ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АНАЛИЗУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Белянин Валерий Александрович,
доктор педагогических наук, доцент, профессор,
Марийский государственный университет;
Мансурова Елена Рашидовна ,
кандидат физико-математических наук, доцент,
Марийский государственный университет;
Сергеева Ирина Николаевна,
старший преподаватель,
Марийский государственный университет;
Ахатова Алия Шамилевна,
магистрант,
Марийский государственный университет
Аннотация: статья посвящена применению ИКТ в проектной деятельности в школе при изучении тем «Функция», «Производная». Рассматривается использование ИКТ на различных её этапах: подготовке проекта, представлении проекта, обработке результатов проектной деятельности (диагностических работ, анкетирования).
Ключевые слова: проект, школа, анализ. ИКТ.
Известна роль математических задач в обучении [2, 6, 12]. Имеет значение в образовательной деятельности и применение современных образовательных технологий. Рассмотрим проектный подход в изучении тем «Функция», «Производная» в общеобразовательной школе и роль информационно-компьютерных технологий в этой деятельности: в период подготовки проектов, на заключительном этапе – представлении конечного продукта и обработке результатов деятельности (диагностических работ, анкетирования). Не останавливаясь на обзоре публикаций по применению проектного подхода в обучении (например, [16]), отметим, что число публикаций по применению проектного подхода на уроках математики, в том числе по анализу (например, [1, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 14, 15]), невелико.
Проектная деятельность была краткосрочной и была организована в период педагогической практики в ГБОУ РМЭ «Лицей им. М. В. Ломоносова» в 9 классе – по теме «Функция» и в 10 физико-математическом классе – по теме «Производная».
Цель исследования: выявить эффективность использования проектной технологии в обучении математике.
Гипотеза исследования: применение проектной технологии в обучении математике способствует повышению уровня знаний и интереса к предмету.
Были предложены темы исследовательских работ:
по теме «Степенная функция»:
- Степенная функция и её свойства (теоретический аспект);
- Степенная функция и её применение (практический аспект);
- Степенная функция в жизнедеятельности человека;
по теме «Производная»:
- Производная в физике;
- Производная в химии;
- Производная в биологии;
- Производная в экономике.
После вводного занятия и деления учащихся на группы с учётом их индивидуальных особенностей, способностей и склонностей учащиеся приступали к работе над проектами. Работа над проектом под руководством учителя предполагала знакомство с рекомендованной литературой и интернет-источниками, обобщение и систематизацию полученной информации, решение задач по теме, в том числе повышенного уровня сложности. Контроль и консультации по проекту осуществлялись через сети и индивидуальные встречи.
Работе над проектом предшествовала диагностическая работа. Приведём результаты выполнения работы по теме «Функция» в 9 классе (см. рис.1):
Рисунок 1 – Результаты диагностической работы «до» организации проектной деятельности
Наибольшее затруднение вызвали задания:
- Какие из следующих формул задают функцию?
а) y=4x ;
б) ;
в) .
- Постройте график функции y=5-x, если ее область определения X такова:
а) X={0; 1; 2; 3; 4; 5};
б) X — множество действительных чисел.
На заключительном этапе после завершения работы над проектом также была проведена в этом классе по теме диагностическая работа. Результаты представлены в диаграмме (см. рис. 2):
Рисунок 2 – Результаты диагностической работы «после» организации проектной деятельности
Была выявлена положительная динамика в результатах выполнения заданий, связанных с чтением графика функций, как определение по графику областей определения и значения функции, нахождение наибольшего и наименьшего значений функции.
На этапе конструирования (проектирования) учащиеся под руководством учителя работали над созданием конечного продукта – творческой работы -«портфолио», формировали проектную папку (материалы по теме, презентацию, выступление). Оформляли работу в текстовом редакторе Word, строили графики средствами Excel.
На заключительном этапе учащиеся представляли презентацию творческой работы, выполненной с использованием программы Power Point. Ещё большие возможности в создании презентаций может оказать программа Keynote и использование IPAD [9].
Для выявления отношения учащихся к проектной деятельности было проведено анкетирование, где учащимся предлагалось выбрать один из вариантов ответа (да, нет, не знаю) на следующие вопросы:
- Работать над проектом тебе было интересно?
- Узнал (а) ли ты что-то новое при работе над проектом?
- Как ты считаешь, проектная деятельность должна присутствовать на уроках?
- В работе над проектом тебе оказывали помощь?
- Ты доволен (льна) результатом своей работы?
Результаты анкетирования представлены на диаграмме (см. рис.3).
