МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ: ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ БОЛЬШИХ ОБЪЕМОВ РАЗНОРОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И В ЖИЗНИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ: ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ БОЛЬШИХ ОБЪЕМОВ РАЗНОРОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И В ЖИЗНИ

Н.А. Арнаутова,
магистр психолого-педагогического образования, старший преподаватель кафедры информационных технологий в образовании Института детства МПГУ

Е.Г Кабаков,
сотрудник лаборатории дизайна образования ИНТа, руководитель МультиСтудии — лаборатории интересной жизни, основатель Фестиваля Увлекательной Науки

Аннотация: Использование мультимедиа-технологий как инструмента конспектирования. некоторые варианты создания мультимедийного конспекта на современных цифровых носителях, а также в глобальной сети. Авторы освещают свой опыт создания такого рода продуктов и обучения педагогов и студентов этим технологиям.

Ключевые слова: мультимедиа, конспектирование, база знаний, технологии, образование, Google, YouTube, мнемическая деятельность.

Мир подкатил к рубежу, когда уже практически ВСЁ что с нами происходит, можно сохранить на внешнем носителе. Видео, звуки. Наша память дополняется мощнейшими “внешними” дополнениями. Письменное, а далее печатное слово решив проблему хранения и передачи информации между поколениям, создали проблему структурирования и поиска этой информации. На сегодня, задача структурирования инфомрации, перекочевавшей на цифровые носители, вроде бы, решается и очень даже успешно. Не так хорошо обстоит с видео. И дело не в том, что мы не умеем его искать. Уже почти научились. В любом случае, ключевым, самым слабым (и самым важным) звеном всей этой системы оказывается человек, то как, в каких количествах и в каком порядке он может загрузить в себя и использовать эти массивы. Человек стоит перед  перед задачей — справиться со всем этим, им же порождаемым, информационным потоком. С одного маху и с разбегу это не одолевается. Тут нужно множество подходов, примерок, опытов, технических решений и… и снова подходов (уже на базе решений) и примерок, и опытов, и так далее.

В конце 90-х начале 2000-х годов в Институте Новых Технологий образования существовала лаборатория дизайна образования, руководил которой Леонид Борисович Переверзев. Лаборатория поддерживала работу “Клуба “ТехноЛогия” (деятельность этого клуба вполне заслуживает отдельной статьи в Википедии, но на сегодня есть только вот эта уцелевшая информация — http://www.notabene.ru/technologia/index.html), который проводил, в частности, еженедельные встречи со множеством интересных, часто уникальных,  людей.  Для того, чтобы наиболее полно сохранить содержание событий, все они записывались на видеопленку.

Один из авторов данной статьи, Евгений Генрихович Кабаков — в то время сотрудник лаборатории Л. Б. Переверзева и активный участник и организатор клубных встреч — начал в обозначенный период эксперименты в области гипертекстового соединения видео, текста и других медий. В 2001 году в №24 журнала “Школьный психолог” (Издательский дом “Первое сентября”) была опубликована статья Е. Г. Кабакова “Хранить вечно” (полный текст — Е. Г Кабаков “Абсолютная память”, о перспективах  объединения возможностей цифровой и биологической памяти — можно прочесть тут ).

Группа, занимавшаяся под руководством Е. Г. Кабакова в то время видеофиксацией встреч “Клуба “ТехноЛогия”, постепенно (по мере роста видеоархива!) пришла к пониманию того, что видео необходимо как-то размечать, чтобы в нём можно было хорошо ориентироваться и не пройти мимо самых важных моментов любому человеку, обратившемуся к этому видео в поисках смыслов. В ходе попыток по созданию технологии такой разметки в тот самый период и возник термин “мультимедийное конспектирование”.

Понимание образовательного потенциала придуманных технологий, привело к организации на базе ЦИТУО и МИОО курсов повышения квалификации учителей по мультимедийному конспектированию. Второй автор данной статьи, Наталья Александровна Арнаутова, этот курс в свое время прошла, получив хороший опыт в работе с видео. 

