ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

Симдянкина Елена Константиновна,
студент,
Приамурский государственный
университет имени Шолом-Алейхема
Штепа Юлия Петровна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Приамурский государственный
университет имени Шолом-Алейхема

Аннотация: В статье рассмотрена актуальность организации проектной деятельности школьников при обучении информатике, описаны методические аспекты организации проектной деятельности по конкретным темам информатики основного и среднего общего образования

Ключевые слова: проектная деятельность, информатика, образовательный процесс.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования устанавливают требования к результатам обучающихся, согласно которым система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Главной целью современного образования является развитие личности учащегося.

Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность. Создание проектов стало обязательным видом деятельности школьников, обучающихся по ФГОС.

У.Х. Килпатрик, Е.С. Полат, Ю.А. Шафрин и др. [3, 6, 7] определяют значимость проектной деятельности, прежде всего, в том, что она показывает учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимость их для дальнейшей жизни и творчества.

Проектная деятельность с применением информационных технологий и методов информатики позволяет связать знания, полученные по различным школьным предметам, повысить заинтересованность ученика в решении поставленной проблемы и стимулировать на создание информационного продукта в эстетичном, удобном для просмотра и логически выверенном виде.

Переход на новые ФГОС побуждает педагогов использовать элементы проектной деятельности при обучении и позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность [1].

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Вопросами организации проектной деятельности на уроках информатики занимались А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов [2], В.Е. Мельников, В.А. Мигунов, П.А. Петряков [4], Л.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер [5].

Обзор научных исследований показывает, что проблемы организации проектной деятельности исследованы достаточно глубоко. Тем не менее, методические аспекты организации проектной деятельности на уроках информатики освещены точечно и бессистемно.

Таким образом, можно говорить о необходимости обоснования и разработки методических аспектов организации проектной деятельности школьников на уроках информатики. Это определяет актуальность выбранной темы исследования.

Опишем примеры организации проектной деятельности по конкретным темам информатики основного и среднего общего образования.

В рамках изучения темы «Технологии мультимедиа» учащимися может быть выполнен проект «Шифровальщик», который предполагает формирование умений у учащихся кодировать и декодировать графические изображения с помощью декартовой системы координат, составлять и разгадывать ребусы, кодировать буквы русского алфавита, составлять коды, кодировать и декодировать слова. Учащиеся самостоятельно выбирают и иллюстрируют кодирование одного из трех способов представления информации – графический, числовой или текстовый.

Тема проекта: «Шифровальщик»
Класс: 7
Вид: информационный, междисциплинарный, групповой, краткосрочный, внутриклассный.
Цель проекта: кодирование графической, числовой или текстовой информации.
Планируемый результат: презентация с примерами о выбранном методе кодирования.
Ход проекта:

  • знакомство с понятиями код, кодирование, формы представления информации;
  • разделение учащихся на группы;
  • выбор способа кодирования информации;
  • поиск информации по теме;
  • составление презентации;
  • демонстрация результатов работы.

В 8 классе учащимся можно предложить выполнить творческий проект «Мой профессиональный выбор».

Тема проекта: «Мой профессиональный выбор».
Класс: 8
Вид: творческий междисциплинарный, индивидуальный, средней продолжительности, внутриклассный.
Цель проекта: создать презентацию по результатам исследования профессионального самоопределения учащегося.
Планируемый результат: презентация, содержащая информацию о ходе профессионального определения учащегося и выработке плана подготовки к освоению выбранной профессии.

Содержание презентации составляют:

  • Описание индивидуальных характеристик ученика: уровень самооценки, склонностей и способностей, типа темперамента, характера и другие личностные характеристики, которые ученик определяет с помощью разного рода тестов. На основании этого он определяет перечень профессий, которые им подходят, и выбирает одну из них.
  • Профессиограмма: описание особенностей выбранной профессии: её общественная значимость, потребность в данной профессии, содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда, необходимые общие и специальные знания и умения, требования к работнику, что привлекает в данной профессии.
  • План подготовки к освоению профессии: мероприятия, которые подготовят к поступлению на обучение выбранной профессии, описание черт характера, над которыми необходимо поработать дополнительно, перечень вузов, позволяющих получить данную профессию, ЕГЭ, необходимые для сдачи по окончанию школы для поступлении на выбранное направление.
  • Выводы о проделанной работе (что дало выполнение данного проекта).

