ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Федосов Александр Юрьевич,
доктор педагогических наук, доцент,
Московский педагогический
государственный университет

Богданова Юлия Сергеевна,
студент магистратуры
направления 44.04.01 «Педагогическое образование»
направленность «Информатика»
Российский государственный социальный университет

Аннотация: В современном мире с активным развитием информационных технологий появляется новый вид опасностей, которые угрожают обществу – это информационные угрозы или киберугрозы. Больше всего информационным угрозам подвержены младшие школьники, так как у них уже сформирован богатый опыт пользования ресурсами Интернета, но ещё отсутствуют навыки безопасного пользования сетью Интернет.

В статье рассмотрены методические вопросы формирования основ информационной безопасности младших школьников при реализации специализированного курса, реализуемого в рамках внеурочной деятельности.

Ключевые слова: информационная безопасность, киберугрозы, начальная школа, внеурочная деятельность.

К числу наиболее актуальных проблем в области информатизации начального образования и раннего обучения информатике сегодня относится проблема обеспечения информационной безопасности младших школьников. В связи с тем, что Интернет стал неотделимой частью нашей жизни и одним из главных источников информации, а первый выход в Интернет ребенок совершает задолго до поступления в школу [4], в школе мы уже наблюдаем учащегося – «продвинутого» пользователя Интернетом. Кроме того, в Интернет-пространстве, как и в реальной жизни, существует множество угроз, с которыми ученик начальной школы может столкнуться уже в самом начале своей учебной деятельности. Поэтому в начальной школе необходимо проводить ряд мероприятий, направленных на формирование основ информационной безопасности учащегося. Наиболее эффективны такого рода мероприятия, осуществляемые в рамках внеурочной деятельности учащихся в форме классных часов, общешкольных мероприятий, создания школьных стенгазет и др. [3]

«Единый урок безопасности» (https://www.единыйурок.рф), проходящий ежегодно во всех субъектах Российской Федерации, стал одним из популярных мероприятий, который с каждым годом охватывает все больше школьников, и является одним из положительных примеров реализации работы по формированию уровня информационной безопасности учащихся образовательной организации [1].

Еще одним примером эффективного формирования знаний в области информационной безопасности и обеспечения кибербезопасности детей и подростков является проект ПАО «МТС» «Дети в Интернете» http://www.safety.mts.ru). Проект представляет собою уроки для родителей, правила безопасного пользования Интернетом для детей, флеш-игру «Урок безопасного и полезного Интернета» с героями Интернешка и Митясик.

«Лаборатория Касперского» разработала серию мультфильмов, направленную на информирование детей о безопасном поведении в Интернете https://kids.kaspersky.ru/category/entertainment/multfilmy/). На данный момент опубликованы следующие мультфильмы: «Приключения робота Каспера – Овершеринг. Вред репутации.», «Приключения робота Каспера – Лайкомания», «Приключения робота Каспера – Опасность встречи в реале», «Приключения робота Каспера – общение в игре», «Приключения робота Каспера – Приватность аккаунтов», «Приключения робота Каспера – Пароли», «Приключения робота Каспера – мошенничество в Интернете», «Приключения робота Каспера – Пиратские сайты», «Приключения робота Каспера – Покупки в играх», «Приключения робота Каспера – Фишинг», и множество других полезных мультфильмов.

Проведение эпизодических внеурочных мероприятий, например классных часов, дает возможность познакомить учащихся с опасностями и проблемами, с которыми они могут столкнуться в Интернете, но не позволяет сформировать должного уровня знаний и навыков учащихся в области информационной безопасности. Более целесообразным представляется организация систематических внеурочных мероприятий, которые охватывают не одно занятие, а целый курс. Кроме того, разработка отдельного курса, посвященного изучению правил безопасного пребывания в Интернете, продиктована тем, что учебники начальной школы, представленные в федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования, практически не представляют материала для изучения данной темы.

Необходимость проведения курса «Основы информационной безопасности» на внеурочных занятиях обусловлена также и тем, что предельно допустимая аудиторная нагрузка на учащихся не позволяет осуществить курс, направленный на изучение младшими школьниками вопросов информационной безопасности в рамках урочных занятий.