Рисунок 3 – Результаты анкетирования «Об отношении к проектной деятельности»
Для доказательства эффективности применения проектной технологии в обучении применялись статистические методы ([8]), например, по теме «Функция» были использованы непараметрический критерий Вилкоксона (см. рис. 4) и параметрический критерий для связных выборок – критерий Стьюдента (см. рис. 5).
Рис. 4 – Ось значимости для эмпирического значения по критерию Вилкоксона.
Рис.5 – Ось значимости для эмпирического значения по критерию Стъюдента.
Таким образом, современные образовательные технологии, например, проектный подход, и компьютерные технологии способствуют развитию познавательных, творческих способностей учащихся. Делают уроки ярче, насыщеннее, повышают интерес учащихся к изучаемому предмету.
ЛИТЕРАТУРА:
- Антонова Е.И. Проектная деятельность в старших классов при изучении геометрии //Математика в школе. 2007. №4. С. 17-21.
- Belyanin V., Melnikova A.I., Borodina M.V., Mansurova E.R., Sergeeva I.N. Development and systematic solving of training problem sets for research education of future teachers. Proceedings of Socioint 2017 — 4th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities 10-12 July 2017- Dubai, UAE, 164-167.
- Гаврюченкова С.П. Проектная деятельность учащихся при обучении математике (на примере изучения темы «Логарифмы») // Математика в школе: Электронное периодическое издание. 2015. №2.
- Гайсина А.Ш. Проектная деятельность при изучении темы «Функция» в основной школе //Студенческая наука и XXI век. Й-Ола: Изд-во МарГУ, 2018. Т.15. №1 (16). Ч.2. С. 70-72.
- Гайсина А.Ш., Семиглазова М.И., Мансурова Е.Р. Проектная деятельность на уроках математики //Образовательная среда сегодня: теория и практика. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С.266-268.
- Далингер В.А. Математические задачи и роль вопросно-ответных процедур в обучении учащихся их решению //Sciences of Europe. 2019. Vol 4. №35. С.12-20.
- Ефремова Т.П. Проект «Петербургские задачи» // Математика в школе. 2007. №10. С. 40-46.
- Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований //Под ред. В.И. Звягинского. М.: Академия, 2013. 240с.
- Курилёва Н.Л., Камаева Н.С. Использование ИКТ на уроках физики на примере IPAD //Физика и её преподавание в школе и в вузе. Й-Ола: Изд-во МарГУ, 2014. С. 97-101.
- Ларионова О.Г., Харина Н.П. Организация проектной деятельности учащихся при изучении геометрии // Математика в школе. 2007. №8. С. 8-16.
- Малюкова А.А. Учебный проект по алгебре «Наш класс оценивает статистика» // Математика в школе. 2011. №4. С. 56-61.
- Мансурова Е.Р. К вопросу о геометрическом образовании //The scientific heritage. 2019. №32. С.17-19.
- Петрова Н.П. Проект «Изучение свойств степенной функции с помощью программы EXSEL» // Математика в школе. 2008. №2. С. 45-47.
- Семиглазова М.И., Мансурова Е.Р. Проектная деятельность при изучении темы «Производная» в школьном курсе математики // Физика и её преподавание в школе и в вузе. Й-Ола: Изд-во МарГУ, 2018. С. 190-194.
- Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. №10. С. 27-30.
- Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы. Волгоград: Учитель, 2009. 189 с.
Добрый день.
СПАСИБО за полезную информацию применения ИКТ в проектной деятельности. «Проектная деятельность была краткосрочной.» Подскажите, на Ваш взгляд, как часто следует организовывать проекты в 9/10 классе? Насколько охотно и все ли ученики включались в проект?
«В работе над проектом тебе оказывали помощь?» — почти 100 % ответили «ДА». В данном случае помощь учителя или группы рассматривается и какое значение этому следует придавать?
В данном случае временной промежуток определялся временем прохождения педагогической практики. Для повторения, систематизации и углубления знаний элементарных функций этого было достаточно. Частота такого вида деятельности зависит от класса; его профиля, уровня подготовленности и временной возможности её проведения. Учащиеся охотно включаются в эту деятельность , поскольку это творческий процесс и каждый решает определённую поставленную задачу, при этом узнавая много нового вроде об известном (приложения рассматриваемых функций в других дисциплинах, особенно в экономике, и жизнедеятельности человека). Помощь оказывалась и со стороны учителя, и со стороны группы; корректировка, контроль, подсказка, консультация, подготовка конечного продукта — проектной папки, отчёта, презентации. Проектная деятельность стимулирует самостоятельную… Read more »