ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ: ОПЫТ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ: ОПЫТ

Уткина Тамара Ильинична,
доктор педагогических наук, профессор,
Орский гуманитарно-технологический
институт (филиал) Оренбургского
государственного университета

Аннотация: в статье представлен опыт проектирования профессиональной основной образовательной программы бакалавриата по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Математика», «Физика» в условиях актуализации ФГОС 3++. Проектирование профессиональной основной образовательной программы основано на преемственной гармонизации с требованиями, предъявляемыми профессиональными стандартами («Педагог в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»). Приведены дополнительные обязательные профессиональные компетенции, которыми должен овладеть выпускник на «выходе».

Ключевые слова: проектирование, преемственность, физико-математический профиль, бакалавриат, профессиональный стандарт, обязательные профессиональные компетенции.

Проектирование бакалаврской образовательной программы осуществлено в рамках реализуемой инновационной исследовательской программы «Обеспечение качества образовательных процессов  в профессиональном образовании» (регистрационный номер НИОКТР АААА-А16-116020960161-9) и основано на  принципах : «преемственной гармонизации», «практикооринтированности», «модульности», «целостности» [1, 2].

Первая группа дополнительных обязательных профессиональных компетенций (способен формировать у обучающихся на основе учета их индивидуальных особенностей конкретные знания, умения и навыки в области математики в реализации основных общеобразовательных программ основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования) характеризует математико-методическую подготовку будущего бакалавра. Вторая группа (способен формировать у обучающихся на основе учета их индивидуальных особенностей конкретные знания, умения и навыки в области физики в реализации основных общеобразовательных программ основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования) характеризует физико-методическую подготовку будущего бакалавра. Третья группа  ориентирована на формирование у обучающихся на основе учета их индивидуальных особенностей конкретных знаний, умений и навыков в предметной области относительно реализации дополнительных общеобразовательных программ основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования. Выделенные дополнительные обязательные профессиональные компетенции, с одной стороны, преемственно гармонизированы с профессиональными стандартами, а с другой — выступают основой для формирования фундаментальных физико-математических, психолого-педагогических и методических знаний.

Принцип модульности профессиональной основной образовательной программы позволяет обеспечить целостность и интегративность с учетом требований образовательного стандарта высшего образования (44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)) и профессиональными стандартами («Педагог в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», «Педагог дополнительного образования детей и взрослы», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»), а также современным состоянием развития науки и образования. Требования ФГОС ВО, профессиональных стандартов и регионального рынка труда позволили определить перечень модулей и дисциплин учебного плана профессиональной основной образовательной программы.

Модуль «Методический» включает следующие дисциплины: практикум по решению математических задач, методы решения математических задач, элементарная математика, методика обучения математике, методика обучения физике, современные технологии обучения математике, современные технологии обучения физике.

Модуль «Предметно-содержательный» представлен такими дисциплинами: алгебра и теория чисел, геометрия, математическая логика и теория алгоритмов, основы дискретной математики, математический анализ, общая физика, теоретическая физика, астрономия, электрорадиотехника.

Модули обязательной вариативной части учебного плана «Основы предметных знаний по профилю «Математика»(«Физика»)» включают дисциплины: история математики, теоретические основы школьного курса алгебры и начал анализа, теоретические основы школьного курса геометрии, история физики, школьный физический эксперимент, теоретические основы школьного курса физики.

Дисциплины по выбору вариативной части учебного плана представлены семью модулями: организация внеурочной деятельности по математике, организация внеурочной деятельности по физике, дополнительные главы по физике, управление качеством физико-математического образования, обучение математике профильного уровня, избранные вопросы методики преподавания математики, дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дисциплины модулей: «Организация внеурочной деятельности по математике (физике)» (организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по математике, организация внеурочной деятельности по математике, методы решения физических задач, физический практикум), «Дополнительные главы по физике» (гармонические колебания, экспериментальная физика), «Управление качеством физико-математического образования» (управление качеством физико-математического образования, современные средства оценивания результатов обучения), «Обучение математике профильного уровня» (методика обучения в классах с углубленным изучением математики, методика обучения математике в классах гуманитарного профиля), «Избранные вопросы методики преподавания математики» (обучение математике с учетом коррекции отклонений в развитии учащихся, педагогический эксперимент и методы его обработки), «Дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы» (реализация дополнительных общеразвивающих программ по математике в организациях дополнительного образования, реализация дополнительных общеразвивающих программ по математике в организациях общего образования) в разработанной образовательной программе носят практико-ориентированный характер и предполагают проектирование учебно-исследовательской и развивающей среды.

Каждый модуль образовательной программы имеет соответствующее учебно-методическое, научно-методическое и информационное обеспечение. В совокупности модули образуют целостное информационно — образовательное пространство.

Дидактическую основу реализации образовательного процесса составляют интерактивные формы обучения, включающие использование моделей выбора и диалога (деловые и ролевые игры, семинарские занятия с разбором профессиональных ситуаций и с элементами проблемности, лекции с элементами исследования.

Представленный подход к проектированию образовательной программы бакалавриата соответствует требованиям ФГОС 3++ и создает основу для обеспечения качества подготовки будущих бакалавров.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Управление качеством в профессиональном образовании : сборник научных трудов ; под общ. ред. проф. Т.И. Уткиной. – Орск : Издательство Орского гуманитарно-технологического института, 2014. – 299 с. – (Сер. «Система контроля качества»).
  2. 2 .Формирование ключевых компетенций учащихся как фактор обеспечения качества образования в условиях общеобразовательной школы : монография / под общ. ред. проф. Т.И. Уткиной. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2013. – 263 с. – (Сер. «Система контроля качества»).
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Боженкова Людмила Ивановна
Боженкова Людмила Ивановна
4 лет назад

Уважаемая Тамара Ильинична, в своём исследовании рассматривали ли Вы взаимовлияние указанных Стандартов на уровне знаний и на уровне видов деятельности? Хотелось бы осудить этот вопрос на нашей очной конференции (ФГБОУ ВО «МПГУ», институт математики и информатики, кафедра теории и методики обучения математике и информатике), проводимой 1 раз в два года. Следующая конференция в ноябре 2020 года, 5-я юбилейная , информация будет отправлена Вам. Всего доброго, до встречи.