Описание и осмысление идей, реализованных тогдашней командой, заслуживает отдельного описания и осмысления. Все тогдашние созданные группой инструменты и опыты в настоящий момент практически сильно устарели. Чего нельзя сказать об идеях и смыслах подвигавших к их появлению. На базе современных сервисов и технических возможностей те же самые и более совершенные процессы легко могут быть собраны и действовать. Далее речь пойдет, в основном о смыслах, идеях и о современной практике…

Не приводя подробного разбора современных программных и аппаратных средств для разметки и систематизации видео и аудио потоков, коротко остановимся на наиболее доступных и общеизвестных сервисах Google.

YouTube.com сетевой общедоступный и популярный сервис. Последнее очень важно для продвижения технологии. Популярность помогает учителям преодолевать психологический барьер, делает более заманчивым участие в мультимедийных проектах для школьников.

Прежде всего, интересна базовая функциональность сервиса — возможность размещать в облачных хранилищах неограниченные объёмы видео-материалов, делать их доступными для группы участников или для всего мира.

Наличие удобных видеотрансляций обеспечивает возможность одновременного участия в событиях множества участников, независимо от их географического местоположения. Транслировать можно как видеопоток с камеры, так и экран компьютера, что особенно важно для событий так или иначе связанных с освоением компьютерных сервисов. Существует возможность оставлять комментарии к видео с поддержкой интерактивных таймкодов (вставленный в текст в условленном формате, таймкод автоматически становится ссылкой на нужное место видео)

При разумной организации процесса, группа любой величины может распределить создание конспекта между многими (в том числе и удаленными) участниками. К сожалению, YouTube не позволяет распоряжаться другими медиями, кроме видео и текста.

Возможности YouTube значительно расширяются, при объединении его возможностей с возможностями документов Google  (в частности, гугл-документами и гугл-презентациями)

Здесь появляются следующие возможности. Включение изображений и видео, непосредственное создание рисунков в теле документа, практически мгновенное включение в документ снимков экрана. Возможность включения в конспект не только ссылок на видео, но и проигрывателя для ролика, размещенного на YouTube, с фиксацией промежутка, который будет проигрываться. Возможность немедленной публикации создаваемого продукта для любого числа пользователей Интернета.

Самое главное  Есть возможность большому числу участников (до 50 человек одновременно) в режиме реального времени редактировать создаваемый документ. То есть, конспект лекции можно создавать коллективно, включая (при желании) в состав участников и самого лектора. Далее, можно практически мгновенно направлять в текст конспекта изображения с мобильных устройств. При последующей обработке конспекта (если он создавался в реальном времени), в него легко включается видео.

Деятельность педагога любого направления в современной образовательной среде требует от него умений создавать цифровую учебную информацию и обмениваться ею с участниками процесса — обучающимися, коллегами, администрацией, родителями и так далее. В то же время, школьники находятся перед такими же задачами. Они, в свою очередь, должны уметь использовать полученные материалы и участвовать в полноценной обратной связи — создавать свой цифровой ответ. Коммуницирование на современных электронных образовательных просторах начинается со знакомства с информацией,  представленной в виде гипертекстов.

Мультимедийный конспект представляет собой специфический вариант гипертекста — текст мультимедийный. Мультимедийный — это текст в электронном виде для размещения на цифровых носителях, который содержит информацию в виде обычного текста, графических продуктов (рисунков, фотографий, схем, диаграмм, инфографики и прочего) и встроенных видео (или аудио) роликов (или гиперссылок на них). Содержание любого сайта — типичный пример мультимедийного текста. Формальная специфика мультимедийного конспекта, как мультимедийного текста, заключается в том, что весь он посвящен переводу в письменную речь содержания имеющейся аудио или видеоинформации.

С образовательной точки зрения специфика мультимедийного конспекта в том, что он ориентирован на максимально эффективное сохранение, передачу, осмысление некоторого события — лекции, выступления, круглого  стола, мозгового штурма и т. п.

Кто научит детей создавать такой текст? Было бы отлично, если бы любой преподаватель мог это осуществить. Однако, в реальности, сами педагоги часто нуждаются в совершенствовании своих навыков работы в компьютерных средах, даже самых простых. Современная школа представляет собой смесь преподавателей разных поколений. И поколения эти развивались и обучались сами в очень разных условиях распространения и применения компьютерных технологий. Поэтому, как нам представляется,  навыки мультимедийного конспектирования у школьников стоит начать формировать и вводить, как элемент культуры современной коммуникации, именно учителю информатики

Кафедра информационных технологий в образовании Института детства МПГУ в настоящее время обучает студентов разных направлений технологии мультимедийного конспектирования.

