ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ (ОГЭ) ПО ИНФОРМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ (ОГЭ) ПО ИНФОРМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Здобнова Екатерина Олеговна, 
студент ОмГПУ, фак-т МИФиТ,
г. Омск

Аннотация: В данной статье рассматривается дистанционное обучение как средство подготовки учащихся к основному государственному экзамену по информатике. Рассматриваются такие понятия как дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Выделяются основные проблемы, с которыми может столкнуться учитель в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации по информатике в 9 классе. Приведены примеры сайтов, которыми ученик может самостоятельно пользоваться при подготовке к ОГЭ.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, основной государственный экзамен, проблемы подготовки к ОГЭ, самостоятельно, интернет-ресурсы.

Обучение на расстояние издавна стало пользоваться спросом, как у педагогов, так и у обучаемых. До недавних пор, как в нашей стране, так и за рубежом практиковалась заочное обучение. Заочное обучение чаще всего сводилось к обмену печатной литературы, редкими встречам обучаемых с преподавателями во время проведения зачетных занятий и экзаменов. В других странах использовали для этих целей еще телевидение или видеосвязи, а также была возможность пользоваться радиопередачей. В нашей стране существовал такой опыт в системе школьного образования. Такая практика не получила широкого распространения, так как не имела успеха.

В нашей стране с большой территорией и сосредоточенными крупными центрами в крупных городах существует проблема качественного образования, которая имеет актуальность и сейчас. Данную проблему со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, появлением большого спроса на сеть Интернет уже успешно решает и справляется дистанционное обучение – совокупность таких технологий, которые обеспечивают доставку обучаемым нужного объема учебного материала, взаимодействие между преподавателем и обучаемыми в процессе обучения и возможность для обучающихся самостоятельно усваивать учебную программу.

Е. С. Полат считает, что дистанционное обучение – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Вместе с тем, как и всякая форма обучения, любая другая система обучения, имеют одни и те же компоненты: цель, обусловленная социальным законом для всех форм обучения; содержание, определенное действующими программами, стандартами; методы; формы; средства обучения. Каждая форма обучения должна ориентироваться на государственные образовательные стандарты. Так же, всякая программа может и должна выходить за рамки стандартного обучения, то есть включать в себя еще дополнительное образование и все, что с этим связано. [4]

Развитие информационной образовательной среды, использование дистанционных образовательных технологий является в последнее время одним из эффективных инструментом решения задач совершенствования системы российского образования.  Дистанционные образовательные технологии – это такие технологии, которые реализуются, в основном, с использованием информационно-коммуникационных технологий на опосредованном или полуопосредованном взаимодействии учителя и ученика.

Практически все применяемые дистанционные образовательные технологии имеют различные варианты и сочетания: кейс-технологии, компьютерные сетевые технологии и информационно-коммуникационные технологии.

На сегодняшний день выделяют следующие направления дистанционного обучения в образовании:

  • более глубокое изучение тем или разделов школьной программы или дополнительных разделов, не входящие в школьный курс;
  • устранение недочетов в знаниях, умениях и навыках по определенным темам из школьного курса;
  • помощь в подготовке учащимся, которые по определенным обстоятельствам не имеют возможности посещать школу;
  • организация дополнительного образования по интересам учащихся;
  • возможность подготовить учащихся к итоговой аттестации. [3]

Поподробнее разберем последнее направление – возможность подготовить учащихся к итоговой аттестации. Сегодня стоит важный вопрос перед педагогами, как подготовить учащихся к успешной сдаче основного государственно экзамена? Как достичь того результата, когда обучающийся уверен в своих силах и без страха идет на экзамен?

Основные проблемы, с которыми может столкнуться учитель в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации по информатике в 9 классе, можно сформулировать следующим образом:

  • отсутствие готовых общих для всех учебно-методических комплексов, учебных программ, календарно-тематических планирований, рекомендаций по подготовке к экзамену;
  • в учебной программе по изучению информатики в 8-9 классах не выделяют дополнительных часов для подготовки к ОГЭ;
  • необходимость дифференцированного подхода к подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Чтобы помочь учащимся в подготовке и успешной сдаче экзамена по информатике в 9 классе, можно применить дистанционное обучение.

Такая подготовка с применением элементов дистанционного обучения может происходить с применением различных схем, которые комбинируют любые средства дистанционного обучения. Ниже представлены самые часто используемые схемы:

  • ДО с применением тренажеров;
  • ДО с применением видеоуроков;
  • ДО с применением дистанционных курсов;
  • ДО с применением вебинаров;
  • абсолютно самостоятельное дистанционное обучение с использованием электронных ресурсов. [3]

Дальше будем рассматривать дистанционное обучение с применением тренажеров и дистанционных курсов при подготовке учащихся к итоговой аттестации по информатике.