С точки зрения информатики оценивается умение создавать презентацию в соответствии с предъявляемыми к презентациям эргономическим требованиями, целесообразно использовать в ней анимацию, делать гипертекстовую навигацию для нелинейного прохода по презентации.

Выполнению проекта предшествует ознакомление учащихся с понятием проекта, его компонентами, этапами и т.п. Создание проекта происходит как в урочное время, так и в рамках выполнения домашних заданий.

Ход проекта:

  • проведение разного рода тестов на выявление уровня самооценки, склонностей и способностей, типа темперамента, характера и других личностных характеристик;
  • определение перечня профессий, которые подходят учащемуся на основании вышеперечисленных характеристик;
  • выбор одной из подходящих для учащегося профессии;
  • описание особенностей выбранной профессии;
  • составление плана подготовки к освоению выбранной профессии;
  • разработка дизайна презентации;
  • заполнение презентации текстом и графическими изображениями;
  • добавление в презентацию анимации;
  • создание гипертекстовой навигации;
  • защита проекта.

Завершая изучение темы «Алгоритмы и исполнители» учащиеся могут создать компьютерный тест на языке программирования Pascal. Тест формируется учащимся из вопросов по любому учебному предмету. При разработке теста используются алгоритмические конструкции «ветвление» и «цикл», позволяющие организовать подсчет количества правильных ответов, выставление отметки за тест в зависимости от количества правильных ответов, а также «реакцию» на ввод пользователем некорректного ответа.

Тема проекта: «Компьютерный тест»
Класс: 9
Вид: практико-ориентированный, междисциплинарный, индивидуальный, средней продолжительности, внутриклассный.
Цель проекта: создание учащимися компьютерного теста в виде программы на языке программирования Pascal.
Планируемый результат: программа, с помощью которой можно пройти тест, по любому изучаемому в школе предмету.
Ход проекта:

  • определение школьного предмета, по которому предполагается построение теста;
  • разработка критериев оценивания, в зависимости от количества и сложности вопросов;
  • составление программы с тестом на языке программирования Pascal;
  • диагностика программы;
  • исправление недостатков;
  • презентация программы.

Проект «Математика в Excel» может выполняться в ходе изучения раздела «Табличные вычисления на компьютере». Он направлен на повышение уровня самостоятельности учащихся в процессе закрепления изученного материала.

Тема проекта: «Математика в Excel»
Класс: 9
Вид: практико-ориентированный, междисциплинарный, индивидуальный, краткосрочный, внутриклассный.
Цель проекта: создание электронной книги, содержащей решение различных видов математических задач с помощью приложения для обработки числовых данных.
Планируемый результат: электронная книга, содержащая результаты решения задач.
Ход проекта:

  • проведение обзора существующих специализированных приложений для обработки числовых данных;
  • изучение математических функций MS Excel;
  • ознакомление с предложенными учителем математическими задачами;
  • запись условий и выполнение вычислений на отдельных листах MSExcel;
  • визуализация результатов вычислений с помощью графиков и диаграмм;
  • подготовка отчета проекта;
  • подведение итогов своей работы над проектом.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования каждый учащийся данной ступени должен выполнить индивидуальный проект, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности.

С целью актуализации знаний по теме «Табличные редакторы», учащиеся могут создать кроссворд в табличном редакторе MS Excel. В предлагаемом проекте кроссворд служит также для проверки умений работать в табличном редакторе MS Excel, для обобщения и закрепления пройденного материала.

