О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сырицына Валентина Николаевна,
старший преподаватель кафедры ИИиМО
Школа Педагогики ДВФУ в г.Уссурийске
Кадеева Оксана Евгеньевна,
старший преподаватель
кафедры ИИиМО
Школа Педагогики ДВФУ в г.Уссурийске
Аннотация: статья посвящена вопросам актуальности использования сетевых сервисов в профессиональной деятельности современного учителя. Ставиться вопрос о необходимости изучения студентами педагогических вузов сетевых сервисов для использования их в дальнейшем в своей педагогической деятельности. Проводится исследование использование сервисов Веб 2.0 в профессиональной деятельности практикующих учителей Приморского края. И на его основании делается вывод о том, что изучение этих сервисов целесообразно в рамках обучения в педагогических вузах.
Ключевые слова: сетевые сервисы Веб 2.0, образовательная среда, IT-компетенции, педагогическая профессиональная деятельность, спецкурс.
Главная задача современного учителя – освоить информационно-образовательную Интернет — среду как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в данную Интернет-среду свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями.
Педагогическая профессиональная деятельность, должна сопровождаться созданием определенной авторской продукции, которая становится не только компонентом индивидуального портфолио педагога, но и пополняет ресурсы информационно-образовательной среды.
Широкий простор для творчества и самореализации в учебной и исследовательской деятельности, а также взаимодействия с окружающими в решении образовательных задач открывают сервисы Веб 2.0.
Широкое внедрение сервисов Веб 2.0 в качестве стандартного учебного инструмента несет с собой появление новых форм мыслительной, творческой и исследовательской деятельности и, как следствие, изменение содержания, методов и организационных форм обучения.
Сетевые ресурсы Веб 2.0 существенно меняют способы взаимодействия людей с Сетью, становясь некой сетевой программной платформой, ставя в центр учебного процесса взаимодействие участников между собой на основе инструментов социального программного обеспечения: блогов, вики, общих закладок, социальных сетей и виртуальных миров. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях и работать на достижение результата по формированию предметных и метапредметных компетенций обучающихся.
Реализуя доступность, открытость, интерактивность и коллективизм, социальные сервисы Веб 2.0 становятся естественной образовательной средой, целесообразность использования которой в учебных целях ни у кого уже не вызывает сомнения.
Современная школа конечно дает выпускникам начальные знания о сетевых сервисах, но они настолько размыты, что не могут являться инструментарием для работы в какой либо профессиональной области. Основными направлениями использования сетевых сервисов в организации учебной деятельности, являются следующие.
- Потребность и возможность практически каждого человека в овладении и использовании различных сервисов Интернета. Это уже сегодня является неотъемлемым компонентом информационной культуры человека, что, безусловно, отражается в задачах современного образования.
- Бурное развитие социальных сетевых сервисов и их возможности в организации эффективной информационной деятельности специалиста практически всех сфер профессиональной деятельности. Это и создание блога, и использование сервисов совместного создания документов, и работа с социальными медиахранилищами и др., что в совокупности и будет формировать IT-компетенции студентов педагогической направленности.
- Применение социальных сетевых сервисов в школьном курсе информатики позволяет расширить спектр видов учебной деятельности, обеспечить развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, фактически способствует достижению многих образовательных результатов, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (личностных, метапредметных и предметных).
Поэтому для того, чтобы говорить о необходимости подготовки студентов педагогических вузов к использованию сетевых сервисов Веб 2.0 в профессиональной деятельности и выявить их уровень знания и знакомства с этими сервисами, нами было проведено исследование, которое состояло из следующих этапов.
На подготовительном этапе исследования были разработаны лабораторные работы, позволяющие определить основные возможности сервисов Веб 2.0, таких как: PREZi, DocMe, MindMaps , LearningApss.org , МастерТест, WikiWall, Анкетер , Фабрика Кроссвордов. Лабораторные работы были проведены для магистрантов первого курса обучающихся по программе «Дистанционные технологии в образовательной деятельности». По результатам обучения проведено анкетирование. Цель анкетирования: В опросе приняли участие 15 человек, среди которых все работники образования. Перед заполнением анкет респондентам были озвучены тема и цель исследования.
Полученные результаты для наглядности представлены с помощью ряда диаграмм:
Рисунок 1. Рисунок 2.
Результаты анкетирования показали, что большинство респондентов (93%) не были знакомы с сервисами Веб 2.0 (диаграмма на рисунке 2). Это объясняется недостаточным техническим оснащением школьных кабинетов, отсутствием интернета или слабой его скоростью, отсутствием курсов ФПК по работе с сервисами Веб 2.0, нехваткой времени и отсутствием мотивации.
Из анализа данных анкетирования, следует, что для 78% респондентов было полезно знакомство с сервисами Веб 2.0 (диаграмма на рисунке 4) из них 51% будет использовать эти сервисы в своей профессиональной деятельности (диаграмма на рисунке 6).
Большинство магистрантов первого курса обучающихся по программе «Дистанционные технологии в образовательной деятельности» рекомендовали включить в процесс обучения студентов педагогических вузов все выше перечисленные сервисы Веб 2.0, для ознакомления, изучения принципов работы и организации совместной деятельности, а уже в своей профессиональной деятельности каждый будет делать свой выбор в пользу того или иного сервиса. Некоторые респонденты отдали свое предпочтения сервисам: PREZi, DocMe, MindMaps и WikiWall.
По результатам исследования разработан спецкурс «Сетевое взаимодействие. Облачные технологии. Сервисы Web 2.0». Общее количество часов – 93 часов: лекции – 44, лабораторные занятия – 46. В рамках данного спецкурса рассматриваются принципы организации учебных сетевых сообществ, способы организации коллективной деятельности учащихся.
Форма контроля о итогам курса зачет. Курс имеет модульную систему. Основные модули курса:
- совместный поиск и хранение информации;
- создание и совместное использование медиа-материалов;
- совместное создание и редактированию гипертекстов;
- совместное редактирование и использование презентаций в сети;
- совместное редактирование и использование карт и схем.
В спецкурсе рассмотрена классификация и приведены примеры сервисов Веб2.0. Прописаны простые действия, на основе которых можно использовать блоги, нелинейные презентации, google документы и другие облачные технологии для формирования творческого и критического мышления, толерантности, исследовательской деятельности на основе сетевых материалов, а также развитие познавательной деятельности учащихся.
ЛИТЕРАТУРА:
- Ростовцев А.Н., Осокина О.М. Теория и практика формирования IT-компетенций как педагогическая проблема // Almanac of social Communication. Opol, 2012. S.219-237
Добрый день! Спасибо за материал! Данный материал перекликается с темой моей дипломной работы. Я рассматриваю онлайн сервисы и создаю лабораторные работы для студентов, чтобы еще в институте они учились пользоваться всем многообразием современных онлайн сервисов.
Добрый день! Спасибо за интересную статью! Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, чем вызван такой низкий процент использования сетевых сервисов среди работников образования?