На сегодняшний день выделяют различные интернет-ресурсы, которые предназначены для подготовки учащихся к итоговой аттестации, но все они способны выполнять данную функцию на сто процентов. Перед тем как давать те или иные интернет-ресурсы, необходимо проводить тщательный отбор тех сайтов. Я считаю, что важной особенностью является бесплатное использование материалов при дистанционном обучении. Ниже представлены сайты, которые учитель мог бы рекомендовать своим ученикам:

  1. Система СтатГрад МИОО    http://statgrad.mioo.ru/sg12_13/index.htm. Данная система СтатГрад предоставляет  тексты тренировочных и диагностических работ по различным дисциплинам, в том числе по информатике, а самое главное – их можно получать в текущем учебном году. С этой системой можно легко выявить у учащихся «пробелов» в знаниях по тем или иным темам для дальнейшем подготовки и сдаче экзаменов. СтатГрад разработан по заданию Рособрнадзора. В настоящее время данную систему используют более чем в 13000 образовательных учреждения России.
  2. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзаменам «РЕШУ ЕГЭ» http://решуегэ.рф ( http://reshuege.ru) предлагает следующие возможности:
  • классификация заданий по экзаменам, которая позволяет последовательно повторить небольшие темы, по которым имеются «пробелы в знаниях» и тут же проверить свои знания по ним;
  • в данной системе предусмотрена возможность включать в тренировочные варианты работ какое угодно количество заданий по каждому экзаменационному типу;
  • система «РЕШУ ЕГЭ» позволяет проходить тесты в формате ОГЭ любого года, которые предусмотрены в системе вариантов, а также произвольно сгенерировать любой другой вариант;
  • система самостоятельно создает статистику тем, которые были изучены и задач, которые были решены или нет;
  • результаты прохождения экзаменационных тестов сообщаются по стобалльной шкале.
  1. Система Moodle является одной из наиболее популярных в настоящее время систем, которая дает возможность разрабатывать собственные электронно-образовательные ресурсы, контрольные работы, тестовые задания, а также образовательные онлайн курсы. Прежде всего такая система ориентирована на создания взаимодействия преподавателей и учащихся, но подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, и для очной формы обучения. Такая система имеет многоуровневую структуру, что очень удобно для разработчиков курсов, так как можно создавать новые элементы курса, применять разные системы оценивания, создавать и применять различные тесты, но при этом сохранять индивидуальный подход к каждому из обучающихся, потому что данная система предусматривает обратную связь учителя и ученика (это может быть либо форум, либо чат).

Подводя итог, можно сделать вывод, что дистанционное обучение позволяет ученикам учиться по индивидуально составленному плану, при этом иметь возможность общаться с преподавателем, учащимися, если в этом возникает необходимость. Так же плюсом является и то, что учащиеся может совершенствовать свои навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий, а самое главное – осуществлять самостоятельную подготовку к успешной сдаче итоговой аттестации

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др.]; под ред. Е. С. Полат. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с. ISBN 5-7695-2241-0
  2. Полат Е.С., Петров А.Е. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России [Электронный ресурс]. URL: susu.ru (дата обращения: 9.04.2019).
  3. Селищева С. И. Использование дистанционного обучения для подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/ispolzovanie-distancionnogo-obucheniya-dlya (дата обращения: 9.04.2019).
  4. Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютера. 2002. № 36. – С. 26-30.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
С.Ю. Сафронова

Екатерина Олеговна, Вы молодец, что познакомились с данными ресурсами, но работающие учителя знают их и работают с ними уже лет 8, а может и больше. Я сама еще активно как учитель математики работаю с ресурсом «ЯКласс». А что у нас нового появилось хотя бы за последний год или 2? Вот это было бы более актуально.

Екатерина
Екатерина

Спасибо за комментарий! Вы правы, первые два сайта, которые были представлены, возможно не актуальны, но с последней системой moodl думаю знакомы пока не все учителя. Это система позволит разработать свой собственный сайт, в котором можно учитывать индивидуальный подход к каждому ученику.

Ольга
Ольга

Екатерина Олеговна, спасибо за статью! Уточните, пожалуйста, можно ли применять предлагаемый Вами подход при работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Екатерина
Екатерина

Спасибо за комментарий. Считаю, что для детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, подойдет данный подход, потому что данные ресурсы являются интернет-источниками, к которым имеет доступ каждый ученик.

Хусяинова Адиля
Хусяинова Адиля

Екатерина Олеговна, спасибо вам за такую интересную статью. Вы рассмотрели, на мой взгляд, очень актуальную и значимую проблему, связанную с подготовкой учащихся к ОГЭ. К сожалению, учебный планы школы не всегда выделяет должное количество времени на подготовку, и учителю предметнику необходимо искать варианты и способы, по которым организовать эффективную тренировку к экзамену. Спасибо вам за те ресурсы, которые можно посоветовать для подготовки, но, каким образом вы предполагаете то, что учащиеся действительно будут использовать эти ресурсы самостоятельно, дистанционно, без контроля учителя?
На ваш взгляд, как учитель может отслеживать, контролировать процесс дистанционной подготовки учеников?

Екатерина
Екатерина

Спасибо за комментарий! Первые два ресурса рассчитаны на самостоятельную подготовку ученика, и учитель не сможет контролировать ученика, но последняя система, которая позволяет создать собственный сайт и подписать учеников на такой курс, дает возможность контролировать учащихся.

В.В. Назарова
В.В. Назарова

Добрый день! Спасибо за материал! Насчет платформы Moodle, с ней знакомы не только учителя, но и магистранты. Например, я являюсь магистрантом педагогического направления, и в связи с этим мы занимаемся не только работой с дистанционными источниками информации, но и онлайн ресурсами, которые позволяют видеть результаты ученика, его прогресс.

А.М. Русакова
А.М. Русакова

Здравствуйте, Екатерина Олеговна!
Спасибо за интересную статью! Подскажите, пожалуйста, возможно ли, на ваш взгляд, готовить учеников к ГИА исключительно через дистанционное обучение? Или личные встречи все-таки необходимы?

А.В. Каплан
А.В. Каплан

Спасибо за статью. Учитывая открытый характер проекта, как Вы считаете, можно ли использовать материалы Московской электронной школы (МЭШ) для успешной подготовки к ОГЭ?