ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-КВЕСТОВ ПРИ ВЗАИМОСВЯЗАННОМ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И СТРУКТУРНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-КВЕСТОВ ПРИ ВЗАИМОСВЯЗАННОМ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И СТРУКТУРНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Кутыш Александр Збысловавич,
старший преподаватель,
Белорусский государственный педагогический
университет имени Максима Танка
Республика Беларусь, г. Минск

Аннотация: В статье рассмотрены возможности использования Web-квестов на различных этапах обучения структурному и объектно-ориентированному программированию; описаны особенности содержания Web-квеста для реализации взаимосвязанного обучения программированию будущих учителей информатики.

Ключевые слова: методика преподавания, взаимосвязанное обучение,  объектно-ориентированное программирование, структурное программирование, технология обучения, Web-квест.

В XXI веке сохраняются тренды, связанные с быстрым развитием и обновлением знаний в IT-сфере. Поэтому при разработке содержания учебных дисциплин, связанных с обучением технологиям программирования, важным становится уделить внимание подготовке студентов к самостоятельному получению знаний на основе различных доступных источников информации. Это будет способствовать формированию умений по самосовершенствованию и самообучению на протяжении всей своей будущей профессиональной деятельности. Для достижения этой цели мы считаем возможным в полной мере использовать потенциал виртуального образовательного пространства. Оно представляет собой объединение системы управления обучением (система для разработки и управления учебными материалами, а также обеспечения онлайн-доступа к ним), баз данных и информационных ресурсов учреждения высшего образования, сайтов факультетов и общего сайта университета, а также сервисов и интернет-ресурсов для организации коммуникации между студентами [1].

Одной из современных востребованных форм организации работы с учебным материалом в виртуальном образовательном пространстве является Web-квест. Его также можно рассматривать и как технологию обучения, и как вид проектной деятельности, и как метод промежуточного контроля знаний, и как способ активизации учебной деятельности в целом [2]. В виду этого Web-квест становиться универсальным инструментом относительно времени и места его использования в образовательном процессе. Также он способствует самоорганизации студентов, более осмысленным действиям при работе с учебным материалом.

Отметим, что в настоящее время сложились два подхода при изучении различных по парадигме технологий программирования: последовательный и параллельный [3, 4]. Также перспективным подходом в обучении студентов технологиям программирования мы считаем применение взаимосвязанного обучения, суть которого состоит в более глубокой, чем при параллельном изучении, интеграции учебного материала, описывающего одновременное применение различных технологий программирования [5]. Учитывая это, рассмотрим специфику использования Web-квестов при обучении технологиям объектно-ориентированного и структурного программирования на различных этапах учебной деятельности.

Педагогическая деятельность по преподаванию учебной дисциплины «Технологии программирования и методы алгоритмизации» будущим учителям информатики в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка (г. Минск, Беларусь) позволяет утверждать, что Web-квесты могут использоваться на следующих этапах:

  • в начале изучения учебной дисциплины (1-й курс, 2-й семестр);
  • при переходе от более насыщенного рассмотрения парадигмы структурного программирования к парадигме объектно-ориентированного программирования (2-й курс, 1-й семестр);
  • в конце изучения учебной дисциплины (2 курс, 2-й семестр).

Проведение Web-квеста организуется в начале изучения учебной дисциплины «Технологии программирования и методы алгоритмизации» позволяет:

  • повысить мотивацию у студентов для изучения нового материала;
  • создать условия для получения самостоятельных выводов о том, что изучая различные языки программирования необходимо использовать одни и теже алгоритмические конструкции, логика работы которых остается неизменной.

При дальнейшем более подробном изучении появляется возможность сосредоточить внимание студентов на особенностях реализации основных алгоритмических конструкций в разных языках программирования, которые возникают ввиду специфики рассматриваемого языка. Выполняя задания Web-квестов, студенты уже на первых занятиях знакомятся с возможностями поиска, анализа и отбора необходимой информации на специальных тематических форумах (http://www.cyberforum.ru/csharp-beginners/, http://www.cyberforum.ru/ pascalabc-net/) и сайтах (http://pascalabc.net/, https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/).

