МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Богатырева Юлия Игоревна,
доктор педагогических наук, доцент,
Тульский государственный
педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Привалов Александр Николаевич,
доктор технических наук, профессор,
Тульский государственный
педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация: В статье представлен анализ существующих факторов риска и угроз информационной безопасности подрастающего поколения, который приводит авторов к заключению, что без полноценной подготовки (переподготовки) работающих учителей невозможно сегодня создание безопасной информационно-образовательной среды в образовательных организациях. Выделены и охарактеризованы актуальность, цели и задачи курса переподготовки для учителей информатики и ИКТ, особенности его учебно-тематического планирования и содержательного наполнения. Делается вывод, что только комплексный подход к обеспечению информационной безопасности обучающихся позволит создать условия информационной защиты, а в конечном итоге и национальной безопасности подрастающего поколения.

Ключевые слова: информатизация образования, переподготовка учителей, информационная безопасность, профессиональная деятельность педагогов, угрозы и риски информационной безопасности.

В последнее время процессы информатизации общества и образования обострили проблемы информационной безопасности личности обучающихся в современном учебно-воспитательном процессе образовательной организации Пропаганда экстремизма и терроризма в социальных сетях, возрастающая негативная роль запрещенной информации в Интернете, манипуляция сознанием и поведением детей, отсутствие цензуры становятся не только социальной, но и педагогической проблемой, поскольку ее решение напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Информационная безопасность личности – это состояние и условие ее жизнедеятельности, при которых отсутствует или минимизирована угроза нанесения вреда личному информационному пространству и той информации, которой обладает индивид [1].

В процессе социализации на личность обучающегося оказывают всё большее влияние информационные потоки, идущие от окружающего социокультурного пространства: средств массовой информации, социальных сервисов Интернета, друзей и одноклассников, электронных средств обучения и воспитания.

Естественными последствиями осознания информационных угроз и опасностей для детей и подростков следует считать организацию системы мер психолого-педагогического сопровождения и контроля в вопросах обеспечения информационной безопасности обучающихся, реализованных прежде всего в учебно-воспитательном процессе школы на уроках информатики и ИКТ, права, обществознания.

В ходе парламентских слушаний 17 апреля 2017 г. в Совете Федерации Российской Федерации министр образования Российской Федерации О.Ю. Васильева сформулировала меры по обеспечению безопасности развития детей в информационном пространстве. Она подчеркнула, что «навыки информационной безопасности мы должны прививать с малых лет, и в стандартах начального образования, и чуть позже на уроках информатики, обществознания, права, ОБЖ, во внеурочной деятельности» [2].

Об актуальности поставленных задач говорят и пишут многие известные педагогики, психологи, методисты. Важное концептуальное значение для решения проблемы обеспечения информационной безопасности обучающихся имеют исследования различных аспектов безопасной информационно-образовательной среды (А.Я. Литвинов, В.А. Романов, А.Н. Привалов, А.Ю. Уваров и др.), направлений информатизации и компьютеризации в современном образовании (Л.Л. Босова, Я.А. Ваграменко, С.А. Бешенков,  А.А. Кузнецов, О.А. Козлов, Е.И. Гужвенко и др.), анализа угроз информационного воздействия и обеспечения информационно-психологической безопасности учащихся (Ю.И. Богатырева, И.А. Баева, Г.В. Грачев, С. Хассен) [3].

Доступ к Интернету – важная потребность образа жизни современного подростка. В ходе исследования Фонда Развития Интернета в 2018 году [4] были получены следующие данные: среди младших школьников увеличивается доля тех, кто проводит онлайн 1–3 часа (с 34% по будням до 48% по выходным), при этом в субботу и воскресенье 18% детей уделяют цифровым видам деятельности 4–5 часов, причем несколько младших школьников признались, что проводят онлайн 6–8 часов и больше. Несмотря на то что младшие школьники проводят гораздо меньше времени онлайн, чем подростки, они уже отмечают у себя наличие некоторых симптомов чрезмерной увлеченности интернетом. Примерно каждый седьмой ребенок 7–11 лет (14%) признался, что часто или довольно часто чувствует себя дискомфортно, когда не может зайти в интернет. Треть всех опрошенных детей воспринимает свое цифровое устройство как «лучшего друга», «любимую вещь», а часть детей и вовсе заявила, что «не может без него жить» [4].

Увеличение времени доступа к информации в глобальной сети Интернет влечет за собой повышение степени угроз и рисков информационной безопасности для детей, школьников, студентов. Чрезмерное увлечение детьми социальными сетями превращается сегодня в некое подобие культа, от которого буквально зависит каждое их действие. Молодые люди становятся только потребителями, их не влечет создание чего-то нового, что в современных условиях развития становится угрозой для развития информационного общества [5].

В образовательных организациях сегодня в связи с переходом на ФГОС ОО увеличивается роль самостоятельной работы школьников с использованием Интернет-ресурсов, проектной деятельности с использованием социальных сервисов и сетей.

