ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-ГО КЛАССА НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ «ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ»

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-ГО КЛАССА НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ «ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ»

Ефименко Марина Викторовна,
учитель математики, магистрант
Приамурский государственный университет
имени Шолом-Алейхема

Аннотация: Метод проектов в учебной деятельности позволяет восполнить часть недостатков традиционной школы. Так, использование данного метода позволяет в полной мере продемонстрировать межпредметные связи математики, что способствует развитию интереса к предмету. В статье автор представляет план-конспект урока по математике с использованием элементов проектной деятельности.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, исследовательская деятельность, математика, результаты обучения.

В основе современной системы образования, согласно ФГОС ООО, лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся [5].

Таким образом, основной целью образования является развитие личности обучающегося, готового к решению нестандартных задач, возникающих на практике, и имеющего возможность и желание постоянно обновлять свои знания.

Одним из системообразующих подходов, позитивно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность. Педагог, используя элементы проектной деятельности при обучении, не только учит, а скорее помогает учиться, направляет познавательную деятельность своего ученика.

Учебный проект позволяет формировать метапредметные знания, умения, компетентности. Активная деятельность учащихся в процессе выполнения проекта обеспечивает достижение развивающих целей обучения: знания добываются самими учащимися, а не передаются от учителя в готовом виде. В ходе совместной работы учителя и учеников происходит становление  самостоятельной творческой учебной деятельности школьников. Решая реальные жизненные задачи, они овладевают школьными знаниями и приобретают опыт решения проблем.

Так как создание проектов стало обязательным видом деятельности школьников, обучающихся по ФГОС, многие современные педагоги пытаются внедрять проектные формы организации обучения [1,2,3,5]. Однако учителя сталкиваются при этом с большими трудностями. Ведь организовывать обучение методом проектов нужно тем, кого учили в традиционной школе. К сожалению, не существует «универсального» рецепта как это делать. Каждый учитель методом проб и ошибок приобретает свой уникальный опыт, пополняет свою копилку новыми интересными методическими разработками.

Я уже несколько лет использую при обучении своих учеников проектную деятельность. Для пятиклассников я провожу уроки с элементами проектной деятельности. План-конспект одного из таких уроков приведен в этой статье. Время проведения совпадает с наступающими новогодними праздниками, поэтому и герои на уроке соответствующие.

План-конспект урока математики в 5-м классе

Тема урока Решение задач на движение (3-й урок)
Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на движение и умение применять их при решении реальных жизненных задач.

Планируемые результаты:

  • предметные: отработать приемы решения задач на движение, совершенствовать вычислительные навыки.
  • личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
  • метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД): Закрепить и проконтролировать усвоение обучающимися формул нахождения скорости, времени, расстояния и решение задач на движение разных видов.
  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Развивать навык самостоятельной и коллективной деятельности, умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
  • развивающие (формирование регулятивных УУД): Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, способствовать развитию творческой активности обучающихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез — правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, калькуляторы (в случае необходимости), карточки самооценивания.
Ход урока:

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный этап

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

У каждого из вас на столах лежат лист – карта сегодняшнего урока. Подпишите их.

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

«+» — справился с задачей без затруднений,

«±» — справился с задачей, но возникали сложности,

«-» — не справился с задачей.

Обучающиеся слушают учителя. Подписывают свои бланки.

Задачи на движение. Группа №1
Ф.И.________________________________________________

  1. Формулы:______________________________________
  2. С какой скоростью Дед Мороз скатился с горки, если его путешествие составило 3 минуты, а длина горы 48 м?_____________________________________________
  3. Во сколько раз больше скорость Деда Мороза, который путешествует  на тройке лошадей, если 3 часа он проехал 144км?_________________________________________
  4. Какое расстояние прополз под снегом Волк, до резиденции Деда Мороза? Если свой путь он начал в 9 утра, а закончил в 12ч дня, со скоростью 4 км/ч. ___________________________
  5. Скорость грузовика, на котором Волк увез обманом  Снеговика, 60 км/ч. До аварии, он проехал 30 минут. Через какое время Дед Мороз нашел Снеговика, если скорость Деда Мороза – 15  км/ч? ________________
  6. Сколько времени понадобится Деду Морозу на лыжах, чтобы добраться до Праздничной ёлки, если его скорость – 15 км/ч? Масштаб карты 1: 100 000

 

2. Актуализация знаний

Мы сегодня смотрели мультфильм «Дед Мороз и серый Волк», как вы думаете, почему мы его смотрели. Что делают действующие лица?

Ездят на грузовике, лыжах, ползут под снегом, т.е. двигаются, а мы с вами решаем задачи на движение.

Устный счет: Какие величины используют при решении задач на движение?

1) Как найти расстояние, если известны другие величины?

2) Как найти скорость?     3) Как найти время

 

Обучающиеся устно выполняют предложенные задания.

 

 

 

скорость, время, расстояние: v, t, S

  S= v ·t

   v =S:t

   t=S: v

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Тема нашего урока: «Решение задач на движение»

Наша цель на уроке — обобщить знания и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Рассмотрим задачу:

1.    С какой скоростью Дед Мороз скатился с горки, если его путешествие составило 3 минуты, а длина горы 48 м

2.    Во сколько раз больше скорость Деда Мороза, который путешествует  на тройке лошадей, если 3 часа он проехал 144км?

