МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»
Масленкова Валентина Александровна,
Бондарева Яна Алексеевна,
МБОУ «Лицей №2»,
г.Красноярск
Аннотация: в статье приводится пример дидактической игры «математического лото» по теме: «Обыкновенные дроби» для обучающихся 5 классов, направленной на закрепление знаний по данной теме.
Ключевые слова: дидактическая игра, математическое лото, обыкновенные дроби.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
Целью обучения математике в общеобразовательной школе является обеспечение прочного и сознательного овладения обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и профессиональной деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Включение в урок дидактических игр, дидактических заданий и игровых заданий делает процесс обучения интересным и занимательным; создаёт у обучающихся бодрое, рабочее настроение; помогает преодолеть трудности в обучении.
Педагогическая деятельность учителя математики направлена на формирование умения работать на абстрактном уровне без опоры на конкретный материал, т.к. математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам.
Возникает вопрос: как сделать предмет математики интересным, как преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики?Интерес к любому школьному предмету зависит от нескольких условий, одним из которых является использование игровых форм обучения.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, что является неотъемлемой частью внимания. Игра дисциплинирует обучающихся, заставляет контролировать каждый свой шаг [2].
В качестве примера дидактической игры представим математическое лото по теме: «Обыкновенные дроби», направленное на закрепление знаний по данной теме.
Методические рекомендации к проведению лото:
- применяется для организации устного счёта на уроках.
- состоит из карточек, равных количеству обучающихся в классе.
- перед игрой ученики получают по одной карточке.
- учитель предлагает (например, читает или использует интерактивную доску) основные вопросы.
- выполняя упражнения, ученики закрывают на своей карточке те числа, которые совпадают с ответами решённых примеров.
- при верных вычислениях, после выполнения всех основных заданий, из 15 чисел на карточке будет закрыто 12 – по 4 в каждой строке.
- после этого учитель предлагает ещё один – дополнительный вопрос (из нижней части карточки учителя).
- ответ на него и есть в незакрытых ячейках.
- у тех из них, кто правильно выполнил и это упражнение, оказывается полностью закрытой одна из строк карточки; он об этом сообщает учителю.
- игра на этом заканчивается.
- учитель затем просматривает карточки выигравших и выставляет оценки:
«5» – если на карточке не закрыты только две ячейки;
«4» – три ячейки;
«3» – четыре или пять ячеек [6].
В таблице 1 представлены задания для обучающихся (основные и дополнительные).
Таблица 1
Задания математического лото по теме: «Обыкновенные дроби»
В таблице 2 представлены карточки для обучающихся.
Таблица 2
Карточки математического лото по теме:
«Обыкновенные дроби» для обучающихся
В таблице 3 представлены карточки учителя для проверки заданий. Зелёным цветом закрашены ячейки, которые остаются у учеников пустыми после выполнения основных заданий.
Таблица 3
Карточки учителя для проверки
Описанная игра позволяет обучающимся ещё раз отработать вычислительные навыки по теме: «Обыкновенные дроби», закрепить навыки решения уравнений по данной теме; умение находить число по значению его дроби и дроби от числа. Педагогу игра позволяет отследить усвоение темы обучающимися, а также оценить их знания и выставить оценки.
ЛИТЕРАТУРА:
- Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – 5-е изд., испр. – М.: ИЛЕКСА, – 2010, – 208 с.
- Кальт Е.А.Дидактические игры на уроках математики в классах повышенного педагогического внимания // Электронный научный журнал «Вестник государственного педагогического университета».-2006. [электронный ресурс] – Режим доступа. –http:// WWW eduhmao.ru › var/db/files/16209.matem-osh4.doc.
- Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ [Текст] / В.А.Крутецкий — М.: Просвещение, 1980.- 350с.
- Мерзляк А. Г. Математика : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – Вентана-Граф, 2014. – 304 с. : ил.
- 5. Час занимательной математики. / Под ред. Л. Я. Фальке. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 176 с.
Хороший дидактический материал для урока математики. Математическое лото применяется и уже давно многими математиками. Вот если бы авторы статьи представили данный материал с позиции ФГОС, добавили использование ИКТ, то была бы хорошая разработка и для начинающих учителей математики и для математиков, у которых не хватает времени каждый урок прописывать в формате ФГОС.
Спасибо за рекомендации.
Будем дорабатывать.