МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»

Масленкова Валентина Александровна,
Бондарева Яна Алексеевна,
МБОУ «Лицей №2»,
г.Красноярск

Аннотация: в статье приводится пример дидактической игры «математического лото» по теме: «Обыкновенные дроби» для обучающихся 5 классов, направленной на закрепление знаний по данной теме.

Ключевые слова: дидактическая игра, математическое лото, обыкновенные дроби.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский

Целью  обучения  математике  в  общеобразовательной школе является   обеспечение прочного  и  сознательного  овладения обучающимися  системой  математических  знаний  и  умений,  необходимых  в  повседневной  жизни  и  профессиональной  деятельности,  достаточных  для  изучения  смежных  дисциплин  и  продолжения  образования. 

Включение  в  урок  дидактических  игр, дидактических  заданий и игровых  заданий  делает  процесс  обучения  интересным  и  занимательным;  создаёт  у  обучающихся  бодрое,  рабочее  настроение;  помогает  преодолеть  трудности  в  обучении.

Педагогическая  деятельность  учителя  математики  направлена  на  формирование  умения  работать  на  абстрактном  уровне  без  опоры  на  конкретный  материал,  т.к.  математика  в  отличие  от  большинства  других  преподаваемых  в  школе  дисциплин  имеет  предметом  своего  изучения  не  непосредственно  вещи,  составляющие  окружающий  нас  внешний  мир,  а  количественные  отношения  и  пространственные  формы,  свойственные  этим  вещам. 

Возникает  вопрос:  как  сделать  предмет  математики  интересным,  как  преодолеть  в  сознании  учеников  возникающее  со  стихийной  неизбежностью  представление  о  «сухости»,  формальном  характере,  оторванности  этой  науки  от  жизни  и  практики?Интерес  к  любому  школьному  предмету  зависит  от  нескольких  условий,  одним  из  которых  является  использование  игровых  форм  обучения. 

В  процессе  игры  у  детей  вырабатывается  привычка  сосредоточиваться,  что  является  неотъемлемой  частью  внимания.  Игра  дисциплинирует  обучающихся,  заставляет  контролировать  каждый  свой  шаг [2].

В качестве примера дидактической игры представим математическое лото по теме: «Обыкновенные дроби», направленное на закрепление знаний по данной теме.

Методические рекомендации к проведению лото:

  • применяется для организации устного счёта на уроках.
  • состоит из карточек, равных количеству обучающихся в классе.
  • перед игрой ученики получают по одной карточке.
  • учитель предлагает (например, читает или использует интерактивную доску) основные вопросы.
  • выполняя упражнения, ученики закрывают на своей карточке те числа, которые совпадают с ответами решённых примеров.
  • при верных вычислениях, после выполнения всех основных заданий, из 15 чисел на карточке будет закрыто 12 – по 4 в каждой строке.
  • после этого учитель предлагает ещё один – дополнительный вопрос (из нижней части карточки учителя).
  • ответ на него и есть в незакрытых ячейках.
  • у тех из них, кто правильно выполнил и это упражнение, оказывается полностью закрытой одна из строк карточки; он об этом сообщает учителю.
  • игра на этом заканчивается.
  • учитель затем просматривает карточки выигравших и выставляет оценки:
    «5» – если на карточке не закрыты только две ячейки;
    «4» – три ячейки;
    «3» – четыре или пять ячеек [6].

В таблице 1 представлены задания для обучающихся (основные и дополнительные).

Таблица 1
Задания математического лото по теме: «Обыкновенные дроби»

В таблице 2 представлены карточки для обучающихся.

Таблица 2
Карточки математического лото по теме:
«Обыкновенные дроби» для обучающихся

В таблице 3 представлены карточки учителя для проверки заданий. Зелёным цветом закрашены ячейки, которые остаются у учеников пустыми после выполнения основных заданий.

Таблица 3
Карточки учителя для проверки

Описанная игра позволяет обучающимся ещё раз отработать вычислительные навыки по теме: «Обыкновенные дроби», закрепить навыки решения уравнений по данной теме; умение находить число по значению его дроби и дроби от числа. Педагогу игра позволяет отследить усвоение темы обучающимися, а также оценить их знания и выставить оценки.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – 5-е изд., испр. – М.: ИЛЕКСА, – 2010, – 208 с.
  2. Кальт  Е.А.Дидактические  игры  на  уроках  математики  в  классах  повышенного  педагогического  внимания  //  Электронный  научный  журнал  «Вестник  государственного  педагогического  университета».-2006.  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –http://  WWW  eduhmao.ru ›  var/db/files/16209.matem-osh4.doc.
  3. Крутецкий  В.А.  Психология:  учебник  для  учащихся  педагогических  училищ  [Текст]  /  В.А.Крутецкий  —  М.:  Просвещение,  1980.-  350с.
  4. Мерзляк А. Г. Математика : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – Вентана-Граф, 2014. – 304 с. : ил.
  5. 5. Час занимательной математики. / Под ред. Л. Я. Фальке. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 176 с.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
С.Ю. Сафронова

Хороший дидактический материал для урока математики. Математическое лото применяется и уже давно многими математиками. Вот если бы авторы статьи представили данный материал с позиции ФГОС, добавили использование ИКТ, то была бы хорошая разработка и для начинающих учителей математики и для математиков, у которых не хватает времени каждый урок прописывать в формате ФГОС.

Масленкова В.А.
Масленкова В.А.

Спасибо за рекомендации.
Будем дорабатывать.