Тема проекта: «Создание кроссвордов в табличном редакторе MS Excel»
Класс: 10
Вид: творческий, междисциплинарный, индивидуальный, краткосрочный, внутриклассный.
Цель проекта: проверка знаний основных терминов электронных таблиц, закрепление навыков форматирования ячеек в MS Excel.
Планируемый результат: составление учащимися кроссвордов, их оформление и печать.
Ход проекта:

  • определение темы вопросов для кроссворда;
  • составление кроссвордов на бумаге;
  • оформление кроссвордов в табличном процессоре MS Excel;
  • печать готовых кроссвордов;
  • представление результатов.

На элективном курсе, посвященном знакомству с редактором Macromedia Flash в 10 классе, учащимися выполняется проект «Анимационный мультфильм». Данный проект позволит обучающимся не только освоить графический редактор Macromedia Flash, но и даст возможность окунуться в удивительный мир мультипликации. Учащиеся попробуют себя в роли сценаристов, режиссёров, аниматоров, мультипликаторов.

Тема проекта: «Анимационный мультфильм»
Класс: 10
Вид: творческий, междисциплинарный, групповой, долгосрочный, внутриклассный.
Цель проекта: разработка анимационного мультфильма на темы современных проблем человечества.
Планируемый результат: анимационный мультфильм.
Ход проекта:

  • поиск информации по происхождению мультипликации;
  • изучение методов и форм работы в программе MS Flash;
  • разработка идеи мультфильма;
  • составление режиссерского сценария;
  • определение количества героев, их характера и действий;
  • разработка образов персонажей;
  • подбор и/или запись звуковых файлов;
  • разделение фильма на эпизоды;
  • создание кадров фильма согласно сценарию;
  • сборка фильма;
  • представление результатов.

В рамках выполнения индивидуального проекта по информатике, учащимися может быть создан собственный web-сайт. Выполняя данный проект, учащиеся получат возможность познакомиться со способами создания сайтов, определить наиболее подходящий для них способ, и научиться создавать сайты самостоятельно.

Тема проекта: «Тематический сайт»
Класс: 10
Вид: прикладной, междисциплинарный, индивидуальный, долгосрочный, внутришкольный.
Цель проекта: создание тематического сайта с использованием собственных фото и видео материалов
Планируемый результат: web-сайт.
Ход проекта:

  • разработка анкеты на выявление самых популярных сайтов среди пользователей;
  • проведение диагностики;
  • выяснение, какие сайты являются самыми популярными;
  • изучение способов создания сайтов;
  • выбор оптимального способа;
  • разработка тематики сайта, на основании проведенного исследования;
  • оформление сайта;
  • представление полученных результатов.

В 11 классе очень актуальной становится подготовка к ЕГЭ. Выполняя проект «Подготовка к ЕГЭ» учащиеся научатся выделять наиболее сложные, на их взгляд, задания из ЕГЭ, на которые необходимо обратить особое внимание и потренироваться в их решении. Совершенствуют свои умения работать на языке программирования Pascal, используя алгоритмические конструкции «ветвление» и «цикл», которые позволяют организовать подсчет количества правильных ответов, выставление отметки за тест в зависимости от количества правильных ответов, а также «реакцию» на ввод пользователем некорректного ответа.

Тема проекта: «Подготовка к ЕГЭ»
Класс: 11
Вид: практико-ориентированный, междисциплинарный, индивидуальный, средней продолжительности, внутриклассный.
Цель проекта: созданием учащимися компьютерного теста в виде программы на языке программирования Pascal.
Планируемый результат: программа, с помощью которой можно пройти тест, позволяющий подготовиться к ЕГЭ
Ход проекта:

  • выявление наиболее сложных заданий из ЕГЭ по выбранному сдаваемому предмету;
  • разработка критериев оценивания, в зависимости от количества и сложности вопросов;
  • составление программы с тестом на языке программирования Pascal;
  • диагностика программы;
  • исправление недостатков;
  • презентация программы.

