ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE ДИСКА В КАЧЕСТВЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ СТУДЕНТА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE ДИСКА В КАЧЕСТВЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ СТУДЕНТА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Безручко Анна Сергеевна,
кандидат педагогических наук
Приморский институт
железнодорожного транспорта

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности Google диска для организации процесса обучения в высшем учебном заведении.  Рассмотрены возможности Google Документа, Google Формы для организации  и оценки групповой и индивидуальной работы.

Ключевые слова: Google Диск, информационная среда.

XXI в. стал веком информационных технологий, скорость научно-технического прогресса постоянно возрастает. Сегодня будущий специалист должен быть готов к самообразованию, и постоянному стремлению совершенствоваться в своей профессии.  Информационные технологии открывают новые возможности в системе образования. Многие  студенты активно используют сеть  Интернет в своей повседневной жизни, как для развлечений, так и для поиска необходимой учебной  информации.  

В  «Толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования» под информатизацией образования понимается целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования теорией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях [3].

В процесс обучения происходит активное внедрение дистанционных технологий и виртуальной реальности [1].  В вузах происходит оснащение современными средствами информационных технологий.  Многие преподаватели активно применяют их в качестве нового педагогического инструмента. Изменяется структура образования, новая структура основывается  на сочетании традиционных методов обучения и применении информационных технологий, в том числе и находящихся в интернет сети.  Возрастает  актуальность использования информационной образовательной среды вуза в процессе реализации основных и дополнительных образовательных программ подготовки специалистов. Информационная среда, созданная на базе высокотехнологических средств информатизации, становится  составной частью процесса обучения.  Студентам и преподавателям  все чаще требуется единое информационное пространство, которое позволит организовывать процесс обучения и обмениваться необходимой информацией не только в стенах вуза, но и за его пределами.   В связи с этим широкую популярность набирают дистанционные   курсы . Использование данных курсов не всегда подразумевает удаленное обучение, их также используют в качестве поддержки очного обучения для студентов, у которых возникают сложности с изучение предмета или студентов не присутствующих на аудиторных занятиях [2]. В дистанционном курсе размещают всю необходимую информацию для студента, включая  материалы для текущего и промежуточного контроля представленные, как правило, в виде тестов.  Все платформы,  поддерживающие дистанционное  обучение  требуют специализированных знаний  для  установки и дальнейшей работы, которыми обычные преподаватели не владеют. Кроме таких платформ  современное интернет пространство предоставляет преподавателю и ряд альтернатив. Для организации  сетевого информационного и коммуникационного пространства многие преподаватели стали использовать персональные сайты. В нашей статье мы  остановим свое внимание на файловом хостинге Google Диск, рассмотрев его возможности  в качестве  сетевой площадки  для обмена информацией  между студентами и преподавателем, а также  возможности организации групповой работы и  проведение текущего и промежуточного контроля.

Google Диск — это файловый хостинг, созданный и поддерживаемый компанией Google. В данном облачном хранилище имеется возможность   хранения файлов в общем доступе  и их совместное редактирование. В состав Google Диска  входит набор Google Документов предназначенных для совместной работы в сети в реальном времени.  

К плюсам использования данного облачного хранилища в процессе обучения можно отнести:

  • доступ к Google Диску с любого устройства, имеющего доступ в интернет, в любое время;
  • пользователи устройств с операционной системой Android имеют аккаунт Google, в связи, с чем им не требуется дополнительной регистрации;
  • не требует установки дополнительных программных продуктов, вход осуществляется из любого браузера установленного на устройстве;
  • не требуются дополнительных денежных ресурсов, облачное хранилище и все входящие в набор Google Документы можно использовать бесплатно;
  • не требует от преподавателя и студентов специализированных знаний, ресурс имеет интуитивный интерфейс.
  • обьем Google Диска 15 ГБ, что позволяет размещать файлы больших размеров, к примеру, обучающее видео.

 Остановимся более подробно на возможностях Google диска и входящих в него Документов.

  1. Папка с совместным доступом.

 У преподавателя существует возможность  создать папку на своем Google Диске и открывает к ней доступ  всем студентам, которые будут участвовать в образовательном процессе. Основным преимуществом является то, что данная папка автоматически появляется на Google Дисках  студентов имеющих к ней доступ.  Данную папку можно рассматривать как площадку для обмена информацией и совместной работы между студентами и преподавателем.  Преподаватель может размещать в ней всю необходимую информацию для учебного процесса. В папку могут быть помещены любые файлы, с любым расширением и содержанием, необходимым для студентов и преподавателя.   Студенты имеют возможность  перемещать в папку работы, которые  должен проверить или просмотреть преподаватель. Структуры папки  можно организовать  разными способами, к примеру, включив в нее папки, содержащие лекционный материал, задания для практических занятий, материалы для самостоятельного обучения  и так далее.

Рис. 1.  Организация структуры дисциплины и студенты, имеющие доступ к  сетевой папке  на Google Диске.2.Google Документы и Google Презентации.