3.    Во сколько раз 48км/ч больше 16 м/мин?

 

 

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.

 

 

Обучающиеся предлагают свои решения.

v = S:t = 48м : 3мин =16м/мин

     v = S:t = 144 км : 3ч = 48км/ч   

 v =48 км : 1ч = 48000м: 60мин= 800м/мин

      800 : 16= 50 (раз)

4. Физкультминутка

Давайте немного передохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Обучающиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации

А какие вопросы можно задать по этой картинке?

Ну а теперь давайте решим задачу, которую я придумала по сюжету мультфильма.

1.    Какое расстояние прополз под снегом Волк, до резиденции Деда Мороза? Если свой путь он начал в 9 утра, а закончил в 12ч дня, со скоростью 4 км/ч. 

2.    Скорость грузовика, на котором Волк увез обманом  Снеговика, 60 км/ч. До аварии, он проехал 30 минут. Через какое время Дед Мороз нашел Снеговика? Если скорость Деда Мороза – 15  км/ч 

 

Обучающиеся смотрят на слайд и предлагают свои вопросы.

 S= v ·t

 S=(12-9)·4=12км

t=S:v= (60:2) : 15 = 2ч

в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Обучающиеся зарисовывают схемы движения.

6. Работа в группах:

У каждой группы лежит конверт с картой и заданием, откройте его и прочитайте задание.

Для того чтобы решить эту задачу и ответить на наш вопрос, какое условие вам еще нужно.

А как нам решить эту проблему? С помощью курвиметра или нити нам нужно измерить длину маршрута и найти расстояние на местности. Масштаб карты мы знаем.

Решают задачи в группах.

Пример задачи для 1 группы: Сколько времени понадобится Деду Морозу на лыжах, чтобы добраться до Праздничной ёлки, если его скорость – 15 км/ч? Масштаб карты 1: 100 000

Расстояние

Находят расстояние на карте курвиметром.

Вычисляют расстояние на местности.

Записывают формулы и находят время в пути.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Обучающиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Итак, вы сегодня решали задачи героев мультфильма. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

Обучающиеся сдают карточки самооценивания.
8. Информация о домашнем задании

Придумать и оформить задачу на движение героев новогодних мультгероев.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гайдук, Л.В. Оценка сформированности исследовательской и проектной деятельности на уроках математики [текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4-3. С. 17-20.
  2. Гебекова А.Н., Исаева М.А. Использование проектной деятельности на уроках математики как один из способов развития творческих способностей учащихся начальных классов // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2012. № 1 (6). С. 98-105.
  3. Золотая И.Г. Проектная деятельность на уроках математики как фактор развития мышления // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2013. – № 18. С. 80-84.
  4. Приказ № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193504&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.17143164365406127#08154725080441989 (дата обращения 12.04.2019).
  5. Янушевский В. Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы: методическое пособие для учителей и руководителей школ. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. – 127 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429797 (Дата обращения 12.04.2019).
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
С.Ю. Сафронова

Уважаемая Марина Викторовна! Хочу выразить благодарность за хороший практический материал для учителей математики. Скопировала, положила в свою копилку, обязательно покажу коллегам. Мультфильм детям можно предложить посмотреть в качестве д-з к данному уроку. Невозможно вот так творчески продумать одному учителю каждый урок, физически не хватает времени даже. Поэтому всегда с интересом смотришь разработки коллег и берешь что-то для себя. Пусть не коснется Вас термин «профессиональное выгорание» и любящих Ваш предмет учеников.

Ефименко М.В.
Ефименко М.В.

Спасибо за теплые слова, очень важно знать, что твои идеи кому то нужны

Боженкова Людмила Ивановна
Боженкова Людмила Ивановна

Уважаемая Марина Викторовна, в представленном уроке есть интересные задачи и подходы к организации обучения решению задач. Однако не все заявленные планируемые результаты и указанные задачи достигнуты, да это и невозможно сделать за один урок. Поэтому планировать целесообразно только то, что действительно достижимо на уроке. Успехов Вам, в Вашем благородном деле!

Ефименко М.В.
Ефименко М.В.

Спасибо и Вам успехов в нашем интересном, но пророй нелегком труде
Все что я запланировала на этот урок мы с детьми успели сделать, все зависит от подготовленности детей, для каждого класса свой набор задач.

Боженкова Людмила Ивановна
Боженкова Людмила Ивановна

Марина Викторовна, учёт индивидуальных особенностей учащихся при отборе задач — необходимое условие обучения. Ставите ли Вы задачу формирования обобщённого приёма решения задач данного вида?

А.В. Каплан
А.В. Каплан

Уважаемая Марина Викторовна!
Спасибо за интересный материал. Хотелось бы увидеть более подробное раскрытие темы проектной деятельности на уроках математики, т.к. в Вашем материале я увидела скорее проблемное обучение и исследования. Безусловно, эти виды деятельности также очень важны, однако хотелось бы узнать именно про реализацию проектного метода.