Выполнение проекта «Алгоритмы в литературе» покажет учащимся межпредметную связь информатики с литературой. С точки зрения информатики он поможет актуализировать знания по алгоритмизации и научиться их применять на практике. С точки зрения литературы его выполнение будет способствовать расширению кругозора учащихся и приобщению их к чтению литературных произведений.

Выполняя проект «Кто хочет стать миллионером» учащиеся создают мультимедийную игру, по мотивам знакомой телепередачи с одноименным названием. Учащимся предстоит создать мультимедиа презентацию с анимацией и гипертекстовой навигацией для нелинейного прохода по презентации. Игроку предстоит пройти самые разные уровни сложности и при этом заработать виртуальные деньги. Тема теста может быть связана с любым изучаемым в школе предметом.

Тема проекта: «Кто хочет стать миллионером»
Класс: 11
Вид: практико-ориентированный, междисциплинарный, групповой, долгосрочный, внутриклассный.
Цель проекта: создание теста средствами MS Power Point с использованием гипертекстовой навигации в стиле игры «Кто хочет стать миллионером».
Планируемый результат: презентация-тест в стиле игры «Кто хочет стать миллионером»
Ход проекта:

  • выбор учащимися темы теста;
  • разработка вопросов с вариантами ответов по теме на бумаге;
  • создание стиля игры «Кто хочет стать миллионером» в редакторе MS Power Point
  • составление теста в презентации с гипертекстовой навигацией;
  • проверка работоспособности;
  • исправление недостатков;
  • демонстрация готовой работы.

В целях профессионального самоопределения учащихся 11 класса, детям можно предложить проект по теме «Мое предприятие», выполняя который учащиеся определяют, какое предприятие они хотели бы организовать и что для этого нужно. Создают основные формулы расчета и вывод о рентабельности предприятия, на практике убеждаются, что труд руководителя требует компетентности во многих областях. В рамках этого проекта учащиеся самостоятельно осваивают создание иллюстративного материала к полученным расчетам, определяют наиболее подходящий вид графиков и диаграмм.

Тема проекта: «Моё предприятие»
Класс: 11
Вид: творческий, междисциплинарный, индивидуальный, долгосрочный, внутриклассный.
Цель проекта: расширение представления о сфере применения прикладных программ, закрепить навыки и умения использования табличных процессоров
Планируемый результат: бизнес-план с расчетами в табличном редакторе MS Excel.
Ход проекта:

  • определение области деятельности создаваемого предприятия;
  • разработка своего предприятия, прием работников, закупка оборудования и т.д.;
  • расчёт прибыли и убытков от предприятия;
  • создание иллюстративного материала к полученным расчетам;
  • определяют наиболее подходящий вид графиков и диаграмм;
  • подготовка отчета;
  • защита проекта.

Таким образом, проекты по информатике позволяют связать знания, полученные по различным школьным предметам, повысить заинтересованность ученика в решении поставленной проблемы и стимулировать на получение новых знаний, навыков и умений, с помощью которых можно представить результат в эстетичном, удобном для просмотра и логически выстроенном виде.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Приказ № 413 от 17.05.2012 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221120&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.57531870050247#0 (дата обращения 02.05.2018)
  2. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике для школьников. Екатеринбург: «У-Фактория», 2013, 215 с.
  3. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4. 2013. с. 6.
  4. Мельников В.Е., Мигунов В.А., Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области «Информатика и ИКТ». Вел. Новгород, 2013, 198 с.
  5. Могилев Л.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов М.: Издательский центр «Академия», 2015, 340 с.
  6. Полат Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. М.: ACADEMA, 2010, 316 с.
  7. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. – М.: АБФ, 2008, 656 с.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Л.Л. Босова
Л.Л. Босова

Уважаемые Елена Константиновна и Юлия Петровна!
Спасибо за интересный материал, содержащий большое количество практических примеров. Хотелось бы уточнить, что вы называете проектом. Приведите, пожалуйста6 определение.

Елена Константиновна
Елена Константиновна

Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений.