ЛОГИКА ВНЕДРЕНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ЛОГИКА ВНЕДРЕНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Федосеев Андрей Алексеевич,
кандидат технических наук,
ведущий научный сотрудник,
Федеральный исследовательский центр
«Информатика и управление»
Российской академии наук

Аннотация: рассмотрена логика перехода от традиционного к смешанному обучению. При этом сделаны однозначные выводы о целях и способах реализации такого перехода, включая принцип «новых задач» Глушкова, комплектацию заданий и метод перевернутого урока.

Ключевые слова: обучение, смешанное обучение, чанк.

Когда речь заходит об использовании цифровой образовательной среды в учебном заведении, следует понимать, что при этом предполагается осуществить то, что называется смешанным обучением. Наиболее полное и обстоятельное определение смешанного обучения впервые сделано в майском 2012 г. отчете американского некоммерческого инновационного института Innosight Institute (ныне Clayton Christensen Institute for Disruptive Innovation) под названием «Classifying K-12 Blended Learning» [4]. Это определение гласит (в переводе автора): cмешанное обучение – метод обучения, при котором учащийся получает, по крайней мере, часть учебного материала и инструкций по овладению им онлайн с возможностью частичного самостоятельного контроля относительно времени, места, траектории и темпа занятий и, по крайней мере, часть – очно, под управлением учителя в специализированном помещении вне дома. Очевидно, что внедрение смешанного обучения потребует существенной ломки существующего учебного процесса. Поэтому совершенно нелишним будет задаться вопросом о цели это серьезного преобразования. Зачем это делать? Какой выход предполагается получить? И здесь весьма уместным будет анализ того, чем именно не может нас удовлетворить существующий учебный процесс. Какую задачу следует решить с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), чтобы оправдать затраты на их внедрение в учебную практику. Или, иными словами, какие части учебного процесса не удается реализовать без средств ИКТ. Очевидно, что не имеет смысла огород городить для простого повторения на автоматизированном уровне того, с чем школа справляется и традиционным способом. Академик Виктор Михайлович Глушков [1] сформулировал это в виде принципа новых задач: автоматизация не будет успешной, если при этом не будут решаться задачи, которые не решались традиционным способом до автоматизации. Так что же в современном учебном процессе не может нас устроить?

Ответ известен. Это неполнота реализованного в современной школе учебного процесса; отсутствие в нем этапа обучения [2]. Поскольку этот этап принципиально индивидуальный и циклический, школа, с ее учебными планами и расписанием, не может полноценно вмесить в себя эту часть учебного процесса. На практике она отдается, с большими или меньшим успехом, родственникам учащихся или репетиторам. Некоторые передовые учителя находят возможности для частичной реализации этой работы вне расписаний, тратя на это свое личное время, но такое положения нельзя признать системным. Проблема остается. Учащиеся, не прошедшие этапа обучения, получают пробелы в необходимых по программе знаниях, не могут в должной мере воспринять последующий учебный материал, постепенно переходят в разряд отстающих, теряют интерес к учебе со всеми вытекающими последствиями. По-видимому, возвращение в школу этапа обучения и является той новой задачей, которая может оправдать широкое использование средств ИКТ в учебном процессе в виде смешанного обучения.

