«БЮРО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР» В ПРОФЕССИОНАЛИЗИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
Черемных Елена Леонидовна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Пермский государственный гуманитарно-
педагогический университет
Элизбарова Кристина Михайловна,
магистрант,
Пермский государственный гуманитарно-
педагогический университет
Попова Дарья Петровна,
студентка 4 курса,
Пермский государственный гуманитарно-
педагогический университет,
Аннотация: Описывается опыт реализации профессионализирующей деятельности будущих учителей математики на основе создания студенческой инициативной группы «Бюро дидактических игр».
Ключевые слова: профессионализирующая деятельность, подготовка учителя математики, дидактическая игра.
В соответствии с положениями недавно обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «Педагогическое образование» [4] подготовка будущего учителя предполагает увеличение доли практик в общем объеме образовательной программы, сближение планируемых результатов ее освоения с требованиями профессиональных стандартов. В этой связи значительно возрастает роль включения студентов уже на начальных этапах обучения в профессионализирующую деятельность [2], направленную на приобретение первичного опыта решения профессиональных задач, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения в будущем трудовых функций.
К основным видам профессионализирующей деятельности студента относятся:
- учебная деятельность, целью которой является получение необходимых знаний, умений и навыков для овладения профессией;
- внеаудиторная деятельность, направленная на формирование личности квалифицированного специалиста, развитие его творческих способностей, приобретение квазипрофессионального опыта.
Эффективным средством включения студентов в профессионализирующую деятельность могут выступать внеаудиторные мероприятия: заседания клуба, кружковые занятия, круглые столы, научные конференции и др. Участвуя в их работе, студенты приобретают уверенность в собственной востребованности, личной полезности, учатся решать сложные профессиональные задачи и не бояться новых.
На математическом факультете Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ) наряду с обновлением содержания профильных дисциплин и практик ведется целенаправленная работа по включению студентов в активную профессионализирующую деятельность на основе применения форм и методов интерактивного, контекстного и проектного обучения. Одно из направлений этой работы связано с привлечением будущих учителей математики в течение всего периода их обучения в вузе к разработке и проведению мероприятий для различных возрастных категорий обучающихся. С этой целью на факультете создана студенческая инициативная группа «Бюро дидактических игр» [1]. Основные задачи Бюро – разработка содержания внеурочных и внеаудиторных мероприятий по математике для школьников и студентов, организация и проведение указанных мероприятий в образовательных учреждениях города; создание банка методических разработок для проведения занятий дополнительного математического образования в формате дидактических игр (см. табл.1).
Таблица 1
Организационная структура «Бюро дидактических игр»
Структура Бюро | Функции |
Куратор деятельности Бюро
(преподаватель) |
|
Председатель Бюро (студент четвертого /пятого курса или магистрант) |
|
Организаторы мероприятий (студенты и магистранты) |
|
На сегодняшний день в «методическом банке» Бюро насчитывается несколько десятков разработанных игр и мероприятий, многие из которых являются авторскими или имеют самостоятельно созданное студентами дидактическое и компьютерное сопровождение. Это викторины, конкурсы проектов, познавательные и интеллектуальные игры («Своя игра», «Добрый – злой», «Математическое домино», «Математическая гонка», «Математическое казино» и др.). В таблице 2 приведены примеры некоторых игр для школьников и студентов.
Таблица 2
Игры для студентов и школьников
Описание | Примеры заданий / вопросов | ||||||||||||||
«Добрый – злой» |
|||||||||||||||
1. Игра проводится между командами из 3–4-х человек. Одновременно играют все команды.
