Блочный Python как переходный этап в обучении программированию

Белоконова Светлана Сергеевна
Плотникова Марина Сергеевна

Авторы статьи: Белоконова Светлана Сергеевна
Плотникова Марина Сергеевна

Подписаться
Уведомить о
guest
26 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Дмитрий И. Павлов
Дмитрий И. Павлов
2 лет назад

Добрый день!

Спасибо за актуальный и интересный материал.
Есть ли в данной среде обратная связь, то есть могут ли ученики попробовать написать код на языке Python чтобы получить блочную конструкцию?

Марина Плотникова
Марина Плотникова
Reply to  Дмитрий И. Павлов
2 лет назад

Здравствйте! Спасибо за проявленную заинтересованность.
Если мы составляем блочный алгоритм, то он автоматически переводится на python, но, к сожалению, обратно это не выполняется. Здесь стоит также отметить возможность сохранения сформированного кода с расширением *.xml, что позволит открывать созданные ранее блочные алгоритмы

Кирилл А. Журавлев
Кирилл А. Журавлев
2 лет назад

Спасибо за понятный и полезный материал.
В какой момент обучения стоит переходить от блочной записи программ к классической? Есть какой-то определенный момент в обучении, когда ученики должны писать код, а не составлять блоки?

Марина Плотникова
Марина Плотникова
Reply to  Кирилл А. Журавлев
2 лет назад

Спасибо за ваш отзыв!
Здесь очень важно и во время работы с блоками часто обращаться текстовой записи программы вместе с учениками, обсуждать их связь. Переход на чисто текстовый язык python наиболее рационально будет рассматривать после того, как будут пройдены и усвоены по результатам контрольных измерений основные темы: ввод и вывод данных, типы данных и их преобразование, действия с переменными, ветвления, логические операторы, сложные условия, циклы while и for, списки и работа с ними, функции, создание и параметры функции

Сапрыкин Никита
Сапрыкин Никита
2 лет назад

Добрый день. Нет ли альтернативных платформ, подобных edublocks? И всё-таки, почему бы в таком случае сразу не обучать детей программированию на высокоуровневых языках, чтобы не было этих промежуточных этапов и процессов адаптации к текстовому программированию?

Марина Плотникова
Марина Плотникова
Reply to  Сапрыкин Никита
2 лет назад

Здравствуйте! К сожалению, сейчас нет ресурсов, альтернативных еdublocks. Несмотря на большое разнообразие игровых и наглядных платформ для изучения программирования, только еdublocks работает не по сценарию, а как среда программирования, для которой учитель может прописывать свои сценарии. Также этот ресурс отличает отсутствие необходимости регистрации и простота интерфейса. Непрерывность и плавность в образовательном процесса очень важны: учитывая возрастные особенности учащихся, наличие переходных этапов облегчит усвоение и закрепление знаний. Также здесь стоит сказать о том, что, на наш взгляд, в обучении программированию важнее не столько научить писать программы на определённое языке программирования, усвоить его синтаксис и структуры, сколько научить работе с алгоритмами, то… Read more »

Алексей Крылов
Алексей Крылов
2 лет назад

Добрый день!
Как вы считаете, не будет ли такая среда разработки более отпугивающей для детей, нежели чем тот же самый Scratch? То есть, безусловно, когда ребенок взаимодействует с языком программирования это плюс, но если изначально ребенок не был в этом заинтересован, то это может оттолкнуть его.

Марина Плотникова
Марина Плотникова
Reply to  Алексей Крылов
2 лет назад

Здравствуйте!
Несомненно, что еще более отпугивающим для незаинтересованного ребенка будет непосредственно текстовый язык программирования. Переходы на новые этапы в изучении материала всегда являются стрессовыми ситуациями, но наша главная задача как педагогов, сделать это по возможности плавным. Предложенная нами система также не исключает работу в scratch

Башмакова Елена
Башмакова Елена
2 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за очень интересный материал. В какой период времени стоит использовать программу «блочного Python»? Когда можно переходить именно к языку программирования Python?

Марина Плотникова
Марина Плотникова
Reply to  Башмакова Елена
2 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за Вашу заинтересованность. «Блочный python» может стать частью обучения программированию тогда, когда учащийся уверенно чувствует себя в scratch, может объяснить все основные понятия и умеет самостоятельно составлять алгоритмы для разных задач, а также есть желание и задача продолжить изучать программирование и переходить к высокоуровневым языкам. Здесь важно и во время работы с блоками часто обращаться текстовой записи программы вместе с учениками, обсуждать их связь. Переход на чисто текстовый язык python наиболее рационально будет проводить после того, как будут пройдены и подтверждены результатами контрольных измерений основные темы: ввод и вывод данных, типы данных и их преобразование, действия с переменными,… Read more »

Мальгина Мария
Мальгина Мария
2 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за познавательный материал. А у учащихся какие трудности возникают при работе edublocks? И не сложно ли работать детям на английском языке?