Работа над мультимедийными конспектами оказывается для студента удобной точкой входа и обзора цифровых компетенций педагога, которые ему надо формировать и развивать у себя. Компоненты конспекта — собственно текст и его набор, гиперссылки, изображения, звук, видео — ясно показывают, какие навыки компьютерной грамотности задействованы, как и почему они востребованы.

На собственном опыте будущие педагоги проверяют и образовательные преимущества, которые дает владение технологией мультимедийного конспектирования — хорошее запоминание и экономию времени для подготовки к контрольным, зачетным занятиям и экзаменам. Помимо этого, они убеждаются в хорошем соответствии самого организационного процесса конспектирования решению задач, которые стоят перед учителем, организующем процесс обучения на своем уроке. Современный урок требует деятельностного, а не объяснительного способа обучения, и учитель призван подобрать варианты образовательной деятельности для детей. Деятельности, которая обеспечит не пассивное, а активное и самостоятельное получение ими знаний.

Организация процесса мультимедийного конспектирования связана с предлагаемой нами типизацией конспектов. Направлений типизации два — по оформлению текста (табличное и простое линейное) и по используемым приемам успешного произвольного запоминания.  С нашей точки зрения, второе является ключевым.

В основу типизации мультимедийных конспектов по мнемической деятельности положен способ получения видеоролика (или аудио файла) — то, как и кем была получена информация, а именно, самими участниками зафиксированных событий (видео или аудио записывалось параллельно с тем, как воспринимался и обрабатывался участниками излагаемый материал) или нет  (то есть, это ролики и аудио файлы, поступившие уже в готовом виде, их материал  неизвестен конспектирующим до начала конспектирования). Таким образом, можно говорить о “событийных” и “ознакомительных” конспектах.

Сразу скажем, что по оформлению текста мы рекомендуем событийные конспекты делать линейными, а ознакомительные — табличными (смотри примеры в Приложении к данной статье — рис. 3, 4-6), однако, один вид организации текста легко может быть переведен в другой из-за каких-то конкретных соображений удобства восприятия.

Рассмотрим технологию создания событийных и ознакомительных мультимедийных конспектов сразу в связи с мнемонической деятельностью.

Событийный конспект выполняется командой с распределенными среди участников ролями. Для каждой микрогруппы потребуются: наборщик текста (стенографист), оператор, иллюстратор и, иногда, технический помощник.

Задачей стенографиста является набор в текстовом редакторе той части текста из речи лектора, который ему по силам успеть выполнить. Он создает некоторый скелет будущего полного конспекта. (Условия успешного произвольного запоминания: выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала).

Задачей оператора является ведение хорошей записи видео или аудио в ходе лекции. Длительность кусочков видео для последующей обработки имеет большое значение. Фрагменты должны быть не более 2-3 минут. Это можно обеспечить либо тем, что при съёмке надо делать разбивку — останавливать на мгновение съёмку (в логически оправданных местах) и сразу возобновлять, либо тем, что большой полный ролик лекции выложить на платформу YouTube и выполнить раскладку ссылок с привязкой ко времени на соответствующие фрагменты в теле конспекта. (Условия успешного произвольного запоминания: выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части).

Задачей иллюстратора является непрерывный поиск картинок в ходе прослушивания лекции. Картинками могут быть и фотографии доски или аудитории, если это оправдано и помогает раскрывать смысл. В целом, все встроенные в конспект картинки призваны разъяснять смысл текста или каких-то терминов в тексте. В ходе работы иллюстратор или ищет картинки сразу в сети Интернет, или делает пометки в тексте, какие картинки надо найти позже.  (Условия успешного произвольного запоминания:  представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа; эмоционально- эстетическая насыщенность материала).

Задача помощника определяется микрогруппой самостоятельно. Он может примкнуть к любой роли, если это необходимо.

