РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАТИКИ С ПРЕДМЕТАМИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

By | 23.04.2019
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАТИКИ С ПРЕДМЕТАМИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

Сайфуллина Алина Рафаилевна,
студент,
Казанский(Приволжский)
Федеральный Университет

Аннотация: В условиях реализации новой образовательной парадигмы – компетентностной, перед образовательной системой стоит важная задача: подготовить образованного творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально–экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения  в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования. Сегодня успешность человека во многом зависит от его умения овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, т.е. от его компетентности.

Компетентностный подход существенно расширяет содержание образования собственно личностными составляющими, усиливает практико-ориентированность образования (акцент делается на операциональную, навыковую сторону результата воспитания), ориентирует преимущественно на ценностно-смысловую, содержательную, личностную составляющие образования, что делает его гуманистически направленным.

Развитием компетентностного подхода в современной педагогике занимались такие ученые, как П.П. Блонский, В.В. Давыдова, Э.В. Ильенкова, С.Т. Шатский, Э.В. Эльконин. В современной отечественной педагогике проблемами компетентностного подхода занимаются Е.В. Бондаревская, А.Н. Дахин, Е.В.Достовалова, З.Д. Жуковская, И.А. Зимняя, Т.А. Гудкова, Е.В. Иванова, Н.Х. Насырова, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин,  Т.А. Цукерман и другие. В зарубежной педагогике компетентностным подходом занимались К. Галанж, Д. Равен, K. Tyner, B. Baacke, W. Schubudeeman и другие ученые.

Для нашего исследования представляет интерес процесс формирования информационной компетентности. Это связано прежде всего с тем, что современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития общества информации стала главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях.
Ключевые слова: Компетентность, компетенция, информационная компетентность.

Объект исследования: процесс формирования информационной компетентности учащихся на уроках информатики и предметов естественнонаучного цикла.

Предмет исследования: педагогические условия формирования информационной компетентности учащихся на уроках информатики и предметов естественнонаучного цикла.

Цель исследования: обосновать педагогические условия развития информационной компетентности учащихся средней школы и разработать комплекс учебных задач, направленный на развитие информационной компетентности учащихся на основе интеграции информатики с предметами естественнонаучного цикла.

Гипотеза исследования: развитие информационной компетентности учащихся средней школы на основе интеграции информатики и предметов естественнонаучного цикла будет эффективным, если:

  • в процессе обучения будет активизироваться учебная деятельность учащихся, в том числе в результате сочетания различных видов работ;
  • использовать ресурсы взаимодействия информатики и предметов естественнонаучного цикла;
  • использовать комплекс учебных задач, направленный на развитие информационной компетентности средствами, предоставляемыми в результате интеграции информатики с предметами естественнонаучного цикла.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать понятия: «компетенция», «компетентность», «информационная компетентность».
  2. Классификация компетенции, формируемые при обучении информатике на основе ее интеграции с предметами естественнонаучного цикла.
  3. Выявить педагогические условия формирование информационной компетентности учащихся.
  4. Разработать комплекс учебных задач по формированию информационной компетентности школьников на уроках информатики.

В педагогике определение «компетенция» – это интегрированный результат владения содержанием образовательного процесса, выражаемым в готовности учащихся применять знания, навыки и умения. Также умение применять способы деятельности в разных жизненных ситуациях с целью решения теоретических и практических задач.

Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.

Информационная компетентность – это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

В ходе изучения данной темы был разработан следующий комплекс учебных задач и приведен ниже.

Были выделены следующие цели и задачи:

Цель: изучение населения Африки и построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой, совершенствование умений работать с географической картой и справочными материалами, сформировать у учащихся навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

Развивающая: учить анализировать, делать выводы;

Воспитательная: воспитать творческие и исследовательские качества учащихся, бережное отношение к своему здоровью, отработать коммуникативные навыки.

При решении данных задач и целей учащимися была выполнены следующая лабораторная работа и достигнуты основные задачи.

В ходе работы с несколькими класса был выявлен следующий сравнительный характер между экспериментальной и контактной группой.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Акуленко В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2014 г., г. Троицк Московской обл.: Изд-во «Тровант», 2014.
  2. Аскерко Ю. И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук / Ю. И. Аскерко. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та. — 2017.
  3. Гусинский Э.Н. Этапы обретения компетентности / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. — Москва, 1996 / Под ред. В.И. Белопольского и И.Н. Трофимовой. — М.: Институт психологии РАН, 2015.
  4. Денисова С.А., г. Новосибирск. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал «Эйдос».
  5. Думенко Т.Г Информационные технологии при изучении образовательной области «Технология». http://pedsovet.org/
  6. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. …канд. пед. наук. / О.Б. Зайцева. — Брянск, 2017.
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб науч. тр. под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2017. – С.33-44.
  8. Ибрагимова М.Д. Развитие информационной компетентности
  9. Иванов Д.А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании// Школьные технологии. 5’2017
  10. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М.: Чистые пруды, 2017. – 32 с.
  11. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2016 года.
  12. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2018. – 96 с.
  13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2017. — №31.
  14. Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
  15. Методические рекомендации. Использование информационных технологий и дистанционного обучения в образовательном процессе./ Сост.: Кочегарова Л.В., И.Евгений Борисович, Гурова О.В. – Ю.-С., издательство СОИПиПКК, 2016
  16. Новиков А.М. Постиндустриальное образование: Публицистическая полемическая монография. –– М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 136 с.
  17. Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск, Денисова С.А., г. Новосибирск. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал «Эйдос».
  18. Петрова Т. В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ http://festival.1september.ru/authors/101-297-047/
  19. Пичугина Г.В. Статья «Компетентностный подход в технологическом образовании». Журнал «Школа и производство» №1 2016г.
  20. Собкин, В.С., Адамчук, Д.Н., Руднев, М.Г. Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ.
  21. Стратегия модернизации содержания общего образования. М.,2014.
  22. Тамарова З.Б., Юганова Н.А., Котельникова В.И.Использование информационно-коммуникационных технологий в технологическом учебно-воспитательном процессе Ульяновский государственный педагогический университет Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики : в 3-х ч.Ч.3.Сборник материалов научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Богуславский – Коломна : Коломенский гос. пед. институт, 2018 – 72 с.
  23. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория //Интернет-журнал «Эйдос». — 2015. — 10 сентября. — http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm
  24. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего Образования. Проект.
  25. Феизова Л.А. учитель технологии МОУ «СОШ№45» г. Чебоксары Применение средств информационно-коммуникативных технологий на уроках образовательной области «Технология». http://festival.1september.ru/authors/101-297-047/
  26. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. – 2015. — № 7.
  27. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса. Всероссийский Интернет-педсовет – http://pedsovet.org/
  28. Хотунцев Ю.Л. «Концепция технологического образования учащихся в общеобразовательных учреждениях» из выступления на заседании Ученого Совета Института содержания и методов обучения Российской Академии образования 20.12.17
  29. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. http:// eidos.ru/journal// htm.
  30. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. — М.: ИОСО РАО, 2016.
  31. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций».//Интернет- журнал «Эйдос».
  32. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2017. – 746 с.
avatar
  Подписаться  
Уведомить о