СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ПРОГРАММЕ TURBOSITE

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ПРОГРАММЕ TURBOSITE

Иванова Дарья Владимировна,
магистрант,
Марийский государственный университет

Аннотация: В статье рассмотрены понятие и необходимость электронных учебников, актуальность их использования. Определяется структура электронного варианта учебника. Перечисляются основные принципы: индивидуального подхода, актуализации, интерактивности, наглядности и доступности, экономии времени, эффективности поиска. Приводятся этапы и способы создания электронного учебника с помощью программы TurboSite.

Ключевые слова: электронно-образовательный ресурс, электронный учебник, программа TurboSite, обучающийся.

В настоящее время электронные учебники набирают популярность в образовательном процессе. В интернете можно с легкостью найти электронный учебник на разную тематику. Это с одной стороны – хорошо, с другой – плохо. Позитивным фактором является то, что электронные учебники с легкостью входят в образовательный процесс. К отрицательным моментам можно отнести их невысокое содержательное и техническое качество. Поэтому преподаватель сам может, используя свой опыт и свое отношение к учебным темам, создавать собственные электронные учебники.

На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме и их внедрения в учебный процесс. Но, стоит отметить, что не существует единого стандарта, регламентирующего построение электронных учебников, нет единых критериев, определяющих качество электронных учебников.

Электронный учебник делится на два вида: электронный вариант бумажного учебника (как правило, в отсканированном виде) и развернутый интерактивный программный комплекс. Интерактивные учебники включают в себя зоны, с которыми можно взаимодействовать, видеоролики, возможности комментирования, анимированный контент и игры.

Электронный вариант учебника вмещает в себя и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественное системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление. Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствует повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося [3].

Под понятием «электронный учебник» В.А. Скакун понимает «комплекс информационных, графических, методических и программных средств автоматизированного обучения по конкретной дисциплине» [2].

Необходимость электронных учебников определяется двумя составляющими:

  • для формирования дистанционных форм обучения (с помощью интернета данный вид доступен практически из любой точки мира);
  • для обогащения традиционных форм обучения (с помощью включения в образовательный процесс большое количество учебных и наглядных материалов, а также способствует созданию и применению качественно новых методик преподавания).

Электронный учебник часто дополняет обычный, а особенно эффективен, потому что он:

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет большого эмоционального воздействия;
  • выполняет роль терпеливого наставника;
  • дает возможность легко и быстро корректировать, обновлять, добавлять, форматировать информацию;
  • представляет возможность самопроверки на всех этапах обучения;
  • дает возможность при восприятии информации, задействовать зрительную и слуховую память;
  • является аналогом компактного «хранилища» структурированной информации по определённой теме;
  • позволяет красиво и аккуратно оформить творческую работу;
  • имеет небольшой физический объем – достаточно любого носителя информации или выхода в интернет.

В структуру электронного учебника должны входить:

  • обложка;
  • титульный экран;
  • оглавление;
  • аннотация;
  • полное изложение материала;
  • краткое изложение материала;
  • информационные ресурсы;
  • система проверки знаний;
  • словарь терминов;
  • список авторов;
  • справочная система по управлению учебником.

Выделяя необходимость, эффективность и структуру электронного учебника, можно определить принципы, на которые он должен опираться:

  • принцип индивидуального подхода (позволяет быстро, но в темпе, подходящем для конкретного человека, проверить знания по конкретной теме);
  • принцип актуализации (может обновить учебную информацию, например, с помощью интернета);
  • принцип интерактивности (обеспечивает практически мгновенно обратную связь);
  • принцип наглядности и доступности (не просто выводит текст на экран, а показывает, рассказывает, моделирует и т.д.);
  • принцип экономии времени (экономит время при многократном обращении к гипертекстовым объяснениям);
  • принцип эффективности поиска (помогает быстро найти необходимую информацию).

Для создания такого вида образовательных ресурсов существует множество специальных программ. Как обычно, с разными возможностями, сложные и простые в освоении, большие и маленькие, платные и бесплатные. Некоторые программы относятся к категории визуальных веб-редакторов. То есть это такие редакторы, в которых нужный результат достигается минимальными усилиями, не требуется знание web-программирования. В окне таких программ-редакторов мы сразу видим именно то, что будет видеть обучающийся, когда будет работать с электронным учебником. Одной из таких приложений и является программа TurboSite.

Для создания электронного учебника на базе программы TurboSite потребуется браузер с установленными в нем дополнениями-расширениями, для просмотра всех его возможностей: видео, звук, формы и т.д.

Процесс создания электронного учебника в программе TurboSite довольно прост:

1 этап – определение названия учебника и его основных разделов.
2 этап — выбор темы оформления.
3 этап – заполнение полей (название и описание сайта, информация об авторе и т.д.).
4 этап — добавление информационных блоков.
5 этап – оформление готового варианта электронного учебника или загрузка его на хостинг.

С помощью программы TurboSite нами было разработано электронно-образовательное пособие «Культура и быт марийского народа», где представлено 5 тем: «Марийский национальный костюм», «Марийские музыкальные инструменты», «Устное творчество марийского народа», «Марийская вышивка» и «Марийские национальные праздники». После изучения пособия, обучающийся может проверить усвоенные знания с помощью разного вида контроля: тест, соотнесение картинок, угадывание изображения и подбор соответствующей пары (контрольный материал был разработан на базе LearningApps.org.). В конце изучения курса предлагается пройти итоговый тест (разработан с помощью программы Simpletest, уже входящей в состав TurboSite). Также каждый посетитель может оценить само пособие, проголосовав по четырехбалльной системе на главной странице [1].

Таким образом, программа TurboSite для создания электронных учебников очень проста в обращении, не требует знания языков программирования и разметки текста. Созданный с помощью данной программы или электронный вариант учебника будет работать на любой операционной системе, в любом современном браузере, может быть загружен на любой бесплатный хостинг (не требует поддержки PHP, MySQL и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Иванова Д.В. Содержательный аспект подготовки магистров к управлению воспитательной работой по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся / Д.В. Иванова // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – Т.15, № 2(17). – Ч. 2. – С. 251-252.
  2. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений, 2001-155с.
  3. Яшников С.А. Создание электронного учебника. – М.: Издательство ИНФРА – М, 2006 — 45с.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
В.В. Назарова
В.В. Назарова

Добрый день! Спасибо за материал! Подскажите, пожалуйста, был ли у Вас лично опыт создания части эл.учебника? С какими трудностями Вы сталкивались? Благодарю заранее за ответ! С уважением, Валерия.

Анастасия Семиз
Анастасия Семиз

Здравствуйте! Тема электронного учебника очень интересна, с той стороны, что доступна каждому ребенку, у которого есть выход в интернет и имеет легкость в редактировании и соответственно в дополнении. Вы очень много пишете о красочности и визуализации материала, о том, что такой учебник будет брать эмоциями. Как Вам кажется, не скажется ли это негативно на обыкновенном обучении, к которому дети должны привыкать, трудоемкой работе с обычным текстом, который не обогащен картинками, но наполнен информацией? Еще хотелось бы больше узнать о возможностях TurboSite. Спасибо!