К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Тишина Анастасия Игоревна,
преподаватель информатики и ИКТ
Краснодарское президентское
кадетское училище

Аннотация: в статье на основе анализа экспериментальных данных, а также опыта и рефлексии педагогической деятельности автора, характеризуются актуальные проблемы и перспективы преподавание информатики и ИКТ, а также, образовательная среда, в которой происходит профессионального становления и развитие  учителя в условиях современной школы. 
Ключевые слова: образовательная среда, учитель, современная школа.

На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений, развивается системное мышление, уровень которого, во многом определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения, что требует от школьников дополнительных возможностей, а от учителя – применение все новых методов и средств обучения [1, с. 178].

В связи с модернизацией современного образования в России, значительно усложнились педагогические задачи учителей. Идеалом учителя XXI века является учитель-исследователь — инициатор педагогических нововведений, способный выполнять функции первопроходца новых принципов, способов обучения и также воспитания, соединять алгоритмическую деятельность с творческим поиском, учитывать особенности обучающихся в условиях дифференцированного обучения, сравнивать эффективность различных методов, приемов и средств обучения при решении одних и тех же дидактических задач; оценивать психологическую направленность и уровень воздействия тех или иных приемов на психические процессы обучающихся; ежедневно разрешать десятки проблемных педагогических ситуаций; проводить исследования в рамках различных концепций, сопоставляя противоположные точки зрения. Характерной тенденцией современного профессионального образования является его гуманизация, направленность на развитие способностей и интересов личности, развитие её творческой индивидуальности.

Обращение автора к обсуждению проблемы и перспективы преподавания информатики в современной школе. Влияние образовательной среды на профессиональное становления и развитие учителя связано, во-первых, с необходимостью выявления особенностей среды, в которой происходит профессиональное становление учителя и, во-вторых, с поиском путей организации образовательной среды для непрерывного и эффективного  применение знаний, умений и навыков для модернизации собственного обучения, а также оптимизации учебной нагрузки [2, с. 16-22].

Требуется постоянная корректировка названных знаний и умений, что наиболее эффективно в рамках персонифицированных образовательных программ, направленных на достижение целей обучение. Профессионально-личностное развитие учителя через образование и самообразование является сегодня одним из важнейших ресурсов саморазвития школы, а также экономического и социального развития общества.  

Необходимо отметить, что информатизация общества, как социальный процесс и явление, в той или иной мере, влияет на формирование информационно-образовательного пространства школы, которое может рассматриваться как пространство личностных изменений учителя и ученика в образовательных целях, на основе современных технико-технологических и социально-информационных средств.

Современные стратегические доктрины прогресса передовых стран мира базируются на принципах всемерного развития, прежде всего, человеческого потенциала. По мере перехода страны от развития, основанного на использовании преимущественно человеческих способностей к физическому труду, к развитию, основанному на использовании культурного и интеллектуального потенциала личности, роль образования непрерывно возрастает и становится доминирующей. Предпосылок для такой постановки вопроса достаточно. Так, по данным Института образования ЮНЕСКО, в развитых странах мира число взрослых участников образовательных программ намного превышает число обучающихся детей и подростков. В этих странах различной образовательной и просветительской деятельностью охвачено до 40-50% взрослого населения [3, с. 4-8]. Развитие современного общеобразовательного курса информатики и ИКТ связано, с доминированием деятельностного подхода. При этом специфика предметной области должна быть отражена в конкретных видах учебных действий.

Информатика – это общеобразовательный предмет и подходить к нему нужно с системных позиций, которые продиктованы спецификой и задачами среднего общего образования [4, с. 315]. Трудность её восприятия заключается в том, что задачи курса относятся и к другим предметным областям знаний – физике, математике и т.д., в силу чего изучение информатики имеет межпредметный характер. В связи с этим, возникает еще одна проблема, которая проявляется в отсутствии оптимизированной по содержанию на основании внутрипредметных связей последовательности изучения учебных блоков. Это приводит к нерациональному использованию ограниченных временных ресурсов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационно-образовательная среда ученика развивается не только под влиянием среды школы, но и в процессе бесконечного притока знаний и опыта из других сред (виртуальной, мировой образовательной), а также, возникающих в самой школьной среде, многоэлементных образовательных структур и сред. Добавим лишь то, что под влиянием названных компонентов и сред, сосуществующих в образовательной организации, формируются различные составляющие социально-информационной культуры школы.

Естественно также, что на современном этапе профессиональное развитие учителя современной школы немыслимо без педагогически и технологически грамотного использования современных информационных технологий. Если мы ставим перед собой цель формирования обучение в современной школе, то, прежде всего, необходимо создать систему (организовать образовательную среду и процесс) информационной и психологической поддержки или сопровождения процессов [5].

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Коротков Н. Информатика в школе: настоящее и будущее // Народное образование, 2008. – № 6. – С. 176 – 180.
  2. Слободчиков В.И. Психологические основы личностно-ориентированного образования // Мир образования – образование в мире. – 2001. – № 1. — С. 14-28.
  3. Крук Ч. Школы будущего // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. – С.314–332.
  4. Иванова Л.А. Коадаптация медиа- и образовательного пространства — залог успешного решения проблемы пространственной  лакунарности в высшем профессиональном образовании // Вестник ЯГУ. — — Т. 6. — № 2. — С. 38-44.
  5. Харченко Л.Н., Бабаева Э.С., Харченко Н.К. Педагогический потенциал учебных программ, интегрирующих формальное и неформальное образование / Kant, 2014 № 4 (13),. – С. 137-142.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Павлюкевич Ксения
Павлюкевич Ксения

Добрый вечер, Анастасия Игоревна! Благодарю за статью. Верно подмечено, что профессионально-личностное развитие учителя через образование и самообразование является сегодня одним из важнейших ресурсов саморазвития школы. Интересен Ваш личный опыт. Какой источник самообразования, по вашему мнению самый эффективный? Могли ли бы Вы поделиться каким-либо интересным ресурсом для самообразования для учителей информатики, которым пользуетесь Вы сами?