ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Моисеева Наталья Александровна,
старший преподаватель,
Белорусский государственный университет

Казаченок Виктор Владимирович,
профессор, доктор педагогических наук,
Белорусский государственный университет

Аннотация: В статье раскрывается сущностный характер оргдеятельностной образовательной технологии, а также приводятся примеры эвристических заданий открытого типа, наполненные личностно-значимым для обучающегося смыслом.

Ключевые слова: инновационная образовательная технология, оргдеятельностная технология, творческое задание, образовательный продукт.

Приоритетной задачей государства и общества на сегодняшний день признаётся модернизация системы образования в инновационном развитии экономики Республики Беларусь. «Инновационная образовательная среда рассматривается как открытая система, стимулирующая создание и внедрение инноваций в образовательный процесс и включающая целенаправленно создаваемые ценностно-смысловые, содержательные (информационные), процессуально-технологические ресурсы» [6]. «Сущностной характеристикой инновационной образовательной среды является синтез основополагающих факторов развития личности – среды жизнедеятельности, воспитания, самообразования и самовоспитания, направленных на реализацию творческого потенциала субъектов образования» [6].

Г.Н. Крижановская, опираясь на определение понятий «социальная среда», «среда», рассматривает в качестве инновационной образовательной среды «окружающие человека духовные, нравственные, культурные и наиболее благоприятные образовательные условия, способствующие формированию и развитию личности в соответствии со своими склонностями и общественными запросами» [5]. Инновационная образовательная среда трактуется как некая положительная обстановка, окружающая развивающую личность. Данную позицию разделяет большинство исследователей, многие из которых расценивают инновационную образовательную среду как фактор самореализации личности [2], как условие самореализации будущих профессионалов [3], как фактор внедрения современных технологий обучения [4].

Несмотря на некоторые расхождения в толковании понятия инновационной образовательной среды ученые единодушны в том, что основным свидетельством инновационности образования является внедрение в традиционную образовательную программу технологий инновационного характера, ориентированных на формирование творческого подхода к профессиональной деятельности, развитие критического мышления, личного творческого опыта и самостоятельное получение информации.

Ключевым компонентом в создании инновационной образовательной среды является инновационные технологии обучения. Инновационные технологии обучения необходимо рассматривать как средство, с помощью которого направления модернизации образования могут быть претворены в жизнь. Наибольшее развитие сейчас получают технологии обучения, основанные на личностном и деятельностном подходах.

Одной из таких технологий инновационного характера является оргдеятельностная технология, основанная на организации эвристической (обучение через открытия), диалоговой, продуктивной деятельности каждого обучающегося. Подобная деятельность приводит к созданию участником собственных образовательных продуктов как внешних (самостоятельное составление примеров и задач по выбранной теме, составление кроссвордов, подготовка наглядных пособий, мультимедийных презентаций по изучаемым темам курса), так и внутренних, включая развитие коммуникативных, эвристических качеств его личности, обеспечивает самореализацию, а потому мотивацию к учебной деятельности.

Эвристический метод применяется для активизации творческой деятельности обучающихся через систему творческих заданий. Этот метод способствует лучшему пониманию и закреплению в памяти тех материалов, с которыми обучающийся ознакомился в процессе выполнения задания по дисциплине.

Авторы разработали комплект эвристических заданий открытого типа на очно-дистанционной программе повышения квалификации «Технологии эвристического обучения в высшей школе «Методика обучения через открытие: Как обучать всех по-разному, но одинаково» Белорусского государственного университета. Автор и ведущий программы повышения квалификации: Король А.Д., ректор Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор.

ЗАДАНИЕ № 1. «ХОЧУ УЧИТЬСЯ В БГУ»

Вы являетесь абитуриентом и хотите получить образование в БГУ на факультете международных отношений.

Проанализируйте динамику проходных баллов на факультете международных отношений за последние несколько лет по направлениям специальностей. Визуализируйте полученные данные, построив графики зависимости проходных баллов от количества поданных документов.

Соотнесите их с теми баллами, которые Вы набрали (или планируете набрать) на централизованном тестировании.