Разработанный курс «Основы информационной безопасности» ориентирован на учеников начальной школы и учитывает возрастные и психологические особенности учащихся начальных классов: занятия проходят в игровой форме, используются адаптированные русские народные сказки по тематике изучаемой темы, часть материала представлена в стихотворной форме, используются ребусы, загадки. Особое место в курсе уделено творческим заданиям, которые способствуют формированию таких личностных качеств школьников, как любознательность, трудолюбие, наблюдательность, самостоятельность. Курс ориентирован на развитие критического мышления. Занятия строиться  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и концепцией системно-деятельностного подхода, который подразумевает активную и разностороннюю максимально самостоятельную познавательную деятельность учащегося, в процессе которой формируется личность учащегося, то есть школьник не получает знания в готовом виде, ученик посредством незначительной помощи (направления) учителя, анализируя полученную задачу, самостоятельно приходит к правильному выводу, тем самым учащийся не только запоминает факт/правило/аксиому/событие, но еще и устанавливает причинно-следственные связи.

Отличительной особенностью курса «Основы информационной безопасности» является работа не только с обучающимися, но и с их родителями. Перед началом курса проводиться родительское собрание, на котором представляется цель и задачи курса, рабочая программа, планируемые результаты обучения, а также проводиться анкетирование родителей с целью оценки уровня защищенности детей. Также раздаются заранее подготовленные памятки, которые освещают способы защиты детей от информационных угроз.

Домашние задания для учащихся носят рекомендательный характер и направлены на выполнение творческих заданий, например таких, как выполнение рисунков, сочинение стихотворений, сказок на заданную тему.

Эффективным методом для развития творческого потенциала учащихся, закрепления пройденного материала, а также повышения заинтересованности курсом других учащихся школы является проектная работа. Выполнение проектной работа реализуется в течение всего курса и может включать, например, создание стенгазеты, которая подразумевает работу всей группы обучающихся. Ученики по мере прохождения тем курса изображают на стенгазете разнообразные рисунки, правила, запреты, телефоны доверия, контакты, куда можно обратиться со своей проблемой. По завершению проекта стенгазету можно разместить на видном месте в школе. Отмечено, что ученики других классов, которые не проходили курс, активно интересуются сделанной руками учеников других классов стенгазетой и информацией, размещенной на ней. Таким образом, курс начинает охватывать не только учащихся, которые посещают курс, родителей данных учащихся, но и учеников других классов.

После прохождения курса ученики совместно с педагогом, проводящим курс, могут подготовить открытое занятие для учащихся других классов, которые не посещали курс. Самостоятельное проведение учениками такого рода занятия способствует закреплению материала, а также способствует повышению уровня интереса к проблеме обеспечения информационной безопасности других обучающихся и педагогов.

Приведем содержание разработанного курса «Основы информационной безопасности».

Таблица 1. Содержание курса
«Основы информационной безопасности»

 

№ блока Наименование
занятия
Тематическое планирование
Блок № 1 Занятие № 1.

Входное тестирование.
Человек в мире
информации.

Определение уровня знаний по теме
безопасности в Интернете.Что такое информация.Виды информации.
Способы безопасного хранения и передачи информации.
Занятие № 2.

Интернет – друг или враг?

Что такое Интернет.
Какие названия имеет Интернет.
Полезные и безопасные сайты.
Занятие № 3.

Личное не публичное!

Что такое персональные данные.
Как персональные данные попадают в
Интернет.
Почему необходимо защищать
персональные данные.
Как можно управлять своими
персональными данными.
Как защитить свои персональные данные.
Как удалить персональные данные из
Интернета.
Что такое личная информация?
Чего не стоит показывать и рассказывать в Интернете.
Блок № 2 Занятие № 4.
Что можно найти во Всемирной паутине.
Что можно найти в Интернете.
Поисковые системы.
Правила поиска информации в Интернете.
Настройки фильтрации в поисковике.
Творческое задание:
стихотворение по теме.
Занятие № 5.

Вредный Интернет.

Что такое киберугроза?
Виды киберугроз.
Последствия от злоупотребления времяпровождением в Интернете.
Мошенничество в Интернете.
Способы защиты от киберугроз.
Творческое задание: сказка по теме.
Занятие № 6.

Будь осторожен в
Интернете.

Понятие «Вирус».
Способы защиты компьютера от вирусов.
Безопасные сайты.
Небезопасная и ложная информация.
Тролли, оборотни и способы борьбы с
ними.
Повторение правил безопасного
пользования Интернетом.
Творческое задание: рисунок по теме.
Блок № 3 Занятие № 7.

Социальные сети:
польза или вред?

Что такое социальная сеть.
Плюсы социальной сети.
Что можно и что нельзя выкладывать в
социальную сеть.
С кем можно и с кем нельзя общаться в
социальной сети.
Опасности, которые нас подстерегают в социальных сетях.
Творческое задание: рисунок по теме.
Занятие№ 8.

Пусть смартфон будет нашим другом.

Безопасная работа со смартфоном.
Что такое мессенджеры.
Безопасная работа с мессенджерами.
Занятие № 9.

Новая болезнь нашего времени – киберзависимость.

Что такое зависимость.
Отчего бывает киберзависимость.
Как не попасть в зависимость.
Если ты уже зависим, что делать.
Творческое задание:
стихотворение по теме.
Блок № 4 Занятие № 10.

Всем нам бывает
необходима помощь.

Когда нужно обращаться за помощью.
Кто готов помочь: родители и службы
помощи.
Как поговорить с родителями.
Какие существуют службы помощи и как можно туда обратиться.
Творческое задание: рисунок по теме.
Занятие № 11.

Повторение.

Повторение и закрепление навыков безопасного использования Интернета.
Игра «Скажи иначе».
Раскраска «Дети в Интернете».
Занятие № 12.

Итоговый контроль.

Проведение итогового контроля.
Разбор ошибок.
Игра-квест.

Формирование знаний и навыков младших школьников в области обеспечения информационной безопасности является актуальной педагогической задачей [2] для современной общеобразовательной школы, эффективное решение которой возможно в форме систематических внеурочных занятий, направленных на подготовку учащихся к безопасному использованию ресурсов Интернета в учебной деятельности и социальном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бокова Л.Н. За рубежом поражены масштабностью и эффективностью нашего Единого урока и перенимают российский опыт // Единый урок безопасности. 2017. № 4(26). С.5-9.
  2. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: дис. … канд. пед. наук. Иркутск, 2008.
  3. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Игры, мультики, учёба // Дети в информационном обществе. 2014. № 17. С. 34–43.
  4. Федосов А.Ю. Обеспечение информационной безопасности школьников // Педагогическая информатика. 2010. № 1. С. 32-37.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Анастасия
Анастасия

Действительно, одной из актуальных задач на сегодняшний день является обеспечение детской безопасности в Интернет-пространстве. В данной статье, помимо разработанного внеурочного курса, были представлены проекты, способствующие улучшению знаний учащихся в этой сфере. Я хотела бы назвать еще один проект, довольно полезный, на мой взгляд, где обучение происходит в игровом формате: «Изучи Интернет — управляй им» (https://игра-интернет.рф).
Касаемо самой статьи, я полностью согласна с Вами, что необходимо уже с начальной школы разговаривать о кибербезопасности. Но подскажите пожалуйста, на какое время рассчитан Ваш курс? Я правильно понимаю, он годовой?

Богданова Юлия
Богданова Юлия

Большое спасибо за проявленный интерес к статье. Курс рассчитан на один триместр (одно занятие в неделю).

Ольга Николаевна
Ольга Николаевна

Спасибо за интересную статью. Хотелось бы уточнить, какие именно предлагаемые Вами задания (может быть типы заданий) позволяют включить школьников в деятельность опознавания киберугроз и принятия решений в ситуациях встречи с киберугрозой?

Богданова Юлия
Богданова Юлия

Спасибо за Вашу оценку. Включить школьников в деятельность опознавания киберугроз помогают, в частности, адаптированные для материала изучаемой темы народные сказки. Ученики слушают и наблюдают (подготовлены презентации по сказке) за героями сказок, которые попадают в беду, а точнее в разнообразные интернет-ловушки, переживают за героев, пытаются подсказать им, как стоит правильно поступить. После прослушанных сказок учитель обязательно повторяет правила поведения в Интернете. Также закреплению материала помогают адаптированные настольные игры.

Юлия Кузьменко
Юлия Кузьменко

Добрый вечер.
Познавательная статья с практическими ссылками и с содержанием разработанного курса, СПАСИБО. Мне кажется, что данный курс возможно провести в 1м классе в легкой форме и повторить в 4м) уже в более полном его варианте. Понравилось, что «не только с обучающимися, но и с их родителями») необходимо проводить разъяснительную работу. Подскажите, для какого возраста/класса разработан Ваш курс?

Богданова Юлия
Богданова Юлия

Спасибо за Ваш отзыв. Данный курс был разработан и проведен для учащихся 4-х классов. Также были проведены открытые уроки для учащихся 3-х классов. Действительно, данный курс можно проводить для учащихся начиная с 1-го класса (и возможно на основе данного курса составить адаптированный урок для воспитанников подготовительных групп), усложняя материал курса с каждым последующим годом изучения.