2. Цель команды – набрать как можно большее количество баллов. 3. Игра состоит из 9 категорий, в каждой из которых 5 вопросов стоимостью от 10 до 50 баллов (величина стоимости зависит от сложности вопроса). Во время очередного хода команда выбирает категорию и все команды отвечают на вопросы этой категории, заполняя бланк для ответа. На обдумывание одного вопроса дается 1 минута. После пятого вопроса команды должны сдать бланк с ответами на все вопросы. Подсчет баллов ведёт Жюри. В игре имеются 9 бланков ответа трех видов: «добрый», «плохой» и «злой». На каком из бланков записывать ответы на категорию команда решает самостоятельно. В «добром» бланке баллы за неправильные ответы и их отсутствие не вычитаются. На «плохом» бланке баллы вычитаются только за неправильные ответы. В «злом» бланке за правильные ответы прибавляются удвоенные баллы, а за неправильные ответы или их отсутствие удвоенные баллы вычитаются. Таким образом, итоговая сумма баллов может оказаться отрицательной |
Категория «Геометрические фигуры». Вопросы:
|
||||||||||||||
«Математический пентагон» |
|||||||||||||||
За один вопрос команда может заработать максимум 5 баллов (в случае, если ответит правильно с первой подсказки и не даст ни одного неверного ответа) и минимум (–5) баллов (в случае, если на все 5 подсказок ответы будут ошибочными) |
Тема вопроса: «Ученый». Подсказки:
Ответ: Гиппократ |
||||||||||||||
«Математическая гонка» | |||||||||||||||
Пример:
Значит, в задаче №4 команда ошиблась, остальные сделала правильно. За одну и ту же задачу команды могут получить разное количество баллов. Задачи не идут в порядке возрастания сложности. Всего в игре 21 задача. 4. Жюри ведёт подсчет баллов |
1. Антон написал все числа от 1 до 1000. Сколько всего цифр он написал на листе бумаги? Ответ: 2893 2. Чтобы испечь сто блинов, маме требуется 30 минут, а Ане – 40 минут. Андрюша готов съесть 100 блинов за час. Мама с Аней пекут блины без остановки, а Андрюша непрерывно их поедает. Через какое время после начала этого процесса на столе окажется ровно сто блинов? 3. Ученик Вовочка любит решать математические задачи. Известно, что вчера он решил на 11 задач меньше, чем позавчера и на 32 задачи меньше, чем позавчера и сегодня вместе. Сколько задач решил Вовочка сегодня? |
Особое направление в работе Бюро связано с разработкой мероприятий для младших курсов математического факультета. Такие мероприятия имеют целью не только стимулирование познавательного интереса, развитие мотивации к учебной деятельности, но и создание у студентов основы для вовлечения их в профессионализирующую деятельность, формирование компетенций, в том числе специально-предметных (математических), необходимых будущему учителю в профессиональной деятельности. Примеры соответствующего рода мероприятий представлены в таблице 3.
Таблица 3
Мероприятия для студентов младших курсов
Описание | Формируемые качества (компетенции), соотносящиеся с трудовыми функциями педагога [3] |
Викторина «Интеллектуальное ассорти» | |
Цель участника: выполнить правильно как можно больше заданий за отведенное время |
|
Конкурс проектов «Математический кейс» | |
Математический кейс представляет собой обучающий контент в виде логически структурированного собрания (коллекции) учебных материалов по определенной теме, разделу математики. Формат кейса может быть различным (опорный конспект в виде презентации, фильм, текстовый документ с видеофрагментами, наглядное дидактическое пособие в виде плаката, стенгазеты, буклета, страница сайта и т.п.) и выбирается самостоятельно участниками конкурса.
Суть работы заключается в создании и комплектации разработанных учебных материалов в специальный набор (кейс) с возможностью последующего использования его в учебном процессе. |
|
Многолетний опыт работы «Бюро дидактических игр» на математическом факультете показывает, что студенты – будущие учителя – становятся более уверенными в работе с коллективом, учатся быть ответственными за порученное им дело, приобретают опыт организаторской деятельности и навыки работы в команде. Об этом свидетельствуют и данные анкетирования, в ходе которого у студентов выявлялась самооценка уровня сформированности качеств (компетенций), необходимых педагогу, в сопоставлении с видами и формами аудиторной и внеаудиторной деятельности, в которых эти качества, по мнению опрашиваемых, развиваются более всего. Каждый показатель необходимо было оценить по пятибалльной шкале, где «1» соответствовала уровню «совсем не владею», а «5» – «владею в совершенстве». Анализ результатов показал, что участие студентов первого и второго курсов во внеаудиторных мероприятиях способствует развитию таких качеств как способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия; взаимодействовать с участниками группы в какой-либо деятельности; способность организовать сотрудничество в группе. Студенты старших курсов, которые активно участвуют в работе Бюро, помимо указанных качеств выделяют способность к самоорганизации, умение формулировать цель деятельности, выбирать пути ее достижения, овладение навыками публичной речи, приемами рефлексии проделанной работы, умение использовать информационную образовательную среду для развития познавательного интереса у обучающихся к изучению математики.
ЛИТЕРАТУРА:
- Корзнякова Ю.В. Применение дидактических игр в процессе освоения профессиональных компетенций студентами педагогического вуза // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», Том 7, № 2 (март – апрель), 2015. Режим доступа https://naukovedenie.ru/PDF/103PVN215.pdf.
- Косолапова И.В. Внеучебная работа как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики / И.В. Косолапова – Пермь : Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2013. 87 с.
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. От 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 18.06.2018)
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++ [Электронные данные] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 09.04.2019)
Уважаемые авторы!
Спасибо за полезную информацию об интересном опыте!
Уважаемые авторы!
Спасибо за полезную информацию об интересном опыте !