С точки зрения наиболее опасных для подростков информационных угроз составлена следующая классификация: контентные риски, коммуникационные риски, Интернет-зависимость, технические риски и потребительские. В современном информационном потоке подростку становится все труднее защитить себя от информационных угроз, если он к этому не подготовлен. Таким образом, проблема негативного информационного воздействия на ребенка актуализируется  с каждым годом.

Сегодня в современной школе предъявляются новые требования к учебно-воспитательному процессу и подготовке обучающихся:

  1. Создать условия развития свободной, критически мыслящей личности.
  2. Обеспечить личностно-ориентированный разноуровневый подход к обучению.
  3. Сформировать потребность к постоянному и непрерывному самообразованию.
  4. Обеспечить свободный доступ обучающемуся к любой жизненно важной для него информации.
  5. Организовать безопасную информационно-образовательной среду подростка.
  6. Привлекать к формированию культуры информационной безопасности учителей, педагогов, родителей.

В связи с участившимися случаями нарушения информационной безопасности субъектами образовательного процесса считаем, что возникла острая необходимость расширять содержание профессионального образования работающих учителей информатики, вводить в него новые компоненты, которые будут связаны с контролем и обучением школьников противодействию информационным угрозам и рискам, то есть необходимо осуществить массовую переподготовку (повышение квалификации) для формирования у работающих педагогов компетенций в области обеспечения информационной безопасности обучающихся.

Особенностью сегодняшней подготовки учителей к обеспечению информационной безопасности на этапе вузовского и послевузовского образования является то обстоятельство, что недостаточно просто обучить программным и техническим средствам защиты информации, но в первую очередь необходимо воспитать ответственность при использовании информационного контента, который может причинить материальный или моральный ущерб обучающимся. Недостаточно просто установить в компьютерных классах программы-фильтры и антивирусные программы, требуется изменить условия формирования культуры информационной безопасности как педагогов, родителей, так и детей на этапе обучения в школе, студентов — в вузе.

Для решения поставленных задач в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого на кафедре информатики и информационных технологий был разработан и включен в учебный план переподготовки учителей информатики и ИКТ курс «Информационная безопасность в образовательных организациях». Основная цель изучения курса — приобретение слушателями теоретических сведений, практических умений и навыков применения современных информационных технологий для использования их в профессиональной деятельности по защите информации и организации безопасной информационно-образовательной среды обучающихся.

Задачами изучения курса «Информационная безопасность в образовательных организациях» становятся: овладение теоретическими знаниями в области сопровождения и контроля информационной безопасности у обучающихся; формирование культуры информационной безопасности подростков для защиты персональной и учебной информации;  получение практического опыта деятельности по вопросам обеспечения информационной безопасности личности, семьи, дома, образовательных организаций.

Курс «Информационная безопасность в образовательных организациях» включает в себя лекции, практические занятия в компьютерной учебной аудитории с видеопроектором и с учебно-методическим материалом в электронном виде по пяти модулям (см. табл. 1):

Таблица 1. Учебно-тематический план программы курса

№ п/п Наименование  модулей, разделов  и тем Всего, час. В том числе:
Лекции Практические занятия (семинары), лабораторные  работы Самостоя-тельная работа
1 2 3 4 5 6
1. Модуль 1. Основные понятия информационной безопасности личности 14 4 4 6
1.1 Проблема информационной безопасности в современном образовании 3 1   2
1.2 Правовые основы обеспечения информационной безопасности 5 1 2 2
1.3 Характеристики защищаемой информации в образовательных организациях 6 2 2 2
2. Модуль 2. Защита детей от угроз информационного воздействия 12 2 4 6
2.1 Понятие угрозы информационной безопасности 2     2
2.2 Основные источники и пути реализации угроз в образовательной организации 5 1 2 2
2.3 Классификация угроз информационного воздействия 5 1 2 2
3. Модуль 3. Информационная безопасность аппаратно-программного обеспечения 14 2 6 6
3.1 Определение политики и составляющих информационной безопасности в ОУ 6 2 2 2
3.2 Механизмы аутентификации и идентификации ИС. Парольная идентификация 4   2 2
3.3 Анализ программ родительского контроля. 4   2 2
4. Модуль 4. Информационная безопасность персональных данных 18 4 4 10
4.1 Нормативные акты, регламентирующие работу с персональными данными 5 1   4
4.2 Порядок работы с персональными данными в образовательных организациях 5 1 2 2
4.3 Аудит защиты персональных данных 5 1 2 2
4.4 Авторские и патентные права. Право интеллектуальной собственности 3 1   2
5. Модуль 5. Проектирование и реализация безопасной информационно-образовательной среды 14 2 4 8
5.1 Особенности защиты беспроводных и мобильных подключений 5 1   4
5.2 Проектирование и реализация политики информационной безопасности в образовательной организации 5 1 2 2
5.3 Педагогический контроль и сопровождение детей в вопросах информационной безопасности 4   2 2
6. Итоговый контроль выполнение заданий в LMS Moodle. Разработка учебного проекта «Комплексный подход к обеспечению информационной безопасности в образовательной организации»
  Итого 72 часа 14 22 36
                 

