ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ГБУСО МО «КЦСОР «РЕУТОВСКИЙ»
Дубровина Людмила Юрьевна,
педагог дополнительного образования
ГБУСО МО «КЦСОР «Реутовский»
Аннотация: В статье рассматриваются эффективные технологии обучения детей с ограниченными возможностями в ГБУСО МО «КЦСОР «Реутовский». Результативность применения информационных технологий для развития творческих способностей детей с ОВЗ.
Ключевые слова: реабилитация, дети и подростки с ограниченными возможностями, информационные технологии.
В современном мире информационно-коммуникационные технологии становятся важнейшим фактором, определяющим развитие общества. Поэтому владение информационными технологиями является необходимым качеством каждого человека, в том числе и для людей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы компьютер все чаще применяется в области специального образования как наиболее адаптивное и легко индивидуализируемое средство обучения. Грамотное применение разнообразных компьютерных технологий способствует эффективной коррекции нарушений и создает особую «терапевтическую» среду, стимулирующую развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с ограниченными возможностями – обучение основам компьютерной грамотности и новым информационным технологиям позволит в дальнейшем легче адаптироваться к условиям взрослой жизни, даст возможность выбора профессии, дистанционного обучения (при необходимости), общения с внешним миром.
Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Реутовский» всегда понимал значимость информационным технологиям и с 1997 года был основан компьютерный класс. В котором вот уже более 20 лет проходят компьютерные занятия по курсу «Информационная культура для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу может быть весьма многогранным и обширным. Прежде всего, это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов. (см рис. 1).
Развитие творческих способностей по «информационной культуре» проходят не только с помощью обучающих и развивающих компьютерных игр, но и с помощью графического редактора. (см рис 2.)
Рис. 1 «Компьютерные игры» Рис. 2 «Графический редактор»
С 2017 года наш центр начал использовать книги с дополнительной реальностью. Книги с дополненной реальностью или AR-книги (Augmented Reality) — это обычные бумажные книги, которые можно «оживить» с помощью приложений. Это не только носит развлекательный характер, но и позволяет информационно обогатить содержимое книги, дать больше наглядных знаний, усилить образовательный эффект. (см. рис. 3)
Пример – энциклопедия о строении Земли. Изучая различный 3D-контент, читатель получает отличную визуализацию новой информации. (см. рис.4)
Рис. 3 «Изучение азбуки» Рис. 4 «Изучение космоса»
Тем не менее, даже от существующих AR-книг ребёнок может быть в восторге — настолько необычным ему может показаться сама возможность «оживить» героев прямо на страницах. Поэтому можно попробовать использовать издания с дополненной реальностью как способ заинтересовать ребёнка книгой и чтением в целом.
Работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья, требует ежедневных поисков новых форм и методов работы. Одной из таких форм может стать мультипликация. (см. рис. 5)
У большинства детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития основных психических процессов: речи, внимания, памяти и др. Все эти особенности развития приводят к трудностям в освоении программного материала. Современные дети с интересом смотрят мультфильмы, им легче воспринимать визуальную информацию, поэтому учителям-логопедам, учителям-дефектологам и педагогам-психологам на помощь в решении коррекционных задач приходит мультипликация. (см. рис. 6)
Рис. 5 «Мультипликация» Рис. 6 «Процесс создания»
Процесс создания детьми мультфильмов позволяет сочетать в себе такие приемы работы, как ИКТ – технологии ( просмотр снятого материала, озвучка, монтаж мультфильмов – совместно с педагогами), ИЗО – терапия (лепка персонажей мультфильма), сказкотерапия (придумывание сюжета, сочинение сказки, т.к. установлено, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный терапевтический эффект), игротерапия (обыгрывание персонажами сюжета сказки), видеотерапия ( просмотр результатов своей работы).
Занятия с графическим редактором и создание мультипликаций стали одними из наиболее интересных для моих воспитанников. Индивидуальный подход к каждому ребенку, заинтересованность его в своем творчестве, желание поделиться своим творчеством с другими, подвигло меня отправить работы моих учеников на различные конкурсы. (см. рис 7, 8)
Рис. 7 «Участие в конкурсах» Рис. 8 «Достижения»
Первые победы, дипломы участников, призы, показали, что творчество ребят не только интересно их педагогу, родителям, но и оно по достоинству оценено другим людьми. Дети увидели, что их воспринимают, оценивают, награждают за успехи, их творчество интересно другим.
Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Реутовский» всегда в поиске новых эффективных информационных технологий, чтобы еще раз доказать, что дети и подростки с ограниченными возможностями на многое способны!
ЛИТЕРАТУРА:
- Лильина Е.Т. Современные технологии реабилитации в педиатрии. М.: Издательство «ОДИ», 2010. 559 с.
- Никитин В.Н. Арт-терапия: учебное пособие. М.: Когито-Центр, 2014. 330 с.
- Электронные ресурсы: Дополненная реальностью и книги будущего https://augmentedreality.by/news/ar-books/
Уважаемая Людмила Юрьевна! Прочитав Вашу статью, хотелось бы отметить её практическую направленность. Всегда интересно узнавать, что другие делают, как это делают, с помощью чего и каких добиваются результатов. Не каждый педагог сможет работать по вашему направлению, а у Вас такие прекрасные результаты. И видно, что Вы занимаетесь со своими учениками с огромным желанием и творческим потенциалом. Благодарных Вам учеников и пусть они найдут свое место в этой жизни.
Спасибо, уважаемая Светлана Юрьевна!