Представляют собой  текстовый документ и презентацию хранящиеся в облаке. Интерфейс похож на интерфейс MS Word и MS PowerPoint  и не вызывает сложностей в освоении у студентов. Доступ к документам может быть настроен  в зависимости от цели использования в образовательном процессе. Документ может носить информационный характер, тогда преподаватель  в настройках доступа ставит  «Просмотр» или «Комментирование». Если документ создан с целью организации групповой работы  то преподаватель ставит в настройках доступа «Редактирование» и перечисляет студентов, которые имеют право редактировать документ.  В зависимости от задач, которые ставит преподаватель пред студентами, они  могут  сами создавать подобные документы и настраивать различное число пользователей которые могут редактировать документ, организовывая, таким образом, групповую аудиторную или внеаудиторную работу.

Рис. 2.  Распределение по группам студентов для подготовки докладов в Google Документе с совместным доступом.

  1. Google Формы

С помощью Google Форм  преподаватель может создавать онлайн-опросы и тесты для дальнейшего их использования  студентам.  При создание  теста  с помощью Google Формы имеется возможность  использовать вопросы   открытого или закрытого типа, на каждый вопрос может быть назначено определенное количество баллов полученных студентами за правильный ответ. После получение ссылки на форму студенты заполняют все необходимые поля и отправляют ответ преподавателю.  Вся информация о  том кто заполнял форму, какие данные или ответы он указал храниться в Google Таблице, которая создается автоматически.  Полученные данные можно обработать, используя формулы и функции очень схожие по синтаксису с формулами и фикциями табличного процессора MS Excel. Google Формы можно использовать для взаимооценки студентами друг друга по выбранным ранее критериям. Для этого достаточно указать ссылку по которой будет доступна форма для оценки работы группы или отдельного студента.  

Рис. 3.  Результаты  полученные на Google Форму созданную для взаимооценки.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бажина П.С., Куприенко А.А. Опыт применения технологии дополненной реальности в образовании / П.С. Бажина, А.А. Куприенко // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — №3(70). — С. 244-246.
  2. Безручко, А.С. Возможности создания дистанционного курса для поддержки очного математического образования [Текст]/А.С. Безручко// Развивающий потенциал образовательных Web-технологий: сборник статей участников Международной научно-практической конференции (17-18 мая 2018 г.) / Науч. ред. С.В. Миронова, отв. ред. С.В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2018. – С.40-43.- 0,25 п.л.
  3. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. — М.: ИИО РАО, 2006. — 88 с.
Подписаться
Уведомить о
guest
9 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
М.В. Егупова
М.В. Егупова
4 лет назад

Здравствуйте, Анна Сергеевна! Спасибо за полезные идеи!

Анна
Анна
Reply to  М.В. Егупова
4 лет назад

Здравствуйте, спасибо большое за комментарий, очень рада что мой опыт был вам интересен.

Горчакова Ирина
Горчакова Ирина
4 лет назад

Добрый день, Анна Сергеевна! Спасибо за статью! Не смогла пройти мимо и не ознакомиться с ней, т.к. сама постоянно использую Google Формы и в учебе, и на работе.
И пока что в данном сервисе нахожу только плюсы.

Анна
Анна
Reply to  Горчакова Ирина
4 лет назад

Здравствуйте, мне тоже очень Google Диск и его возможности в процессе обучения. Спасибо большое за интерес к моей работе.

Раиса Ануфриева
Раиса Ануфриева
4 лет назад

Здравствуйте, Анна Сергеевна!
Сегодня процесс обучения в вузе трудно представить без использования облачных технологий. Облачное хранилище Google Диск является одним из наиболее востребованных. В статье Вы подробно описали возможности использования данного сервиса. Спасибо за интересную статью!

Анна
Анна
Reply to  Раиса Ануфриева
4 лет назад

Здравствуйте, рада что статья вызвала у вас интерес.

Мария Александровна
Мария Александровна
4 лет назад

Добрый вечер, уважаемая Анна Сергеевна!
Благодарю Вас за интересную статью и комплексный подход!
Вы очень подробно и четко описали достоинства использования Google Диска в образовательных целях, а не могли бы Вы также поделиться, с какими недостатками данного сервиса Вы столкнулись в своей работе?
Ведь, например, все попадающие на Google Диск данные хранятся на зарубежных серверах, соответственно предотвращение попадания туда персональных данных значительно увеличивает трудоемкость проектирования подобного ресурса дистанционной поддержки Ваших курсов. Очень интересно было бы узнать и о «второй стороне медали»

Анна
Анна
Reply to  Мария Александровна
4 лет назад

Здравствуйте, спасибо большое за интерес вызванный моей работой. При написании работы не ставилось цели оценить достоинства и недостатки данного ресурса, хотелось отразить опыт применение Google Диска в образовательном процессе. К сожалению подобных платформ разработанных российскими програмистами нет, именно по этой причине приходится использовать зарубежные.

Анна
Анна
4 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за статью! Было интересно!