Марина Плотникова
Марина Плотникова
Reply to  Мальгина Мария
2 лет назад

Здравстуйте! Спасибо за интересный вопрос.
Учащиеся очень легко воспринимают работу с блоками в данной среде. В начале бывают трудности с привыканием к новой структуре, началу программ, но все разрешается через несколько занятий, учащиеся легко адаптируется. Тот факт, что платформа на английском языке, не отпугивает детей, они быстро запоминают основные термины. Сложностей с использованием среды не возникает. Английский язык настроек также является отличной практикой для будущего, потому что нередко встречаются профессиональные программы, где функции обозначены аналогично. Часто выручают также цветовые и символьные подсказки

Нестерова Анна
Нестерова Анна
2 лет назад

Здравствуйте, спасибо за интересный материал, за знакомство со средой https://edublocks.org/. Какие временные рамки работы с каждой средой и переходом в другую, чтобы ученики успели освоить каждую среду и их интерес не угас?

Марина Плотникова
Марина Плотникова
Reply to  Нестерова Анна
2 лет назад

Здравствуйте! спасибо за Ваш комментарий.
Временные рамки напрямую зависят от возраста, с которого начинается обучение, той формы, в которой оно проводится (в рамках учебной или дополнительной дисциплины), а также от целей курса. Чаще всего обучение на промежуточном этапе с помощью платформы Edublocks занимает в 2-3 раза меньше времени, чем занятия Scratch

Генералова Юлия
Генералова Юлия
2 лет назад

Добрый день! Спасибо за интересную статью! Очень интересно было узнать про онлайн-платформу Edublocks.

Марина Плотникова
Марина Плотникова
Reply to  Генералова Юлия
2 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за комментарий и Ваше стремление изучить новое

Сонина Анастасия
Сонина Анастасия
2 лет назад

Здравствуйте. Согласна с тем, что между Scratch и Python следует добавить образовательную онлайн-платформу edublocks.org как промежуточный этап.

Марина Плотникова
Марина Плотникова
Reply to  Сонина Анастасия
2 лет назад

Здравствуйте! Спасибо, что поделились мнением. Надеемся, что материал нашей статьи будет полезным для Вас на практике

Гуляев Дмитрий
Гуляев Дмитрий
2 лет назад

Добрый день! Спасибо за интересный материал! Вы предложили очень интересную образовательную среду, считаете ли вы, что она самая удобная и эффективная? Есть ли альтернативные образовательные среды? Спасибо!

Марина Плотникова
Марина Плотникова
Reply to  Гуляев Дмитрий
2 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за ваш отзыв.
На данный момент у нас нет аналогичных образовательных ресурсов, еdublocks уникален в своем роде. Он действительно эффективен и помогает как можно большему числу обучающихся приблизить себя к миру высокоуровневых языков программирования. Можно заметить, что существуют также игровые платформы для изучения, например, python, но каждую из них отличает проработанный сценарий при изучении синтаксиса, в то время как еdublocks в этом сравнении более правильно назвать средой программирования, которая предоставляет свободу педагогической мысли в подаче материала

Рудских Наталья
Рудских Наталья
2 лет назад

Доброго времени суток! Очень было полезно прочитать вашу статью. Узнала для себя новый сайт с материалами. Я считаю, что это будет удобно использовать при переходе от Scratch к Python.

Марина Плотникова
Марина Плотникова
Reply to  Рудских Наталья
2 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за проявленный Вами интерес. Надеемся, что материал нашей статьи будет поможет в Вашей педагогической деятельности

Руфина Камилова
Руфина Камилова
2 лет назад

Спасибо большое за статью! Лично для меня было новостью, что есть программа для плавного перехода из Scratch в Python. Но получается, что учащиеся сразу начнут обучение именно языку программированию Python, а не традиционному Паскалю. Вы считаете, что сначала стоит обучить детей пайтону, а только потом паскалю?

Марина Плотникова
Марина Плотникова
Reply to  Руфина Камилова
2 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за Ваш комментарий.
На наш взгляд, главное, что может дать обучение программированию — умение эффективно работать с алгоритмическими конструкциями. При таком подходе не имеет значения выбранный язык программирования. Если точно сформировать у учащихся базовые понятия и «научить их учиться», то переход, например, с python на паскаль и обратно будет практически болезненным: не зря говорят, что хороший программист при необходимости и желании может очень быстро начать работать с новым языком программирования

Салахова Алена Антоновна
Салахова Алена Антоновна
2 лет назад

 Здравствуйте!

Уважаемые Светлана Сергеевна и Марина Сергеевна, спасибо за вашу полезную статью!
Подскажите, пожалуйста, работали ли вы с робототехнической платформой micro:bit ? Она как раз использует блочную реализацию Python. Также публикуете ли вы свои уроки на платформах, например, на портале «Новатор»? Было бы очень интересно почитать. 

Марина Плотникова
Марина Плотникова

Здравствуйте! Спасибо за Ваш комментарий.
К сожалению, нам не удалось поработать с micro:bit и протестировать эффективность этого модуля на практике. Разработанных уроков в нашей методической копилке пока нет