ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MOODLE ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ ОДНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MOODLE ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ ОДНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Свиридова Е.И.,
кандидат педагогических наук, доцент
Воронежский государственный
педагогический университет
Синяткин И.Ю.,
старший преподаватель
Воронежский государственный
педагогический университет

Аннотация: В статье рассмотрена возможность использования среды Moodle при реализации учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для магистров различных профилей обучения. Применение системы дистанционного обучения Moodle позволяет сформировать необходимые современному педагогу компетенции, в частности способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения по реализации задач инновационной образовательной политики.

Ключевые слова: система дистанционного обучения, информационные технологии, Moodle,

В настоящее время в Воронежском государственном педагогическом университете реализуется более пятнадцати профилей подготовки магистров, по направлению «Педагогическое образование», как для очной, так и для заочной форм обучения. В учебных планах всех направлений есть предмет «Информационные технологии в профессиональной деятельности», который изучается во втором семестре первого года обучения. Выбранное направление подготовки указывает на то, что свою профессиональную деятельность обучающийся намерен осуществлять в области образования.

Наиболее востребованными для организации и поддержки образовательного процесса по праву считаются так называемые «офисные технологии». Однако, как правило, магистрант уже достаточно хорошо знаком с такими технологиями и успешно их применяет для решения профессиональных задач. Новым опытом для обучающихся может стать разработка материалов для организации дистанционного обучения по какому-либо учебному предмету.

Специально для реализации курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в Воронежском государственном педагогическом университете развернута система дистанционного обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment).

Выбор конкретной версии программного обеспечения Moodle-3.0.1 был обусловлен несколькими важными факторами: возможностью создания элементов электронной образовательной среды необходимой для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, совместимостью с уже имеющимся серверным программным обеспечением, стабильностью работы и минимизацией технического обслуживания, универсальной общедоступной лицензией — GNU GPL.

Для эффективной организации учебного процесса небольшие по численности группы магистров принято объединять, поэтому занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» одновременно проводятся для обучающихся по различным профилям, например, «Математическое образование» и «Физическое образование», или «Профессиональное образование» и «Информационные технологии в начальном и дошкольном образовании». Поэтому выбрать единый для группы учебный предмет, в рамках которого будут разрабатываться необходимые материалы для публикации в системе Moodle, не представляется возможным.

 Каждый записанный на курс пользователь получает права доступа с возможностью создавать различные элементы и материалы курса (роль «Учитель») и самостоятельно выбирает учебный предмет и конкретный раздел этого предмета. Выбранный учебный предмет обязательно должен быть связан с профилем обучения магистра. Разработка материалов раздела начинается с краткой аннотации в которой необходимо указать кем, для кого и с какой целью они создавались.

Из всего многообразия форм представления учебных материалов представленных в сиcтеме Moodle как наиболее востребованные выбраны следующие:

Элементы курса (см. рис. 1)

  • лекция;
  • глоссарий;
  • тест (включает вопросы разного типа)
  • форум и чат (как способы организации обратной связи с обучающимися)

Рис. 1

Ресурсы (см. рис. 2):

  • страница (веб-страница), содержит ссылки на дополнительные материалы по теме раздела);
  • файл (презентация по выбранной теме, содержит иллюстративный материал);

Рис. 2

Из 72 часов трудоемкости предмета, аудиторных только 14 (лабораторные работы) поэтому теоретический материал студенты изучают самостоятельно и в качестве отчета пишут эссе по предложенным преподавателям темам и выкладывают в систему. В результате комплект разработанных материалов может выглядеть следующим образом (см. рис. 3)

Профиль «Межкультурная коммуникация: теория и практика преподавания (английский язык)».

Рис 3.

Таким образом, использование системы дистанционного обучения Moodle позволяет обучающимся приобрести новый полезный опыт организации педагогической деятельности с использованием информационных технологий, оценить достоинства и недостатки дистанционного обучения, проявить самостоятельность и творческий подход при разработке материалов своего раздела. Все это, несомненно, способствует формированию компетенций необходимых для успешной профессиональной самореализации педагогу информационного общества.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белозубов А. Система дистанционного обучения Moodle [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. – СПб., 2007. – 108 с.
  2. Новые педагогические технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2006. – 50 с.
  3. Официальный сайт Moodle [Электронный ресурс]. – URL:https://moodle.org
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Анастасия
Анастасия
4 лет назад

Здравствуйте, спасибо за статью! Сама предпочитаю пользоваться системой Moodle. Интересно узнать Ваше мнение, почему Вы предпочитаете Moodle другим системам?

Иван
Иван
Reply to  Анастасия
4 лет назад

1. Достаточное количество литературы;
2. Лицензия не требует оплаты;
3. Открытый программный код;
4. Большое количество разнообразных модулей для реализации широкого класса методических задач;
5. Большое сообщество пользователей, много форумов, статей, обсуждений по настройте LMS и много материалов по методическим вопросам;
6. Живучесть системы, умеренная требовательность к ресурсам ;
7. Низкая стоимость владения программным продуктом в сравнении с коммерческими LMS, например: Sitos компании bitmedia (Австрия), e-learning server 4g компании Гиперметод (Россия).

Юлия
Юлия
4 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за статью. Я пользовалась LMS Moodle как студент в процессе обучения. Полностью согласна, что данная система позволяет получить полезный опыт организации педагогической деятельности с использованием информационных технологий

Иван
Иван
Reply to  Юлия
4 лет назад

Здравствуйте, Юлия! Спасибо за Ваш комментарий.