ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Белоконова Светлана Сергеевна,
кандидат технических наук, доцент,
Таганрогский институт
имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), Таганрог
Назарова Валерия Вадимовна,
магистрант, Таганрогский институт
имени А.П. Чехова (филиал)
РГЭУ (РИНХ), Таганрог

Аннотация: Современный образовательный процесс включает в себя ряд инновационных средств, методик обучения и образовательных технологий. В данной статье рассматриваются возможности внедрения QR-кода в образовательный процесс.

Ключевые слова: QR-код, образовательная среда, матичный штрихкод, двумерный штрихкод, мобильное обучение.

В настоящее время образовательный процесс трансформируется под влиянием такого тренда как мобильное обучение – обучение при помощи гаджетов и смартфонов. Образовательные приложения, платформы, онлайн-курсы, вебинары, веб-квесты органично вплетаются в современный учебный процесс и становятся неотъемлемой его частью. Сегодня среди многообразия возможных средств отдельно можно выделить использование QR-кода в урочной и внеурочной учебной деятельности.

Под QR-кодом понимают двумерный штрихкод или иными словами матричный код, который предоставляет собой закодированную информацию для быстрого распознавания при помощи камеры смартфона. Он был разработан и представлен японской компанией Denso-Wave в 1994 году. Первоначально QR-код был предназначен для японской автомобильной промышленности, затем его популярность настолько возросла, что он стал широко использоваться и в других сферах: логистике, туризме и даже в образовании.

Основной задачей QR-кода является хранение большого объема данных при маленькой площади их размещения. Визуально он выглядит как черно-белые квадраты. В отличие от обычного штрихкода, QR-код не сканируется тонким лучом, а считывается камерой смартфона или специальным датчиком.

QR-код можно включить как в урочную, так и во внеурочную деятельности. Возможности использования QR-кода в образовательном процессе таковы:

  • Преподаватель может закодировать домашнее задание для каждого обучающегося или для группы, тем самым индивидуализировать процесс обучения и исключить возможность списывания.
  • Преподаватель может закодировать подсказки для решения стандартных задач (в качестве примера можно обратиться к сервису Slackmath, который содержит QR-коды с видеоинструкцией по решению задач по алгебре и геометрии). Такие подсказки можно разместить на сайте преподавателя или распечатать и вклеить в рабочие тетради.
  • Преподаватель может создать QR-викторину при помощи сервиса QR Treasure Hunt Generator, а затем распечатанные QR-коды расположить в классе.
  • При создании проектов преподаватель может предложить обучающимся отобразить какую-то часть информации в виде QR-кода, например, вместо стандартного списка литературы или мультимедийных ссылок расположить в работе их QR-коды.
  • Преподаватель может организовать QR-экскурсию: QR-коды могут содержать ссылки на фотоальбомы, аудио или видео.
  • Преподаватель может создать интерактивный рассказ с использованием QR-кодов самостоятельно или совместно с учениками. Повествование рассказа будет иметь разные ответвления, как в компьютерной игре: например, «отсканируйте код 1, чтобы …» и так далее.
  • Преподаватель может закодировать при помощи QR –кодов объявления, расписание занятий, плакаты.
  • Преподаватель может разместить QR-коды со ссылками на дополнительные учебные материалы на информационных стендах.
  • Преподаватель может составить тестовые задания при помощи QR-кодов на сервисе ClassTools.net.
  • Преподаватель может составить онлайн-опрос при помощи QR-кодов на сервисе Mentimeler.

Таким образом, преподаватель может значительно разнообразить учебный процесс при помощи QR-кодов. Следовательно, включение QR-кодов в образовательный процесс позволяет достичь ряд учебных целей:

  • внедрить использование электронных ресурсов на уроке;
  • усилить мотивацию обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности;
  • повысить общую техническую грамотность.

Для того, чтобы включить QR-код в образовательный процесс, преподавателю необходимо дать вводную информацию обучающимся: познакомить с историей создания QR-кода, сервисами-генераторами, способами расшифровки, а также рассказать о возможных видах учебной деятельности с использованием данного кода. Преподаватель может рекомендовать ученикам использовать следующие сервисы генераторы и расшифровщики:

  • Visualead (http://www.visualead.com/qr-code-generator);
  • QR coder (http://www.qrcoder.ru);
  • QRMania (http://www.colorqrcode.ru);
  • ColorQrCode (http://www.colorqrcode.ru);
  • Reader Kaiwa (http://faq.kaywa.com/kaywa-qr-code-reader-apps/better-data-with-the-ad-free-kaywa-reader/);
  • Neoreader (https://itunes.apple.com/us/app/neoreader/id284973754?mt=8)$
  • QR Droid (https://play.google.com/store/apps/details?id=la.droid.qr&feature=search_result);
  • QReader (http://dansl.net/qrreader/).

Таким образом, QR-код постепенно внедряется в образовательный процесс в качестве инновационного образовательного средства.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баданов А.Г. «QR coder». Интерактивности — Web-сервисы для образования. URL: https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/qr-coder. (дата обращения 23.01.16).
  2. Бурлуцкая Н.А. QR-коды как средство повышения мотивации обучения // Наука и перспективы. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/qr-kody-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-obucheniya (дата обращения: 12.04.2019).
  3. Куличкина Алина Елизаровна Использование QR-кода как средства повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка // Academy. 2017. №3 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-qr-koda-kak-sredstva-povysheniya-motivatsii-obuchayuschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 12.04.2019).
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
учитель начальных классов
учитель начальных классов

Добрый день! Спасибо за интересный и полезный материал. Подскажите, пожалуйста, с какого класса целесообразно внедрять данное образовательное средство?

В.В. Назарова
В.В. Назарова

Добрый день! Данную образовательную технологию можно внедрить и в начальных классах (я вижу по нику, что Вы преподаватель именно начальных классов). Единственный момент, который стоит учесть: для начала детям объяснить историю QR кода и как им пользоваться, желательно в игровой форме. Так как в младших классах не все дети способны самостоятельно скачать приложение для распознавания QR кода, можно поделиться ссылкой с родителями. Однако могу заметить, что на практике в начальных классах дети могут и сами скачать, они же качают моб. игры из Google Play. Как использовать? Можно дать креативное задание, даже попросить считать коды с продуктов в супермаркете. Только надо… Read more »

В.В. Назарова
В.В. Назарова

Дополнение: конечно, в более старших классах, хотя бы начиная с 7 или 8, данная образовательная технология может использоваться гораздо шире. Особенно это актуально будет для кружка по информатике или введения нового формата в занятия — копировать ответы, расписание, домашнее задание (думаю, что дети оценят креативный подход).