ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУР СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ И ПРОЦЕНТЫ» В 6-ОМ КЛАССЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУР СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ И ПРОЦЕНТЫ» В 6-ОМ КЛАССЕ

Терских Александра Петровна,
учитель математики, магистрант
Приамурский государственный университет
имени Шолом-Алейхема

Аннотация: Сингапурская технология обучения относится к одному из самых мощных инструментов получения новых знаний по предмету и многостороннему развитию способностей учащихся. Однако не так много учителей используют в своей работе эту технологию. В работе представлен план-конспект урока по математике с использованием сингапурских обучающих структур.

Ключевые слова: сингапурская методика, сингапурские обучающие структуры, математика, результаты обучения.

Образовательная система Сингапура уникальна, по оценкам специалистов, ее называют одной из лучших в мире. «Думающая школа – обучающаяся нация» – таков девиз системы образования в Сингапуре. Весь образовательный процесс направлен на воспитание открытых миру лидеров, способных работать в команде. Основной целью развития образовательной системы в Сингапуре является создание стимулирующей среды, которая мотивировала бы каждого человека учиться на протяжении всей жизни, получать новые знания, осваивать современные технологии [3].

Основное отличие от традиционного обучения, заключается в том, что учитель уже не выступает в роле единственного источника знаний в классе, диктующего всем, что и как делать. В сингапурской методике во время урока задействован весь класс, каждый ученик.

Парты в классе отходят лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Ученики сидят за столами по 4 человека – это одна команда. Таким образом, у каждого в команде есть партнер по плечу (shoulder partner) и партнер по лицу — сидит напротив (face partner), есть, кому контролировать и с кем соревноваться. Учитель управляет классом с помощью коврика управления (Manage Mat), который лежит в центре стола. Все члены команды равны, все должны чувствовать себя уверенно и не бояться допустить ошибки. Состав команды может меняться за урок несколько раз, в зависимости от решаемых задач. Просто «отсидеться» на таком уроке ни у кого не получится.

Сама сингапурская методика (или технология обучения) выглядит как набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых каждый учитель как из конструктора собирает свой урок. При этом каждую структуру можно заменить другой. Всего насчитывается около 250 подобных структур, их все легко можно найти в сети Интернет и детально изучить каждую.

Применение сингапурских обучающих структур позволяет переосмыслить учебный процесс, при котором центром класса становится ученик, а не учитель. Во время урока дети, прежде всего, учатся самостоятельно добывать новые знания. Каждый обучающийся по очереди играет роль учителя и ученика, педагог осуществляет командную или индивидуальную проверку, слушая по очереди одного из представителей команды, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.

Значительное внимание уделяется формированию прочной, терпеливой и заботливой команды класса, где каждый может слышать, слушать и поддерживать своего партнёра. Поэтому методика позволяет развивать в ученике коммуникацию, сотрудничество, критическое мышление, креативность – такие необходимые качества в современном мире.

Сингапурская методика не требует изменения хода всего урока, достаточно включить в урок одну-две структуры и урок станет интереснее.

Российские учителя начальных классов уже применяют различные структуры сингапурской методики на своих уроках [см., например 1,4]. Включают некоторые сингапурские структуры в свои уроки и учителя-предметники, например в уроки по математике [2,5]. Активно сотрудничает с Сингапуром Республика Татарстан, где сингапурские обучающие структуры реализуются в общеобразовательных школах с 2013 года [3]. Однако в других регионах учителя-предметники не так часто пользуются на своих уроках технологиями этой системы. Хотя включение обучающих структур сингапурской методики позволяет значительно повысить эффективность урока: развивает у учеников интерес к обучению и творчеству, побуждает их к более глубокому познанию предмета и развивает креативное мышление.

Я стараюсь на каждом своем уроке использовать различные структуры сингапурской методики. Ниже представлен конспект урока математики по теме «Десятичные дроби и проценты» для 6-го класса. Впервые данный урок был проведен мною в рамках регионального конкурса «Учитель года Еврейской автономной области-2016».

Урок включает в себя групповую и индивидуальную работу. На уроке используются следующие обучающие структуры сингапурской методики:

  • КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси-опроси-обменяйся карточками» – ВХОДНОЙ БИЛЕТ.
  • КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ – «связать-расширить-продумать» – ЗАДАЧИ НА АКТУАЛИЗАЦИЮ.
  • ДЖОТ ТОСТ – «запишите мысль» – ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ.
  • ТИК-ТЭК-ТОУ – «крестики-нолики» – ЭТАЛОН.
  • СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – «одновременный раунд тэйбл» – ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ.
  • КЛОК БАДДИС — «друзья по времени» — Мини-проекты.
  • КОНЭРС – «углы» – РЕФЛЕКСИЯ.

Конспект урока математики в 6-м классе по теме «Десятичные дроби и проценты»

Автор учебника: С.М. Никольский
Тема: «Скидки».
Цели урока:

  • Личностная: формирование коммуникативной и информационной компетентности.
  • Метапредметная: формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры.
  • Предметная: формирование представления о видах задач на проценты и способах их решения.

