О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сырицына Валентина Николаевна,
старший преподаватель кафедры ИИиМО
Школа Педагогики ДВФУ в г.Уссурийске

Кадеева Оксана Евгеньевна,
старший преподаватель
кафедры ИИиМО
Школа Педагогики ДВФУ в г.Уссурийске

Аннотация: статья посвящена вопросам актуальности использования сетевых сервисов в профессиональной деятельности современного учителя. Ставиться вопрос о необходимости изучения студентами педагогических вузов сетевых сервисов для использования их в  дальнейшем в своей педагогической деятельности. Проводится исследование использование сервисов Веб 2.0 в профессиональной деятельности практикующих учителей Приморского края. И на его основании делается вывод о том, что изучение этих сервисов целесообразно в рамках обучения в педагогических вузах.

Ключевые слова: сетевые сервисы Веб 2.0, образовательная среда, IT-компетенции, педагогическая профессиональная деятельность, спецкурс.

Главная задача современного учителя – освоить информационно-образовательную Интернет — среду как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в данную Интернет-среду свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями.

Педагогическая профессиональная деятельность,  должна сопровождаться созданием определенной авторской продукции, которая становится не только компонентом индивидуального портфолио педагога, но и пополняет ресурсы информационно-образовательной среды.

Широкий простор для творчества и самореализации в учебной и исследовательской деятельности, а также взаимодействия с окружающими в решении образовательных задач открывают сервисы Веб 2.0.

Широкое внедрение сервисов Веб 2.0 в качестве стандартного учебного инструмента несет с собой появление новых форм мыслительной, творческой и исследовательской деятельности и, как следствие, изменение содержания, методов и организационных форм обучения.

Сетевые ресурсы Веб 2.0  существенно меняют способы взаимодействия людей с Сетью, становясь некой сетевой программной платформой, ставя в центр учебного процесса взаимодействие участников между собой на основе инструментов социального программного обеспечения: блогов, вики, общих закладок, социальных сетей и виртуальных миров. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях и работать на достижение результата по формированию предметных и метапредметных компетенций обучающихся.

Реализуя доступностьоткрытостьинтерактивность и коллективизм, социальные сервисы Веб 2.0 становятся естественной  образовательной средой, целесообразность использования которой в учебных целях ни у кого уже не вызывает сомнения.

Современная школа конечно дает выпускникам начальные знания о сетевых сервисах, но они настолько размыты, что не могут являться инструментарием для работы в какой либо профессиональной области. Основными направлениями использования сетевых сервисов в организации учебной деятельности, являются следующие. 

  1. Потребность и возможность практически каждого человека в овладении и использовании различных сервисов Интернета. Это уже сегодня является неотъемлемым компонентом информационной культуры человека, что, безусловно, отражается в задачах современного образования.
  2. Бурное развитие социальных сетевых сервисов и их возможности в организации эффективной информационной деятельности специалиста практически всех сфер профессиональной деятельности. Это и создание блога, и использование сервисов совместного создания документов, и работа с социальными медиахранилищами и др., что в совокупности и будет формировать IT-компетенции студентов педагогической направленности.
  3. Применение социальных сетевых сервисов в школьном курсе информатики позволяет расширить спектр видов учебной деятельности, обеспечить развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, фактически способствует достижению многих образовательных результатов, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (личностных, метапредметных и предметных).

Поэтому для того, чтобы говорить о необходимости подготовки студентов педагогических вузов к использованию сетевых сервисов Веб 2.0 в профессиональной деятельности и выявить их уровень знания и знакомства с этими сервисами,  нами было проведено  исследование, которое состояло из следующих этапов.

На подготовительном этапе исследования были разработаны лабораторные работы, позволяющие определить основные возможности сервисов Веб 2.0, таких как: PREZi, DocMe,  MindMaps , LearningApss.org , МастерТест, WikiWall, Анкетер , Фабрика Кроссвордов. Лабораторные работы были проведены для  магистрантов первого курса обучающихся по программе  «Дистанционные технологии в образовательной деятельности». По результатам обучения проведено анкетирование. Цель анкетирования: В опросе приняли участие 15 человек, среди которых все работники образования. Перед заполнением анкет респондентам были озвучены тема и цель исследования.

Полученные результаты для наглядности представлены с помощью ряда диаграмм:

Рисунок 1.                                       Рисунок 2.

Результаты анкетирования показали, что большинство респондентов  (93%) не были знакомы с сервисами Веб 2.0 (диаграмма на рисунке 2). Это объясняется недостаточным техническим оснащением школьных кабинетов, отсутствием интернета или слабой его скоростью, отсутствием курсов ФПК по работе с сервисами Веб 2.0, нехваткой времени и отсутствием мотивации.

Рисунок 3.                                       Рисунок 4.

Рисунок 5.                                       Рисунок 6.

Из анализа  данных  анкетирования,  следует, что для 78% респондентов было полезно знакомство с сервисами Веб 2.0 (диаграмма на рисунке 4) из них 51% будет использовать эти сервисы в своей профессиональной деятельности (диаграмма на рисунке 6).

Большинство магистрантов  первого курса обучающихся по программе  «Дистанционные технологии в образовательной деятельности» рекомендовали включить в процесс обучения студентов педагогических вузов все выше перечисленные сервисы Веб 2.0, для ознакомления, изучения принципов работы и организации совместной деятельности, а уже в своей профессиональной деятельности каждый будет делать свой выбор в пользу того или иного сервиса. Некоторые респонденты отдали свое предпочтения сервисам: PREZi, DocMe, MindMaps и WikiWall.

Рисунок 7.

По результатам исследования разработан  спецкурс «Сетевое взаимодействие. Облачные технологии. Сервисы Web 2.0». Общее количество часов – 93 часов:  лекции – 44, лабораторные занятия – 46. В рамках данного спецкурса рассматриваются принципы организации учебных сетевых сообществ, способы организации коллективной деятельности учащихся.

Форма контроля о итогам курса зачет. Курс имеет модульную систему.  Основные модули курса:

  • совместный поиск и хранение информации;
  • создание и совместное использование медиа-материалов;
  • совместное создание и редактированию гипертекстов;
  • совместное редактирование и использование презентаций в сети;
  • совместное редактирование и использование карт и схем.

В спецкурсе рассмотрена классификация и приведены примеры сервисов Веб2.0. Прописаны простые действия, на основе которых можно использовать блоги, нелинейные презентации, google документы и другие облачные технологии для формирования творческого и критического мышления, толерантности, исследовательской деятельности на основе сетевых материалов, а также развитие познавательной деятельности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ростовцев А.Н., Осокина О.М. Теория и практика формирования IT-компетенций как педагогическая проблема // Almanac of social Communication.  Opol, 2012.  S.219-237
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Валерия
Валерия
4 лет назад

Добрый день! Спасибо за материал! Данный материал перекликается с темой моей дипломной работы. Я рассматриваю онлайн сервисы и создаю лабораторные работы для студентов, чтобы еще в институте они учились пользоваться всем многообразием современных онлайн сервисов.

Юлия
Юлия
4 лет назад

Добрый день! Спасибо за интересную статью! Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, чем вызван такой низкий процент использования сетевых сервисов среди работников образования?