Задание № 2. «УРА!!! ЕДУ УЧИТЬСЯ»

Вы выиграли грант на обучение в Кембриджском университете в Великобритании. Поскольку Вы можете планировать свое обучение и выбирать читаемые курсы, перед Вами стоит задача оптимизировать процесс обучения.

Проанализируйте курсы, читаемые в данном университете, соотнесите их с теми, которые Вы уже прослушали. Выберите интересующие Вас курсы, и проранжируйте, расставив их по курсам (как бы Вы хотели их посещать), обосновав свой выбор. Отобразите собранные данные в виде таблицы.

Все эвристические задания открытого типа, наполненные личностно-значимым для обучающегося смыслом, обладают высоким мотивационным потенциалом для его выполнения, способствуют более глубокому усвоению изучаемого предмета.

К инновационным образовательным технологиям преподавания можно отнести большое количество технологий, например, интерактивные информационные и коммуникационные технологии обучения, метод проектов, технологию контекстного обучения, технологию проблемного обучения, технологию развития критического мышления и многое другое.

При этом каждая из указанных технологий обладает неисчерпаемым потенциалом интерактивных методов и приемов. Интеграция образовательных технологий расширяет их дидактические возможности, так как методические составляющие разных технологий могут быть совмещены и дополнены за счет разнообразия и вариативности других.

На методическом уровне любая технология, в том числе и инновационная образовательная технология, представляет собой систему приемов и стратегий, объединяющих приемы и методы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного содержания. Инновационную образовательную технологию можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий: она обеспечивает и развитие критического мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы.

В конкретных условиях практики необходима разработка соответствующей инновационной образовательной технологии, основанной на оптимальном выборе и рациональном сочетании (интеграции) всех выше перечисленных технологий. При преподавании дисциплины «Высшая математика с основами информатики» авторы используют интеграцию таких технологий как оргдеятельностная и информационные (коммуникационные) технологии обучения.

Инновационные образовательные технологии являются средствами организации инновационной образовательной среды для реализации, проявления и формирования логических умений обучающихся, развития критического мышления.

Инновационные процессы в образовании имеют объективный характер, соответствующий сущностной природе и закономерностям развития человека и общества, что и определяет их гуманистическую природу. Основной закономерностью развития этих процессов является их непрерывность. Чем более благоприятные условия получает студент для своего личностного, профессионального развития и самореализации, тем более успешно формируется специалист в интересах общества.

Личностный смысл инновационной образовательной среды состоит в создании условий для развития творческого потенциала студента и построении на этой основе базиса для успешной карьеры и самоидентификации. Социальный смысл инновационной образовательной среды состоит в создании благоприятных условий подготовки конкурентоспособного специалиста.

Подводя итог рассуждениям об инновационной образовательной среде и о значимости инновационных образовательных технологий в ее создании, необходимо подчеркнуть системный характер обоих понятий. Если инновационная образовательная среда представляет собой комплекс оптимальных учебных условий для подготовки будущего специалиста, то информационные образовательные технологии выступают как «разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат» [1].

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Lotova, I.P., Orehova, E.Y. Theory and practice of developing of professional role play competence of future teachers in the University. Raleigh, North Carolina, USA: Lulu Press, 2015. 177 p.
  2. Алисов, Е.А., Подымова, Л.С. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности // Среднее профессиональное образование. 2011. № 1. С. 61 – 63.
  3. Буренкова, С.В. Инновационная образовательная среда как условие самореализации будущих профессионалов // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 4 (16). С. 134–138.
  4. Гостев, А.Г. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения: монография. Екатеринбург : Уральский центр академического обслуживания, 2008. 290 с.
  5. Крижановская, Г.Н. Управление развитием инновационной образовательной среды. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rane-brf.ru/conference/2012/kriganovskaya2.pdf (дата обращения: 25.03.2019).
  6. Сотникова, М. С. Инновационная образовательная среда как фактор развития профессиональных компетенций молодых педагогов // Инициативы XXI века. 2017. №3–4. С. 70–72.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Анна
Анна

Добрый вечер! Спасибо за интересную статью! Скажите, пожалуйста, предложенные Вами задания были опробованы на практике? Если да, то, наверное, хотелось бы видеть результат этой апробации в каком-либо виде.