НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ»

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ»

Шатрова Юлия Станиславовна,
кандидат педагогический наук, доцент,
Самарский филиал
Московского городского
педагогического университета

Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки будущих учителей математики к использованию специальных программ в образовательном процессе. В качестве примера рассмотрена интерактивная геометрическая среда GeoGebra и электронное приложение Desmos.

Ключевые слова: учитель математики, обучение математике, специальные программы, GeoGebra, Desmos.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам обучения, организации образовательного процесса нацеливают учителя на использование целесообразных приемов обучения, эффективных технологий, специальных программных продуктов. Сегодня учителю необходимо уметь не только продуктивно организовать процесс обучения в рамках своего предмета, но и содержательно и инструментально наполнить внеурочную деятельность обучающихся. Поэтому необходима специальная подготовка будущего учителя.

При изучении курса «Электронные средства обучения математике в школе» студентами второго курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиля подготовки «Математика и современные образовательные технологии» происходит знакомство со специальными программными продуктами, которые можно использовать при организации внеурочной деятельности по математике обучающихся как основной школы, так и старшей.

Основная задача данной дисциплины – теоретическая и практическая подготовка будущих учителей математики к использованию электронных средств обучения математике в своей профессиональной деятельности. Для этого необходимо широкое знакомство с различными видами электронных средств обучения математике, практическая работа с различными электронными средствами обучения математике, изучение опыта использования электронных средств обучения математике в школе.

В результате изучения дисциплины будущий учитель математики знакомится с основными электронными средства обучения математике в школе и направлениями их внедрения в учебный процесс и внеурочную деятельность; с положительными и негативными последствия внедрения электронных средств обучения математике в учебный процесс, методикой и технологией использования в образовательном процессе электронных средств обучения.

Основные программы, с которыми работают студенты, являются интерактивная геометрическая среда GeoGebra и электронное приложение Desmos. С помощью этих программ студенты учатся разрабатывать аплеты, использовать свойства функций для создания арт-объектов, переходить от аналитических моделей к графическим и обратно, осуществлять математическое моделирование.

В процессе изучения дисциплины и работы с программами будущие учителя создают банк заданий. Приведем некоторые примеры.

Студенты самостоятельно формулируют задания по различным темам школьного курса математики.

При изучении темы «Координатная плоскость. Координаты» школьникам могут быть предложены задания:

  • нарисовать домашнее животное по координатам (рис.1) в электронном приложении Desmos.

Это задание можно разбить на два этапа:
— учитель предлагает координаты точек, построив которые получается домашнее животное;
— ученик самостоятельно подбирает координаты точек, чтобы получилось домашнее животное

  • добавить к координатам параметр, чтобы животное двигалось (на рисунке в левой части отображены координаты точек с параметром а)

Рисунок 1. Задание по теме «Координатная плоскость».

Аналогичный вариант задания: нарисовать растение, цветок (рис. 2) и т.п.

Рисунок 2. Задание по теме «Координаты».

При изучении темы «Неравенства», «Кусочные функции» можно предложить нарисовать «ковер» (рис.3). Программа позволяет закрашивать области, а для этого необходимо использовать неравенства.

Рисунок 3. Задание по теме «Кусочные функции».

При изучении тригонометрических функций в электронном приложении Desmos обучающимся предлагается изобразить морской пейзаж (рис.4). Следует отметить, что за счет использования параметров «волны» движутся.

Рисунок 4. Задание по теме «Тригонометрические функции».

Богатый потенциал имеет тема «Паркеты», которую можно предложить обучающимся в рамках внеурочной деятельности как в 5-6 классах, так и старшеклассникам.

Реализация паркетов удобна в интерактивной геометрической среде GeoGebra. На рисунках 5 и 6 представлены варианты паркетов, сделанные студентами.

Рисунок 5. Паркет из многоугольников.

Рисунок 6. Замощение плоскости.

На рисунке 7 пошаговое создание паркета в  GeoGebra, которое представляет уже мини арт-объект.

Рисунок 7. Арт-объект «Клоуны»

Завершением изучения дисциплины «Электронные средства обучения математике в школе» становится проект урока или внеурочного занятия по математике, в рамках которого будущий учитель демонстрирует применение того или иного программного продукта. Главное условие использования электронного средства обучения – целесообразность.

На сегодняшний день крайне важна серьезная всесторонняя подготовка современного учителя в педагогическом вузе для обеспечения реализации требований ФГОС.

Поэтому самостоятельная разработка заданий студентами с использованием специальных программ, проектирование уроков математики и занятий курсов внеурочной деятельности будет способствовать подготовке будущих учителей к реализации образовательных программ по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов, эффективной организации сотрудничества обучающихся, направленного на поддержку активности, инициативности, самостоятельности, на развитие творческих способностей обучающихся.

avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Нино Карловна Нателаури
Нино Карловна Нателаури

Юлия Станиславовна, спасибо за высланный на конференцию материал!

Подскажите, пожалуйста,
1) какое количество з.е. выделяется в УП на данную дисциплину;
2) ограничиваетесь ли Вы только рассматрением мат.пакетов
или успеваете рассмотреть и другие средства обучения?

Юлия Шатрова
Юлия Шатрова

Доброго времени суток! Спасибо за вопросы!
На эту дисциплину предусмотрено 4 з.е.
На первых занятиях студенты составляют аннотированный каталог ЭСО математике, выделяют плюсы, минусы, преимущества, основные характеристики. На занятиях применяем прием ТРКМ «Взаимное обучение»

С.Ю. Сафронова

Добрый день! Являясь учителем математики, хочу сказать, что очень здорово, что будущих учителей математики обучают работе в данных программных средах. В условиях развития современного математического образования невозможно преподавать без использования информационных технологий. Это улучшает восприятие нового материала, повышает качество обучение, мотивацию детей и много других плюсов. Я закончила ВУЗ 20 лет назад, поэтому данные программные среды изучаю самостоятельно. Огромное личное время тратиться на их освоение и создание собственных разработок, а дома еще и семья есть, и работа учителем математики несет огромную нагрузку, так математику должны сдавать на экзаменах все. Увидела в Вашей статье кое-что новое для себя, что могла бы… Read more »

Юлия Шатрова
Юлия Шатрова

Добрый вечер!
Банк заданий своих студентов не могу предложить, не подумали сделать удобным для распространения. Но рекомендую Вам разработки Людмилы Рождественской, очень много материалов этого автора по работе как с GeoGebra, так и Desmos. Desmos имеет сервис «Активности» — очень удобные для учителя математики.

С.Ю. Сафронова

Спасибо за ответ, подскажите ссылку как найти разработки Людмилы Рождественской, чтобы не тратить время на поиски.

Юлия Шатрова
Юлия Шатрова
С.Ю. Сафронова

Спасибо за ответ, а не могли бы Вы поделится ссылкой на разработки Людмилы Рождественской?