После завершения события, в ходе последующей доработки конспекта, роли могут быть перераспределены. Работу над формированием грамотного текста тоже надо распределить между всеми участниками группы. Доработка начинается с того, что оператор выкладывает все ссылки на все кусочки отснятого события в документ с текстом. Стоит упомянуть, что, на наш взгляд, самым удобным ресурсом для такой совместной работы, распределенной во времени, является приложение Google-документы. Пример событийного конспекта можно посмотреть в Приложении к данной статье — рис. 1.

При желании или необходимости список ролей можно расширить или распределить некоторые виды дополнительной деятельности между уже перечисленными ролями. Что это может быть? Создание структуры, придумывание специальных символов и пиктограмм, краткое аннотирование частей, выделений ключевых слов и обозначение тегов, выявление “параллельных мест” — связей этого текста с каким-то набором ранее созданных конспектов или каких-то иных текстов данной тематики, выделение имен, названий, терминов, вообще позиций, заслуживающих хотя бы маленькой отдельной статьи, создание “заметок на полях” —  например, растолковываний каких-то смыслов, функционально облегчающих работу с материалом или что-то подобное. Список можно продолжить, но для примера вполне достаточно.

В целом, применяя вышеописанную технологию, мы создаем ситуацию “незавершенного действия” (эффект Зейгарник), а, далее, активной работы с материалом. Это приводит к увеличению числа и времени контактов со смыслами  темы и, в итоге, к  такому запоминанию, которое Т. Рибо называл “пластичным, способным к новым сочетаниям” (см. работу Т. Рибо “Творческое воображение”).

Процедура получения ознакомительного конспекта приводит к таким же результатам, с точки зрения мнемических действий,  однако, можно указать на некоторое своеобразие, позволяющее выделять данный тип конспекта.

Как было сказано выше, ознакомительный конспект делается к видео ролику (либо аудиозаписи), который был получен без участия составителей конспекта. Оформлен он может быть и как линейный, и как табличный (рекомендуем!), однако, иллюстрации в нём должны соответствовать некоторому особому правилу. К каждому смысловому кусочку дается не только ссылка на соответствующее место в ролике, но и обязательно подбирается одна (реже — несколько) яркая картинка, являющаяся метафорой заключенного в отрывке смысла (смотри пример в Приложении к данной статье, рис. 2). Обращаем внимание, что иллюстрации при составлении событийного конспекта такому правилу не обязаны соответствовать. Они могут быть в любом количестве к разным местам — где-то больше, где-то и вообще отсутствовать. Их задача — подключение образного мышления. В ознакомительном конспекте каждой картинкой кодируется смысл соответствующего фрагмента. Когда картинок может быть несколько? Если конспект составляет не один человек, а команда. Тогда ассоциации, метафоры каждый подбирает свои. Ещё возможен случай, когда человек может реализовать возникшую у него метафору не в одной, а только в наборе картинок. Главное — работа по подбору такого образа, кодировка информации, которая обеспечит качественное вспоминание (с минимальными потерями на забывание)  впоследствии.

Обучение мультимедийному конспектированию ведется кафедрой информационных технологий в образовании Института детства МПГУ с 2015 года. За это время студентам неоднократно предлагалось провести рефлексию и обсудить на семинаре её результаты. Важным, как нам представляется, результатом таких обсуждений явилось то, что студенты указывают, что смена ролей при участии в командном событийном мультимедийном конспектировании помогла им разобраться и осознать собственный приоритетный способ восприятия новой информации. То есть,  понять, какой из сенсорных каналов (аудио, визуальный или кинестетический) играет в таких случаях для них ключевую роль. Решающими действиями тут явились — съёмка (роль оператора), набор текста (роль стенографиста), поиск мест для встраивания картинок и гиперссылок (роль иллюстратора, который “идет” по свежесозданному тексту с небольшим опозданием и анализирует его). Роль, задействующая “неудобный” канал, требовала больших  усилий, а понимание и запоминание содержания сразу после лекции было невелико. Последующая работа над конспектом приводила к коррекции и полному успешному пониманию и запоминанию содержания.

Отметим, что научившись в курсе ИКТ созданию мультимедийных конспектов командой, освоив эту технику в рамках одного из заданий, студенты продолжают практику конспектирования на других изучаемых ими в университете курсах. Стараются получить дополнительные баллы, выполняя обработку предлагаемых им преподавателями учебных видеоматериалов.