Задачи:

  • Сформировать умение решать задачи на проценты, используя умножение и деление на десятичную дробь;
  • Способствовать овладению навыками креативного и критического мышления при решении задач из практики;
  • Продолжить формирование умения работать в группе.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока.
Подготовительный этап (рассадка по группам)

 

Структура
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД

Здравствуйте ребята. Сегодня, перед тем как вы займете места за столами, каждый из вас получает «билетик», согласно которому, вы пройдете за выбранную вами парту.

Варианты «билетиков» представлены в таблице:

 Посмотрите внимательно на ваш билет и определите, в какую группу вам следует пройти, займите любое понравившееся вам место за соответствующим столом: «Правильные дроби», «Неправильные дроби», «Десятичные дроби», «Смешанные дроби», «Целые числа», «Проценты». У нас получилось 6 групп по 5 человек.

Организационный момент Итак, еще раз здравствуйте, ребята! Я надеюсь на плодотворную совместную работу на сегодняшнем уроке математики. Улыбнитесь друг другу, соседу напротив, справа, слева. Начинаем наш урок. Нашу работу сегодня на уроке мы организуем в группах. Обратите внимание, на столе лежат коврики с цифрами, эти цифры соответствуют вашим номерам в группе (каждое место за столом имеет свой номер).

Давайте прорепетируем, поднимите руки первые номера, вторые, третьи, четвертые и пятые. Запомните каждый свой номер и будьте внимательны весь урок, в любой момент времени я могу спросить любой номер из любой группы.

У нас образовались 6 групп, аргументируйте мне выбор вами соответствующей группы, дайте определение соответствующим числам.

Мотивация Ребята обратите внимание на доску. Прочитайте про себя цитату.

«Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила коллективного и дружного труда».
М. Горький

Что, по вашему мнению, она означает? Подходит ли она к нашему сегодняшнему уроку?

Определение темы урока Обратите внимание на слайд и ответьте мне на вопрос, с каким понятием связаны все эти иллюстрации?

Что предоставляют нам продавцы на товары в дни грандиозных распродаж? Правильно, скидки.

Итак, тема сегодняшнего урока «Скидки».

Подумайте 10 секунд в группах и ответьте на вопрос: «С каким математическим термином связано понятие скидка?» (процент). Первые номера дают ответ.

Какие действия вы уже можете выполнять с процентами? (переводить проценты в десятичные дроби и обратно).

Актуализация

 

Структура
КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ

Предлагаю вам выполнить задания для повторения материала. Внимание на слайд (работа в своих индивидуальных рабочих листах).

Задание № 1.
Установите соответствие (соедините линией) между дробью, записью и процентом:
½                   половина                  1%
1/10               четверть                    25%
0,01               десятая часть            50%
0,25               сотая часть               10%

Задание № 2.
Представьте проценты в виде десятичной дроби.
3% = …
70% = …
65% = …
100% = …

Хорошо молодцы вспомнили.

Постановка проблемы

(пробное действие, для выявления затруднения)

 

Структура
 ДЖОТ ТОСТ

На столе у каждой группы лежит карточка с задачей (1-я,3-я,5-я группы – задача №1 на нахождение процента от числа, 2-я,4-я,6-я группы – задача №2 нахождение числа по его проценту).

Задача №1. Найдите скидку 27% от 3600 рублей.

Задача №2. Найдите цену товара, если скидка на него 15% составила 930 рублей.
(В течение 20 сек. учащиеся анализируют задачу, обмениваются своими мнениями в группе по ее решению.)

Какие возникли затруднения при решении задачи?
С чем они связаны? Какой вид задачи вы разбирали?

Исходя из возникших затруднений, какие цели деятельности на урок мы можем поставить перед собой? (учитель корректирует предложенные цели).

Проект выхода из затруднения

Создание эталонов

 

Структура
 ДЖОТ ТОСТ

 

Структура
ТИК-ТЭК-ТОУ

 

Структура
СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ

Для решения задачи давайте составим проект выхода из затруднения (проговаривание эталона, сообщение своих эталонов по очереди в группе по хлопку через 20 секунд).

Номер 5 озвучивает групповой проект.

А теперь составьте эталон решения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали в таблице:

разделить перевести число
перевести десятичная дробь процент
умножить процент число

Чтобы найти процент от числа, надо:

  1. Перевести процент в десятичную дробь;
  2. Умножить число на десятичную дробь.

Чтобы найти число по его проценту, надо:

  1. Перевести процент в десятичную дробь;
  2. Разделить число на десятичную дробь.

Номер 4 озвучивает эталон решения. Запишите выводы в рабочие листы.

Упражнение «Плечом к плечу».
Задание на закрепление. Каждый из участников команды выполняет задание на карточке, получает ответ, записывает в ячейку и передает карточку по стрелке на коврике. На выполнение каждого задания дается 30 секунд, меняются по хлопку, на последнем действии карточка возвращается владельцу.

