсутствие материалов для начальной школы.

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru Тип: федеральный общедоступный.

Год создания: 2005-2008 гг.

Цель создания: объединить в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России.

+ + + крупнейшая электронная библиотека;                                      + большое количество материала по различным тематикам;                                — отсутствие материалов для начальной школы.
Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия http://nachalka.info Тип: федеральный коммерческий.

 Год создания: 2006. Цель создания: сделать обучение по школьной программе интереснее и увлекательнее.

+ + + + + красочные ЦОР для начальной школы по различным предметам;

+ наличие игровых форм обучения;

— платный доступ.

Проект «Открытый класс». http://www.openclass.ru Тип: федеральный общедоступный.

Год создания: 2008

Цель создания: участие в рамках государственного контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет».

+ + + + возможность размещения своих ресурсов, участия в обсуждениях, семинарах, мастер-классах;

— развивается стихийно, не имеет финансовой поддержки.

Сообщество «Начальная школа» http://www.nachalka.com Тип: федеральный общедоступный.

Год создания: 2008.

Цель создания: создание творческой площадки, для успешного и продуктивного сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.

+ + + интересная, разносторонняя площадка, как для учителей, так и для самих детей;

+ многообразие и вариативность учебного и познавательного материала;

— сложность нахождения необходимых ресурсов;

— отсутствие разделения материала по категориям.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения. http://eorhelp.ru Тип: федеральный общедоступный.

Год создания: 2012. Цель создания: технологическое и содержательное обновление коллекций ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС.

+ + + многообразие готовых конспектов уроков с использованием ЭОР;

— отсутствие проверки и контроля над предоставляемой информацией;

 — сложность нахождения нужного материала.

Педсовет https://pedsovet.org Тип: федеральный общедоступный.

Год создания: 2000 г., современный сайт — 2015 г.

Цель создания: популяризация информационных технологий для профессионального развития учителей.

+ + + одно из крупнейших сообществ учителей;                                                        + материалы, предоставляемые на сайте, являются проверенными и допустимыми к работе;

-отсутствие поиска непосредственно на сайте.

ЯКласс https://www.yaklass.ru/ Тип: федеральный коммерческий.

Год создания: 2013.

Цель создания: улучшить качество образования, делая его интересным для учеников, а также вернуть учителям радость творчества.

+ + + + + + большой объем и высокое качество предоставляемых материалов;

+ вовлечение родителей в учебный процесс;

+возможность переноса оценок в электронный журнал;

— платный доступ.

МЭШ https://mes.mos.ru Тип: региональный,  доступный для учителей Москвы.                                Год создания: 2016.

Цель создания: максимально эффективное использование современной ИТ-инфраструктуры для улучшения качества школьного образования.

+ + + + + +   помимо ЭОР и заготовленных интерактивных сценариев уроков МЭШ включает электронный дневник и журнал, работу с  интерактивной панелью и множество других технических разработок;

+   является проектом Департамента образования, обязательным для использования (с конца 2018 г.)

РЭШ https://resh.edu.ru Тип: федеральный общедоступный.

Год создания: 2016.

Цель создания: создание завершенного курса интерактивных уроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам.

+ + + + + +   уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования;

+   проект является структурным элементом государственной программы образования;

+   уроки и материалы к ним  строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу.

Таким образом, учителя начальных классов высоко оценивают необходимость и важность использования ЭОР в начальной школе, отмечая особую целесообразность использования ЭОР на уроках математики; в свободном доступе у учителей находится большая база качественных, соответствующих требованиям ФГОС электронных образовательных ресурсов. По результатам проведенного анализа можно выделить коллекции ЭОР, созданные в последние годы: МЭШ, РЭШ и Класс. В них предусмотрена удобная форма поиска нужных материалов, что в значительной степени ускоряют и упрощают процесс работы учителя, позволяя ему концентрировать свое внимание и временные ресурсы на более важных задачах и проблемах; наблюдается значительное увеличение качества и количества предлагаемого материала, в том числе  существенное увеличение объема ЭОР по всем предметам для начального уровня образования.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Авдеева С.М., Барышникова М.Ю., Босова Л.Л. и др. Учебные материалы нового поколения. Опыт проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). — М.: Роcсийская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
  2. Босова Л.Л. Создание и использование электронных образовательных ресурсов для общего образования. Монография. М. : МГПУ, 2014.
  3. Варавина О.Г. Использование инновационных технологий ЭОР на уроках математики. Статья в журнале. Барнаул: АГПУ, 2012.
  4. Ветрова Т.Г. Особенности использования ЭОР на уроках математики в начальных классах. Статья в сборнике по итогам конференции. Орехово- Зуево: ГГТУ, 2012.
  5. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы.
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Магистрант
Магистрант
5 лет назад

Добрый день! Спасибо за статью. Вы упоминаете ресурс http://school-collection.edu.ru/. При попытке зайти на него, уже долгое время, возникает проблема, в отсутствии возможности поиска информации на нем. Доступ к ресурсам происходит только по прямым ссылкам. Зачем вы его рассматривали в работе?

Голубева Людмила
Голубева Людмила
5 лет назад

Здравствуйте! Интересный анализ ЭОР, но почему вы не рассматривали критерий обновление информации на сайтах? Не все сайты же постоянно обновляют свои данные.

Анна
Анна
5 лет назад

Добрый день, спасибо за статью! Очень актуальная тема. Большинство ресурсов были созданы более 10 лет назад. Как Вы считаете, что помогает им оставаться на плаву с такими мощными конкурентами, как МЭШ и РЭШ?
Спасибо!