Обучая будущих педагогов технологии мультимедийного конспектирования, мы сразу  рассматриваем с ними разные варианты применения её в школьной практике. Один из вариантов — конспектирование школьниками 10 минутных сообщений преподавателя по изучаемой теме. Полученные ребятами материалы педагог может в дальнейшем использовать для формирования электронного контента своего курса, создавать на их базе комплекс упражнений и так далее.

Всеобщее сетевое общение приводит к совершенно новому распределению ролей между различными медиями (включая и очень традиционные) Устная и письменная речь, например, в ряде процессов инфообмена, поменялись местами. Расхожая болтовня теперь очень часто осуществляется письменно (на клавиатуре в чате). А основательная фиксация, для которой прежде нужны были перо и бумага, зачастую возникает как УСТНЫЙ РАССКАЗ, записанный на видео. Новые роли оказываются и у жестов и у добрых старых рисунков и у пиктограмм. При этом и мимоходом сказанное слово, и записанное для себя на память, и картинки, и голоса без больших дополнительных усилий сохраняются очень надолго (в пределе — на все времена).

И всем нам — людям — академическим учёными, писателям, программистам, школьникам, музыкантам, родителям, детям, бизнесменам, студентам, торговцам, политикам — всем! —  нужно теперь в этой совершенно новой среде учиться существовать — как-то обращаться к этой нашей “внешней памяти”. Приходится теперь порождать новые формы взаимодействия, учения, творчества. Не с нуля, конечно. На что-то надо опереться. Чтобы эти все миллиарды видео, и фото, и аудио, и текстов не ложились друг на друга как археологические наслоения, а легко возвращались в нужные моменты к нам, интегрировались и порождали новые смыслы. Надо искать и находить формы общения, учения, жизни, соответствующие этим техническим возможностям.

Имея столь грандиозный запас знаний о себе и о нас обо всех, мы получаем возможность невероятно продуктивно учиться у себя и друг у друга. Рождаются новые смыслы и новые формы взаимодействия людей. Требуют новых инструментов и новых образов действия. Тут можно бы сослаться в качестве прототипа на роман Германа Гессе “Игра в бисер”. Вот и сошлемся. И продолжим наши поиски.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. // Педагогика. №4. 2009. С. 18-22.
  2. Ерёменко В. И. Воспоминание и знание как функционально независимые мнемические явления. // Вопросы психологии. №6. 2006. С. 64-73
  3. Кабаков Е. Хранить вечно. // Школьный психолог. №24. 2001.
  4. Нуркова В. В. Проблема неточности воспоминаний в перспективе многокомпонентной модели памяти. // Мир психологии. №2. 2015.
  5. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М.: Издательство Юрайт, 2013. — 604 с.
  6. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1901. – 318 с.

Приложение:

Рис. 1. Событийный конспект, пример.

Рис. 2. Варианты акцентных картинок в ознакомительных конспектах.

Рис. 3 Пример линейного оформления событийного конспекта

Рис. 4-6. Примеры табличного оформления ознакомительных конспектов. Рис. 4

Рис. 5.

Рис. 6.

Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Горчакова Ирина
Горчакова Ирина
4 лет назад

Большое спасибо за статью! Действительно, актуальная тема как в современном образовании, так и в жизни в целом. Не могу не согласиться, с тем что «в реальности, сами педагоги часто нуждаются в совершенствовании своих навыков работы в компьютерных средах, даже самых простых». Ведь чтобы научить других, необходимо сначала научиться самому.

Наталья Арнаутова
Наталья Арнаутова
Reply to  Горчакова Ирина
4 лет назад

Спасибо за отзыв! Нужно, конечно, учиться самому, однако, можно смело сказать ученику — давай учиться вместе!

Мария Александровна
Мария Александровна
4 лет назад

Благодарю за столь познавательную, а главное практико-ориентированную статью! Успехов вам в дальнейшей работе!

Наталья Арнаутова
Наталья Арнаутова
Reply to  Мария Александровна
4 лет назад

Большое спасибо за проявленный интерес! Мы надеемся, что наш опыт будет подхвачен! Всегда рады ответить на вопросы и узнать что-то новое по данной теме.