При переходе от более насыщенного рассмотрения парадигмы структурного программирования (на примере изучения языка программирования PascalABC) к парадигме объектно-ориентированного программирования (на примере изучения C#), оправданным решением является организация и проведение взаимосвязывающего преемственного по учебному содержанию Web-квеста. В нем предполагается среди учебных заданий использовать и задания, в которых части кода программы, написанной на языке Pascal, заменены на строки кода языка программирования C#. Проведение Web-квеста на данном этапе позволит реализовать и промежуточный контроль знаний по уже изученному материалу, и осуществить пропедевтическую работу для изучения студентами нового языка и технологии программирования. В свою очередь, у будущих учителей информатики появится возможность убедиться, что при изучении нового языка программирования востребованными остаются и те знания и умения, которые были получены ранее, а также увидеть общие и отличительные черты языков программирования Pascal и C#. Проведение такого Web-квеста также будет способствовать сокращению так называемого «адаптационного периода», в течение которого происходит приобретение теоретических знаний и соответствующих компетенций, которые являются отличительными для технологии объектно-ориентированного программирования по сравнению с технологией структурного программирования.

Еще одна возможность проведения Web-квеста появляется на заключительном этапе систематизации и контроля уровня изученного материала. При подготовке такого квеста целесообразным будет использование  следующих видов учебных заданий:

  • задания, которые предполагают совместное использование двух языков программирования;
  • заданий, которые ставят перед участниками необходимость выбора и аргументации более подходящего языка программирования для реализации поставленной задачи;
  • задания, при выполнении которых возникает необходимость преобразовать код, записанный на одном языке программирования, на другой язык программирования.

Проведение Web-квеста на заключительном этапе изучения учебной дисциплины позволяет еще раз сосредоточить внимание студентов на особенностях технологий структурного и объектно-ориентированного программирования и на их взаимосвязях.

Таким образом, использование Web-квестов вносит свой положительный вклад в  профессиональную подготовку будущих учителей информатики при изучении учебной дисциплины «Технологии программирования и методы алгоритмизации», и является эффективным инструментом для формирования у студентов помимо основных знаний и умений по учебной дисциплине еще и таких умений как умения самоорганизации, самосовершенствования, коммуникации в виртуальном образовательном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абламейко С.В., Галынский В.М., Позняк Ю.В., Самохвал В.В. Структура виртуального образовательного пространства современного университета // Информатизация образования – 2010: педагогические аспекты создания информационно-образовательной среды: материалы междунар. науч. конф., 27–30 окт. 2010 г. Минск: БГУ, 2010. C. 14–19.
  2. Калугина Ю.В., Мустафина А.Р. Анализ образовательного квеста как педагогической технологии // Преподаватель ХХI век. 2016. № 4. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-obrazovatelnogo-kvesta-kak-pedagogicheskoy-tehnologii (дата обращения: 18.03.2019).
  3. Газейкина А.И. Обучение программированию будущего учителя информатики // Педагогическое образование в России. 2012. № С. 45 – 48.
  4. Мещерякова Н.А Формирование информационной компетентности студентов экономических специальностей вузов при обучении объектно-ориентированному программированию: дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Омск, 2005. 186 с.
  5. Кутыш А.З. Разработка содержания взаимосвязанного обучения технологиям программирования будущих учителей информатики // Педагогическая наука и образование. 2018. № 3. С. 44 – 52.
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Надежда Николаевна Самылкина
Надежда Николаевна Самылкина
5 лет назад

Добрый день! Сколько раз предполагается использовать web-квесты в течении года?

Анонимный Магистрант 2
Анонимный Магистрант 2
4 лет назад

Здравствуйте, Александр Збысловавич!
Ознакомилась с Вашей статьей, материал очень познавательный.
Вы не могли бы привести хотя бы один пример задания web-квеста, описанного в Вашей статье?

Валерия
Валерия
4 лет назад

Добрый день! Спасибо за материал. Какие платформы для создания веб-квестов Вы могли бы порекомендовать?