ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУР СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ И ПРОЦЕНТЫ» В 6-ОМ КЛАССЕ
Терских Александра Петровна,
учитель математики, магистрант
Приамурский государственный университет
имени Шолом-Алейхема
Аннотация: Сингапурская технология обучения относится к одному из самых мощных инструментов получения новых знаний по предмету и многостороннему развитию способностей учащихся. Однако не так много учителей используют в своей работе эту технологию. В работе представлен план-конспект урока по математике с использованием сингапурских обучающих структур.
Ключевые слова: сингапурская методика, сингапурские обучающие структуры, математика, результаты обучения.
Образовательная система Сингапура уникальна, по оценкам специалистов, ее называют одной из лучших в мире. «Думающая школа – обучающаяся нация» – таков девиз системы образования в Сингапуре. Весь образовательный процесс направлен на воспитание открытых миру лидеров, способных работать в команде. Основной целью развития образовательной системы в Сингапуре является создание стимулирующей среды, которая мотивировала бы каждого человека учиться на протяжении всей жизни, получать новые знания, осваивать современные технологии [3].
Основное отличие от традиционного обучения, заключается в том, что учитель уже не выступает в роле единственного источника знаний в классе, диктующего всем, что и как делать. В сингапурской методике во время урока задействован весь класс, каждый ученик.
Парты в классе отходят лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Ученики сидят за столами по 4 человека – это одна команда. Таким образом, у каждого в команде есть партнер по плечу (shoulder partner) и партнер по лицу — сидит напротив (face partner), есть, кому контролировать и с кем соревноваться. Учитель управляет классом с помощью коврика управления (Manage Mat), который лежит в центре стола. Все члены команды равны, все должны чувствовать себя уверенно и не бояться допустить ошибки. Состав команды может меняться за урок несколько раз, в зависимости от решаемых задач. Просто «отсидеться» на таком уроке ни у кого не получится.
Сама сингапурская методика (или технология обучения) выглядит как набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых каждый учитель как из конструктора собирает свой урок. При этом каждую структуру можно заменить другой. Всего насчитывается около 250 подобных структур, их все легко можно найти в сети Интернет и детально изучить каждую.
Применение сингапурских обучающих структур позволяет переосмыслить учебный процесс, при котором центром класса становится ученик, а не учитель. Во время урока дети, прежде всего, учатся самостоятельно добывать новые знания. Каждый обучающийся по очереди играет роль учителя и ученика, педагог осуществляет командную или индивидуальную проверку, слушая по очереди одного из представителей команды, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.
Значительное внимание уделяется формированию прочной, терпеливой и заботливой команды класса, где каждый может слышать, слушать и поддерживать своего партнёра. Поэтому методика позволяет развивать в ученике коммуникацию, сотрудничество, критическое мышление, креативность – такие необходимые качества в современном мире.
Сингапурская методика не требует изменения хода всего урока, достаточно включить в урок одну-две структуры и урок станет интереснее.
Российские учителя начальных классов уже применяют различные структуры сингапурской методики на своих уроках [см., например 1,4]. Включают некоторые сингапурские структуры в свои уроки и учителя-предметники, например в уроки по математике [2,5]. Активно сотрудничает с Сингапуром Республика Татарстан, где сингапурские обучающие структуры реализуются в общеобразовательных школах с 2013 года [3]. Однако в других регионах учителя-предметники не так часто пользуются на своих уроках технологиями этой системы. Хотя включение обучающих структур сингапурской методики позволяет значительно повысить эффективность урока: развивает у учеников интерес к обучению и творчеству, побуждает их к более глубокому познанию предмета и развивает креативное мышление.
Я стараюсь на каждом своем уроке использовать различные структуры сингапурской методики. Ниже представлен конспект урока математики по теме «Десятичные дроби и проценты» для 6-го класса. Впервые данный урок был проведен мною в рамках регионального конкурса «Учитель года Еврейской автономной области-2016».
Урок включает в себя групповую и индивидуальную работу. На уроке используются следующие обучающие структуры сингапурской методики:
- КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси-опроси-обменяйся карточками» – ВХОДНОЙ БИЛЕТ.
- КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ – «связать-расширить-продумать» – ЗАДАЧИ НА АКТУАЛИЗАЦИЮ.
- ДЖОТ ТОСТ – «запишите мысль» – ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ.
- ТИК-ТЭК-ТОУ – «крестики-нолики» – ЭТАЛОН.
- СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – «одновременный раунд тэйбл» – ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ.
- КЛОК БАДДИС — «друзья по времени» — Мини-проекты.
- КОНЭРС – «углы» – РЕФЛЕКСИЯ.
Конспект урока математики в 6-м классе по теме «Десятичные дроби и проценты»
Автор учебника: С.М. Никольский
Тема: «Скидки».
Цели урока:
- Личностная: формирование коммуникативной и информационной компетентности.
- Метапредметная: формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры.
- Предметная: формирование представления о видах задач на проценты и способах их решения.
Задачи:
- Сформировать умение решать задачи на проценты, используя умножение и деление на десятичную дробь;
- Способствовать овладению навыками креативного и критического мышления при решении задач из практики;
- Продолжить формирование умения работать в группе.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Урок, с использованием сингапурских обучающих структур, позволяет развивать навыки эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, вырабатывает чувство ответственности у каждого члена группы за конечный результат. При работе в командах, когда все участники процесса активны, им весело и информация запоминается легко, повышается мотивация к изучаемому предмету, что ведет к более эффективному усвоению школьниками курса математики. Кроме того, эта технология позволяет прививать навыки критического и креативного мышления для нахождения решения тех задач, с которыми учащимся придется столкнуться в жизни. Таким образом, если используется сингапурская методика обучения, то образование становится практикой для жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
- Агафонова С.М. Повышение качества обучения младших школьников при использовании обучающих структур сингапурской методики // В сборнике: Педагогические проблемы в образовании: теория и практика. 2016. С. 10-13.
- Аубекерова Р.Р. Активные формы работы с учащимися на уроках естественно-математического цикла с использованием сингапурской методики // Актуальные проблемы современного образования. 2018. № 24. С. 12-18.
- Галиахметова А.Т. Интеграция сингапурских обучающих структур и современных педагогических технологий в образовательной организации // Вестник КГЭУ. 2017. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-singapurskih-obuchayuschih-struktur-i-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologiy-v-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 12.04.2019).
- Мокрополова И.Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников // В сборнике: Инновационные педагогические технологии Материалы Международной научной конференции. 2014. С. 186-188.
- Юнусова Г.Н. Сингапурская методика обучения как средство мотивации к учебной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы физико-математического образования. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 173-175.
Уважаемая Александра Петровна! Благодарю за интересную и содержательную статью.
Прошу Вас пояснить, как Вы проверили, что предлагаемая методика способствует «более эффективному усвоению школьниками курса математики» по изученной теме? Сколько времени заняла у Вас подготовка к такому уроку? Удается ли Вам соблюдать рекомендованную рассадку «лучами» в классе?
Здравствуйте. Спасибо за интерес, проявленный к моей работе.
Ранее эти темы я преподавала, не используя данную методику. Наблюдая за учениками, сравнивая результаты и темп их работы, убедилась, что этот способ объяснения нового материала более эффективен.
Время на подготовку к такому уроку уходит, конечно, больше, чем к обычному. Но цель оправдывает средства.
А парты расположила «лучами» следующим образом: соединила по две и поставила по диагонали от меня, тогда никто не сидит спиной к учителю.
Благодарю за ответ!