В последнее время осуществлено множество исследований, в которых обоснованы особенности подачи учебного материала и процедур по его усвоению при электронном или смешанном обучении. Результаты этих исследований проанализированы и обобщены в [3]. Суть особенностей сводится к тому, что предъявляемый учащимся за один урок учебный материал должен состоять не менее, чем из трех, и не более, чем из пяти чанков, а комплект учебных заданий должен (при правильном выполнении заданий) гарантировать усвоение учащимся учебного материала. Рассмотрим, что все это означает. Прежде всего – чанк. Чанк это то имя, под которым в памяти человека хранится некоторое знание. Например, при изучении равномерного прямолинейного движения устанавливается связь между пройденным путем, скоростью и временем движения. При этом каждое из этих понятий является чанком. Мы помним определения или понимаем, что такое в данном случае пройденный путь, скорость и время. Связь между ними после усвоения материала также станет чанком, но уже комплексным, соединяющим три понятия. Тогда при решении задач на движение, упоминание в условии равномерного прямолинейного движения вызовет из памяти учащегося соответствующую связь между тремя понятиями. По мере изучения предмета чанки становятся все более сложными. Законы движения объединяются в общий чанк «кинематика», который впоследствии стане частью более общего чанка «физика». Итак в порции единовременно предъявляемого учебного материала содержится от трех до пяти чанков. А комплект заданий должен содержать столько различных по качеству заданий, чтобы правильное их выполнение свидетельствовало о том, что материал усвоен. В комплекте должны быть задания на понимание каждого нового элемента (чанка) учебного материала, на связи между ними, а также между ними и уже известными чанками во всех имеющих в данной ситуации комбинациях. Тогда неправильно выполненные задания свидетельствуют о тех фрагментах учебного материала, которые были неправильно поняты (или не поняты совсем). Это позволяет вернуть учащегося к этим фрагментам и снова предложить ему выполнить задания (несколько измененные, чтобы не возникло искушения давать механические ответы, основанные на предыдущих выполнениях заданий). При повторных неправильностях в выполнении заданий, учащемуся должны быть предъявлены (заранее заготовленные) более подробно и примитивно изложенные фрагменты учебного материала.

Это и есть алгоритм реализации этапа обучения. Поскольку время и количество циклов выполнения заданий для каждого учащегося заранее не известны, то смешанное обучение должно быть реализовано методом перевернутого урока, при котором наиболее полно реализуются условия контроля времени, места, траектории и темпа занятий каждым учащимся. Таким образом, задав целью внедрения смешанного обучения полное усвоение учебного материала всеми учащимися (что равнозначно реализации полного дидактического цикла, включая этап обучения), удалось определить функционал цифровых образовательных ресурсов (электронных учебников), способных этой цели достичь.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Глушков В. М. Введение в АСУ. Киев, Техника, 1974, 320 с.
  2. Писарев В. Е., Писарева Т. Е. Теория педагогики. Воронеж, «КВАРТА», 2009, 611 с.
  3. Федосеев А. А. К вопросу об уменьшении объема порций учебного материала при электронном обучении / Информатика и ее применения. 2016, т. 10, Вып. 3, с. 105-110.
  4. Staker H. C., Horn M. B. Classifying K-12 Blended Learning: http://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blended-learning.pdf
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Юлия Кузьменко
Юлия Кузьменко

Добрый день, Андрей Алексеевич.
Интересная и актуальная статья, СПАСИБО. Заставляет задуматься … «неполнота реализованного в современной школе учебного процесса..отсутствие в нем этапа обучения». Мне кажется, столь резкое высказывание может стать аргументом к включению дополнительных ресурсов для ликвидации индивидуальных пробелов, в том числе и средствами ИКТ, но в общем виде вызывает сомнение. «Возвращение в школу этапа обучения» за счет личного времени учителя и/или использования смешанного обучения — все это требует доп.усилий. На Ваш взгляд, какие есть удачные наработки применения смешанного образования внедрения смешанного обучения в начальной школе и где их можно найти?

Андрей Алексеевич Федосеев
Андрей Алексеевич Федосеев

Юлия, спасибо за Ваш комментарий. Это не мое «резкое высказывание». Это вывод из Теории педагогики Писаревых, ссылка на которую есть в статье. У них в книге выражения еще более резкие. Речь и идет как раз о том, что средства ИКТ позволяют вернуть этап обучения в школу, не нагружая учителя дополнительно. А поскольку смешанное обучение методом перевернутого урока в значительной степени освобождает учителя, то у него может найтись время для участия в этапе обучения. На мой взгляд, единственной удачной разработкой в этом направлении является Академия Салмона Хана. У нас же я не находил публикаций, направленных на реализацию этапа обучения хоть в… Read more »

магистрант 10
магистрант 10

Добрый день! Спасибо большое за статью!
Скажите пожалуйста, на Ваш взгляд, смешанное обучение оказывает положительное влияние на обучающихся с низкой мотивацией?