АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ФОНЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Крамаренко Владимир Иванович,
кандидат физико-математических наук,
заведующий кафедрой,
ЧУООВО Институт экономики и культуры
Макунина Елена Викторовна,
старший преподаватель,
Московский педагогический
государственный университет
Истомина Елена Игоревна,
старший преподаватель,
Московский педагогический
государственный университет
Аннотация. Система LMS под названием “Infoda” внедряется в МГПУ с 2014 года. Стало обязательным, чтобы преподаватели применяли “Infoda” на своих ежедневных занятиях. Крайне важно получить обратную связь — отзывы студентов как пользователей «Инфода». Рассмотрены результаты применения системы на основе отзывов студентов.
Ключевые слова: система управления обучением, Infoda, Moodle
Создание и развитие электронных образовательных сред в России является важным направлением, которое поддерживается государственными программами. В государственной программе «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы среди важнейших сформулирована цель – онлайн-образование. Согласно программе, онлайн-образование должно сопровождаться значительным увеличением численности обучающихся на онлайн-курсах, в онлайн-школах, должно значительно возрасти число студентов различных организаций высшего образования, которые обучаются с использованием дистанционных образовательных инструментов и сред. Так, проект «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации», являющийся неотъемлемой составной частью программы «Развитие образования», предполагает создать условия и расширить возможности непрерывного образования для граждан путем развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа прошедших обучение на различных онлайн курсах до 11 миллионов человек к концу 2025 года[1].
Анализирую системы образования в разных странах можно выделить сильную тенденцию ухода от традиционного подхода к образованию, от традиционного заучивания материала, зубрешки и тестирования. Например, в Сингапурской системе образования прослеживается четкое стремление уйти от традиционных форм и методов обучения, перейти к развитию у учащихся навыков совместной и самостоятельной работы с информацией[2]. В результате используемых приемов и методов обучения, наблюдается усиление компетенций учеников. В процессе обучения учащиеся формируют свои базы знаний более осознанно, в том числе благодаря эффективному использованию дистанционных форм обучения и электронных образовательных сред.
Электронная среда обучения «Инфода» применяется в учебном процессе МПГУ начиная с 2014 года. Система построена на широко известной и популярной платформа Moodle[3]. Образовательная платформа Moodle является системой управления обучением и относится к классу Learning Management System. Важно, что система Moodle распространяется на условиях универсальной общественной лицензии GNU General Public License, что позволяет учебным организациям бесплатно использовать, модифицировать и распространять создаваемое программное обеспечение.
Использование электронной среды «Инфода», созданной на базе Moodle, позволило в течение нескольких лет существенно перестроить стиль и методы подачи материала по курсам ИКТ, информационных технологий и других[4]. Электронная среда «Инфода», созданная на базе Moodle, ориентирована в первую очередь на организацию взаимодействия преподавателей и студентов. В арсенале данной электронной среды есть достаточный набор соответствующих инструментов, что позволило организовать активный процесс взаимодействия студентов и преподавателей, и поэтому качественно улучшить учебный процесс. С точки зрения преподавателя, учебный процесс стал заметно эффективнее. Но важно узнать мнение самих студентов, понять, как они относятся к использованию онлайн-курсов в системе профессионального образования.
С этой целью был проведен опрос среди студентов 1 курса МПГУ в учебном 2018/2019 году, обучающихся с использованием курсов, представленных в информационной среде «Инфода». Вопросы опроса касались различных аспектов учебного процесса, организованного в очной и очно-заочных формах обучения с дистанционной поддержкой. Цель этого опроса – выяснить как студенты относятся к использованию онлайн-курсов в системе профессионального образования.
Предлагались следующие вопросы:
- Считаете ли вы целесообразным и удобным дистанционное образование в информационных средах?
Очное отделение Очно-заочное отделение
Одинаковое процентное соотношение среди студентов очного (см. Рис.1) и очно-заочного отделения (см. Рис.2) показывает, что большинство студентов знакомы с перспективами создания современной цифровой образовательной среды.