Методика реализации данного курса среди опытных работающих учителей информатики и ИКТ имеет свои специфические особенности, а именно:

1) средний возраст работающих педагогов, их профессиональные компетенции в вопросах информационной безопасности приводят к проблемам «отставания» и «несоответствия» уровня подготовки учителя современным требованиям информатизации образования и соответственно не адекватному требованиям цифрового общества уровню его информационной компетентности;

2) уровень подготовки учителей по теоретическим и практическим аспектам информационной безопасности и защиты персональных данных весьма различен и существенно зависит от педагогического опыта, стажа работы, мотивации к изучению предмета, уровня оснащенности вычислительной техникой в образовательных организациях и т.д., что обуславливает необходимость дифференциации обучения для повышения эффективности подготовки по предлагаемому курсу [6];

3) повышение квалификации, как процесс совершенствования профессиональных качеств учителя, опирается на уже сформировавшуюся готовность к саморазвитию профессиональной образовательной активности педагога в вопросах обеспечения информационной безопасности подрастающего поколения. Следствием этого является обучение и продвижение по индивидуальной образовательной траектории во время курсов повышения квалификации на основе развития самообразовательной деятельности в период курсовой подготовки и в послекурсовой период.

В результате освоения курса у учителей информатики и ИКТ должны быть сформированы общее представление о современных концепциях информационной безопасности личности обучающихся, навыки защиты персональных данных участников образовательного процесса, владения различными методами защиты детей от вредоносной информации, приобретение практических умений работы с современными аппаратными и программными средствами для организации безопасной информационно-образовательной среды образовательной организации. 

Учитывая особенности работы с взрослой аудиторией, изложение теоретического материала предполагается в такой форме, когда слушатели в ходе лекций и практических занятий будут делать логические выводы о его сущности, адаптировать его содержание к собственной практике и апробировать полученные умения в условиях тренингов, практических действиях и т.д. Для реализации вышеобозначенного курса предлагается использовать все многообразие традиционных и нетрадиционных форм и методов учебной работы: лекции; семинары; лабораторные занятия, тренинги; ознакомление с передовым опытом преподавания; изучение новых программных систем и продуктов в форме мастер-классов; моделирование и анализ ситуаций; работа в малых группах; консультации; индивидуальные занятия и все другие формы, направленные на получение опыта практического применения средств и методов защиты для обеспечения информационной безопасности обучающихся.

Для проведения лабораторно-практических занятий и организации самостоятельной работы слушателей курсов используются технологии электронного обучения, средства информационных и коммуникационных технологий (видеолекции, чаты, форумы, дискуссии в LMS Moodle).

Полагаем, что не только курс повышения квалификации, а комплексный подход, базирующийся на создании безопасной информационно-образовательной среды образовательной организации, подготовке компетентных педагогов и постоянной работе по психолого-педагогическому сопровождению информационно-психологической безопасности в каждой школе способен обеспечить условия информационной защиты, а в конечном итоге и национальной безопасности подрастающего поколения.

Таким образом, решение проблемы информационной безопасности подрастающего поколения видится нам в формировании культуры информационной безопасности, повышении квалификации работающих педагогов и организации безопасной информационно-образовательной среды образовательных организаций [6]. В тоже время, данный перечень мер и направлений не является исчерпывающим, так как современные вызовы и угрозы общества массовой коммуникации и глобализации не позволяют полностью разрешить проблему информационной безопасности детей, а только снизить ее последствия.

ЛИТЕРАТУРА:

  1.   Богатырева Ю.И. Информационная безопасность школьников в образовательной среде: теория и практика высшей школы (монография) / Ю.И. Богатырева. — Тула: ТулГУ, 2013. – 160 с.
  2. Васильева О.Ю. рассказала о мерах по обеспечению безопасности развития детей в информационном пространстве в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации РФ [Электр. ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/9917 (дата обращения 12.05.2018)
  3. Привалов, А.Н. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса [Текст] /А.Н. Привалов, Ю.И. Богатырева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки – Тула, 2012. Выпуск 3. — С. 427-431.
  4. Детство у экранов // Дети в информационном обществе №1 (29), 2018 [Электр. ресурс] URL: http://detionline.com/journal/numbers/29 (дата обращения 12.04.2019)
  5. Козлов О.А. Злоупотребление подростками социальными сетями как одна из угроз развития информационного общества / Л.В. Арчакова, О.А. Козлов // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученыхМатериалы ХI Международной научной конференции. Ответственный редактор А.А. Червова. 2018. — С. 158-159.
  6. Богатырева, Ю.И. Методическая система непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров в области информационной безопасности: концепция / Ю.И. Богатырева, О.А. Козлов, В.П. Поляков, А.Н. Привалов // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография. Уфа: Аэтерна, 2017. — С. 27–47.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
В.С. Сарьян
В.С. Сарьян

Спасибо за статью! Проблема информационной безопасности в настоящее время актуальна. Этот курс будет действительно полезен как преподавателям, так и студентам. Очень подробно расписана практическая составляющая курса. Единственное, хотелось бы узнать, как осуществляется запись на курсы.