Проверка ответа (должно получиться 2016), подводится итог упражнения. В случае ошибочного ответа, команде нужно найти ошибку дома.

Выполнение мини проектов

 

Структура
КЛОК БАДДИС

Учащимся выдаются: задача, товар, ценники. После выполнения проекта на доске создается витрина товаров со скидкой.

  1. Сотовый телефон.
  2. Планшет;
  3. Наушники;
  4. Игровая мышь;
  5. МР3 плеер;
  6. Нетбук.

Задачи.

  1. На распродаже скидка на новый смартфон – 25%, что составляет 8200 рублей. Найдите первоначальную стоимость смартфона.
  2. По акции скидка на цифровой фотоаппарат – 15%, что составляет 5400 рублей. Найдите первоначальную стоимость фотоаппарата.
  3. По акции скидка на беспроводные наушники – 30%, что составляет 1170 рублей. Найдите первоначальную стоимость наушников.
  4. В магазине объявлена скидка на нетбуки модели Z — 8%, что составляет 1200 рублей, Какова первоначальная стоимость нетбука?
  5. В магазине объявлена скидка на MP3 плееры модели NZ — 14%, что составляет 210 рублей, Какова первоначальная стоимость MP3плеера?
  6. В магазине объявлена скидка на игровую мышь   модели DS — 20%, что составляет 1200 рублей, Какова первоначальная стоимость мыши?

Решения.

  1. 8200:0,25=32800 (руб.) – цена смартфона;
  2. 5400:0,15=36000 (руб.) – цена фотоаппарата;
  3. 1170:0,3=3900 (руб.) – цена наушников;
  4. 1200:0,08=15000 (руб.) – цена нетбука;
  5. 210:0,14=1500 (руб.) – цена плеера;
  6. 1200:0,2=6000 (руб.) – цена мыши.
Подведение итогов урока, рефлексия

 

Структура
КОНЭРС

Прочитайте высказывания известных людей. Обсудите их в группах.

«Невозможно все знать».
Гораций

«Я знаю немного, но то, что знаю, — знаю хорошо».
Абу-лъ-Фарадж

«Как приятно знать, что ты что-то узнал!»
Мольер

«Я знаю, что ничего не знаю».
Сократ

Поднимите листок того цвета, на котором находится выбранная вышей группой цитата.

Домашнее задание Составить две практические задачи (из жизни) на проценты, привести их решение.

Урок, с использованием сингапурских обучающих структур, позволяет развивать навыки эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, вырабатывает чувство ответственности у каждого члена группы за конечный результат. При работе в командах, когда все участники процесса активны, им весело и информация запоминается легко, повышается мотивация к изучаемому предмету, что ведет к более эффективному усвоению школьниками курса математики. Кроме того, эта технология позволяет прививать навыки критического и креативного мышления для нахождения решения тех задач, с которыми учащимся придется столкнуться в жизни. Таким образом, если используется сингапурская методика обучения, то образование становится практикой для жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агафонова С.М. Повышение качества обучения младших школьников при использовании обучающих структур сингапурской методики // В сборнике: Педагогические проблемы в образовании: теория и практика. 2016. С. 10-13.
  2. Аубекерова Р.Р. Активные формы работы с учащимися на уроках естественно-математического цикла с использованием сингапурской методики // Актуальные проблемы современного образования. 2018. № 24. С. 12-18.
  3. Галиахметова А.Т. Интеграция сингапурских обучающих структур и современных педагогических технологий в образовательной организации // Вестник КГЭУ. 2017. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-singapurskih-obuchayuschih-struktur-i-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologiy-v-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 12.04.2019).
  4. Мокрополова И.Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников // В сборнике: Инновационные педагогические технологии Материалы Международной научной конференции. 2014. С. 186-188.
  5. Юнусова Г.Н. Сингапурская методика обучения как средство мотивации к учебной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы физико-математического образования. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 173-175.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
М.В. Егупова
М.В. Егупова

Уважаемая Александра Петровна! Благодарю за интересную и содержательную статью.
Прошу Вас пояснить, как Вы проверили, что предлагаемая методика способствует «более эффективному усвоению школьниками курса математики» по изученной теме? Сколько времени заняла у Вас подготовка к такому уроку? Удается ли Вам соблюдать рекомендованную рассадку «лучами» в классе?

Терских А.П.
Терских А.П.

Здравствуйте. Спасибо за интерес, проявленный к моей работе.
Ранее эти темы я преподавала, не используя данную методику. Наблюдая за учениками, сравнивая результаты и темп их работы, убедилась, что этот способ объяснения нового материала более эффективен.
Время на подготовку к такому уроку уходит, конечно, больше, чем к обычному. Но цель оправдывает средства.
А парты расположила «лучами» следующим образом: соединила по две и поставила по диагонали от меня, тогда никто не сидит спиной к учителю.

М.В. Егупова
М.В. Егупова

Благодарю за ответ!