- Как вы считаете какой процент учебного времени может составлять дистанционная форма обучения по отдельным дисциплинам?
Очное отделение Очно-заочное отделение
диаграмм можно сделать вывод, что студенты очно-заочного отделения больше заинтересованы в увеличении доли он-лайн курсов в информационной среде (59,2%) (см. Рис. 4) в отличие от студентов очного отделения (24,5%) (см. Рис. 3).
- Выполняли ли вы хотя бы раз самостоятельно задания в курсах, созданных в информационной среде?
100% студентов ответили на этот вопрос – да. Это означает, что преподаватели активно используют электронные курсы для самостоятельной работы студентов по темам курса с последующей проверкой заданий.
- Использовали ли вы инструкции и справочные материалы при выполнении заданий в курсах в информационной среде?
Очное отделение Очно-заочное отделение
В процентном соотношении (87,5-89%) студентов и очного отделения (см. Рис. 5), и очно-заочного отделения (см. Рис. 6) пользуются инструкциями и методическими материалами курса для выполнения заданий, лишь 12-13% пользуются ранее полученными знаниями или выбирают другие источники знания.
- Какими инструкциями удобнее пользоваться?
Очное отделение Очно-заочное отделение
Из диаграммы (см. Рис. 7) видно, что лишь 39,3% студентов очного отделения предпочитают инструкции с тексте, соответственно (см. Рис. 8) 32,7% студентов очно-заочного отделения придерживаются аналогичных взглядов. Очевидно, большинство студентов отдает предпочтение современным мультимедийным технологиям, инструкциям в мультимедийной форме.
- Чем удобна дистанционная форма обучения в информационной среде? (возможно несколько ответов)
Студенты отметили сразу несколько достоинств использования дистанционной формы обучения в информационной среде (см. Рис. 9):
- возможность открытого доступа к материалам электронных курсов (60,1%)
- возможность работать удаленно в своем темпе (67,3%)
- возможность самостоятельно организовывать (43,8%)
Таким образом можно сделать общий вывод, что в процессе обучения в информационной среде студенты учатся самостоятельно анализировать информацию и предоставлять результаты своей работы с использованием различных современных ИКТ-технологий. При этом студенты могут работать удаленно каждый в своем темпе или в режиме реального времени под руководством преподавателя.
ЛИТЕРАТУРА:
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 (с изменениями на 22 января 2019 года) [Электронный ресурс] – Электрон. Текст. Дан – режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/11990, свободный.
- Электронная образовательная среда. Отчет CNEWS/ [Электронный ресурс] – Электрон. Текст. Дан – режим доступа: http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2015/12/04/otchet_elektronnaya_obrazovatelnaya_sreda_final_15.pdf, свободный.
- Moodle.[Электронный ресурс] – Электрон. Текст. Дан – режим доступа: https://moodle.com/, свободный.
- Крамаренко В.И., Электронные виртуальные среды и облачные сервисы в учебном процессе // В сборнике: Государственная и частная высшая школа России в 1917–2017 гг.: вызовы и уроки столетия Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 124-129.
Здравствуйте! Владимир Иванович , Елена Игоревна, Елена Викторовна спасибо за интересную статью! Студентам и преподавателям необходимо единое информационное пространство для организации процесса обучения и обмена необходимой информацией не только в стенах вуза, но и за его пределами. Мне кажется, что Электронная среда обучения «Инфода» дает нам такую возможность. Я считаю, что одним из главных плюсов этой среды является возможность работать удаленно в своем темпе и при этом получать доступ к материалам курсов.
Добрый вечер, спасибо за статью! Очень интересная тема. Сама была студенткой МПГУ, сейчас являюсь магистрантом МПГУ математического факультета. За все периоды обучения (2011-2016 г. и 2018-наст.время) уже не могу представить процесс обучения без платформы Moodle и дистанционного обучения в целом.
Здравствуйте! Большое спасибо за интересную статью! Данная система была очень удобна в процессе моего обучения в бакалавриате МПГУ.