ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ В ОБРАЗОВАНИИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ В ОБРАЗОВАНИИ

Диканская Юлия Васильевна,
магистрант,
ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»

Аннотация: В статье рассматривается роль онлайн-сервисов в образовании. Приводятся особенности технологии Web 2.0 и онлайн-сервисы, построенные на этой технологии. Дается описание основных возможностей онлайн-сервиса «Библиотека МЭШ» и рассматриваются тенденции развития онлайн-сервисов в образовании.

Ключевые слова: онлайн-сервисы, информационные технологии, Web 2.0, МЭШ.

Информационные технологии продолжают своё непрерывное развитие, и уже невозможно представить себе деятельность человека без них.  Под ними понимают совокупность методов, средств, используемых для сбора, обработки, хранения и распространения информации. Информационные технологии не оставили в стороне и образовательный процесс. Всё больше и больше ИКТ-средств применяется на всех ступенях обучения. Одним из видов ИКТ-средств, применяемых в образовании, являются онлайн-сервисы.

В общем случае под онлайн-сервисами понимают сайты, которые предоставляют различные услуги в режиме онлайн. Это означает, что человек, имея устройство с выходом в Интернет, может получить доступ к интересующей его услуге. В образовании онлайн-сервисы чаще всего представляют собой системы, спроектированные по технологии Web 2.0. Web 2.0 – это методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются [1]. Особенностью Web 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. В образовании возможности технологии Web 2.0 применяются для создания сетевых учебных материалов, сетевых сообществ для свободного распространения учебных материалов, сервисов для совместной работы, где активное участие принимают ученики, создавая собственные материалы. Таким образом технологии Web 2.0 имеют очень важное значение для повышения эффективности образовательного процесса. Первые онлайн-сервисы, построенные на технологии Web 2.0, появились в середине 2000-х и с тех пор их количество многократно увеличилось. Помимо онлайн-сервисов, созданных по технологии Web 2.0, существуют и другие онлайн-сервисы, применяемые в образовательном процессе.   Все онлайн-сервисы, используемые в образовательном процессе, можно разделить на следующие два вида:

  • применяемые непосредственно на уроке;
  • применяемые при подготовке к уроку.

Применяемые непосредственно на уроке онлайн-сервисы выступают как вспомогательный материал, который учитель может использовать на необходимых ему этапах урока. Так, на этапе объяснения нового материала учитель может применять онлайн-сервисы для создания презентаций (Prezi.com, Sway). На этапе закрепления пройденного материала учитель может использовать онлайн-сервисы для создания интерактивных приложений. Самым популярным представителем этой группы является онлайн-сервис Learning Apps. С его помощью учитель может создавать интерактивные задания (кроссворды, викторины, пазлы и др.), которые ученики выполняют индивидуально на компьютере, либо, используя электронную доску, всем классом. Другими, не менее популярными онлайн-сервисами, используемыми для закрепления материала, являются онлайн-сервисы создания интеллект-карт. Интеллект-карты – инструмент, с помощью которого можно эффективно структурировать и обрабатывать информацию. Также, у учителя есть возможность проводить оценку знаний учащихся, используя онлайн-сервисы. В данном случае у учителя появляется возможность автоматизировать данный процесс, применяя онлайн-сервисы для создания тестов (Moodle, Online Test Pad).

При подготовке к уроку учитель также может использовать различные онлайн-сервисы. К ним можно отнести Вики-сервисы, блоги, социальные сети, сервисы для создания презентаций. Одним из самых новых онлайн-сервисов, который применяется в образовательных учреждениях Москвы, является Библиотека МЭШ. Библиотека МЭШ представляет доступ к интерактивному контенту для учителей и школьников и содержит в себе сценарии уроков, комплексные образовательные приложения, электронные учебные пособия, тесты и другие материалы.

Можно заметить, что Библиотека МЭШ объединила в себе сразу несколько групп онлайн-сервисов, описанных выше. Да, действительно, в данный момент в области информационных технологий наметилась тенденция к расширению возможностей онлайн-сервисов, его интероперабельности с другими онлайн-сервисами. Это связано с тем, что чаще всего пользователю требуется решение нескольких задач, а применение нескольких онлайн-сервисов для решения каждой из них, не всегда удобно. Ожидается, что в дальнейшем появятся сервисы аналогичные Библиотеке МЭШ, включающие схожий функционал.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Мамонтов А. Н. Использование Web 2. 0 в образовании // Гаудеамус. 2011. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-web-2-0-v-obrazovanii (дата обращения: 14.04.2019).
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
В.В. Назарова
В.В. Назарова

Добрый день! Спасибо за материал! Подскажите, пожалуйста, какими сервисами для создания интеллект-карт Вы порекомендовали бы пользоваться? Многие из них англоязычные, без возможности русификации. Более того, многие сервисы не обладают интуитивно понятным интерфейсом, что делает работу преподавателя, не знающего иностранный, немного нелегкой. Для меня близка данная тема, так как я тоже магистрант, тоже рассматриваю возможности использования онлайн сервисов в обучении. С уважением, Валерия.

Юлия
Юлия

Добрый день, Валерия Вадимовна! Спасибо за Ваш комментарий. Да, действительно, большинство онлайн-сервисов создания интеллект-карт англоязычные. Я использую coggle.it. Он частично руссифицирован.

Бурова А. И.
Бурова А. И.

Юлия, спасибо за статью. Я согласная с Вашим изложением концепции МЭШ. Но, я, как практикующий учитель, использую сервис «ЯКласс». Мои второклашки с удовольствием выполняют задания на этой платформе. Это экономит массу времени, как учителя, так и учеников! Что Вы можете сказать по поводу данного онлайн-сервиса? Не уступает ли он платформе МЭШ?

Юлия
Юлия

Добрый день! Спасибо за Ваш комментарий. Я ещё не изучала подробно сервис «ЯКласс». Насколько мне известно, задания из «ЯКласс» можно использовать и в «МЭШ». Они начали сотрудничать с 2018 года. Таким образом по наполнению «МЭШ» превосходит «ЯКласс». С точки зрения удобства использования, в данный момент, комментарий дать не могу, так как подробно не рассматривала особенности использования «ЯКласс». Спасибо за информацию об этом сервисе.

Екатерина
Екатерина

Юлия, спасибо за интересную статью! Как Вы думаете, все ли преподаватели могут пользоваться онлайн-сервисами? Есть ли какое-то пособие/курс для обучения этому пользователей?

Юлия
Юлия

Добрый день, Екатерина! Спасобо за Ваш комментарий. Я считаю, что если у учителя есть необходимое оборудование для применения онлайн-сервисов на уроках, то он может их использовать. Кроме того, он может использовать их при подготовке к уроку. К сожалению, тема подготовки учителя к использованию онлайн-сервисов не очень широко освещена, за исключением онлайн-сервисов «МЭШ» и «ЯКласс» (по ним есть обучающие видеоролики). По остальным сервисам также можно найти различные видеоуроки, но их гораздо меньше. Также, периодически проводятся вебинары, посвященные использованию онлайн-сервисов.

Анастасия М.
Анастасия М.

Здравствуйте, Юлия! Очень познавательная статья.
Какой бы Вы посоветовали онлайн графический редактор для ознакомления с ним на уроках информатики?

Юлия
Юлия

Добрый день, Анастасия! Всё зависит от того, на каком этапе и с какой целью Вы хотите его применять. Можно использовать редактор https://vectr.com