ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Сорокина Татьяна Евгеньевна,
ГБОУ Школа № 1547,
Московский педагогический
государственный университет

Аннотация: В статье рассмотрены подходы к организации проектной и исследовательской деятельности учеников основной школы, которые помогают десятиклассникам в работе над индивидуальными проектами в старшей школе. В работе представлены инструменты, которые могут использовать школьники при планировании своей работы над проектом, при взаимодействии с руководителем в процессе работы.

Ключевые слова: индивидуальный проект, ФГОС СОО, QR-код, планирование, ментальные карты, совместный доступ, управление коммуникациями.

В последнее время всё большее внимание уделяется школьным ученическим проектам. Существует огромное количество конкурсов ученических проектных и исследовательских работ разного уровня, где у школьников есть возможность представить результаты своей работы. Это и городские конкурсы от ГМЦ ДОНМ (http://konkurs.mosmetod.ru/ ), Темоцентра (https://temocenter.ru/deyatelnost/konkursy.html), конкурсы в рамках проекта Школы Новых Технологий (ШНТ http://snt.mos.ru/konkurs/vse-proekty.html), городская конкурсная программа «Новые вершины» от  Московского дворца пионеров на Воробьёвых горах (http://новыевершины.рф/), Московский Городской конкурс исследовательских и проектных работ (http://mgk.olimpiada.ru/), участники третьего этапа которого могут принять участие во Всероссийском конкурсе проектных работ школьников «Большие вызовы», проходящем в образовательном центре «Сириус» г. Сочи (https://konkurs.sochisirius.ru/#directions) и многие другие.

Увеличение количества конкурсов проектных работ разного уровня  продиктовано временем и вполне объяснимо. Во-первых, результаты одного из масшабных исследований последнего времени по созданию Атласа новых профессий (http://atlas100.ru/), совместно проведенного Агенством стратегических инициатив и московской школой управления «Сколково», свидетельствует о том, что в ближайшем будущем умение проектировать будет одним из наиболее востребованных. Дополнительным подтверждением востребованности рассматриваемой темы является и тот факт, что тема «Управление проектами» включена в состав серии уроков Всероссийского проекта «Урок цифры», разработанного ведущими российскими ИТ-компаниями при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Во-вторых, в соответствии с Федеральным государственным стандартом для старшей школы (ФГОС СОО), обучающийся выполняет «самостоятельно под под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов».[3]

Обучение технологии проектной деятельности — это длительный процесс, протекающий на всех уровнях образования.

Процесс знакомства с технологией проектной деятельности в ГБОУ Школа № 1547 организован системно на всех уровнях образования. Оставим за рамками нашего рассмотрения ступени дошкольного и начального образования.

Рассмотрим некоторые особенности организации обучения технологии проектной деятельности на уровне основного и среднего образования, связанные с использованием информационных технологий.

В нашей школе последние пять лет ученики 5 класса приобретают опыт проектной и исследовательской деятельности в программной среде Scratch.[1] На этапе знакомства с возможностями программной среды происходит формирование исследовательских навыков, когда выставление разных числовых значений в командах приводит к различным визуальным результатам. Например, исполнитель может перемещаться быстрее или медленнее в зависимости от указанного количества шагов. После знакомства с основными возможностями программной среды школьники создают свои мини-проекты. На этом этапе происходит знакомство с такими понятиями проектирования как планирование,  работа в условиях ограничения ресурсов, разработка продукта за ограниченное время — урок. Значительное внимание уделяется планированию, на этом этапе пятиклассники изображают план работы на оси времени в тетради, распределяя работу исполнителей.[6] Технологические особенности обучения проектированию в 5 классе содержатся в «Практикуме по программированию в среде Scratch».[4]

Навыки исследования и проектирования продолжаем развивать при обучении в 6 классе с использованием среды Scratch, а затем и при изучении библиотеки Turtle Graphics языка программирования Python.

Начиная с 2015-2016 учебного года разработан авторский программный модуль «Технология проектной деятельности», рассчитанный на  17 часов для обучения в 7 классе.[5] Результатом обучения по программе модуля является защита проектной или исследовательской работы. Уже после первого года обучения было защищено 62 ученические работы. Уровень работ был очень разным, но все ребята выполнили полный цикл работы над проектом от выявления проблемы до получения продукта и представления своей работы на школьной ученической конференции. При планировании работы в рамках ученического проекта были использованы электронные таблицы (LibreOffice Calc). Это вполне доступный семиклассникам инструмент, с помощью которого можно организовать управление временем при работе над проектом. Для каждого этапа работы каждый ученик определял примерное необходимое время, фиксировал в соответствующей ячейке дату окончания работы над определённым этапом. В одной из ячеек использовалась формула СЕГОДНЯ(), которая показывает текущую дату. В столбце, где отображалось количество дней, оставшееся до наступления крайнего срока выполнения работы, вычислялась разница между временем окончания работы и текущей датой. Таким образом, у каждого ученика была возможность видеть в любой день текущее состояние оставшегося времени для выполнения этапов проекта.

Сегодняшние десятиклассники — это ученики, первыми освоившие технологию проектной деятельности в 7 классе. Именно они в текущем учебном году выполняют работу над индивидуальными проектами в старшей школе.

Подходит к завершению работа десятиклассников на проектами и исследованиями, и можно рассмотреть некоторые инструменты, использование которых помогает в планировании работы, а также в организации взаимодействия с руководителем.[2]

Первый инструмент, о котором хотелось бы упомянуть — это ментальные карты. Сервисов для создания ментальных карт достаточно много, ученики использовали в основном coggle (https://coggle.it/). Дружелюбный интерфейс, простота использования, наличие трёх бесплатных ментальных карт, отсутствие необходимости установки программы — это основные причины выбора данного онлайн сервиса. С помощью ментальных карт очень удобно визуализировать структуру будущей работы, поэтому они использовались на этапе защиты темы будущего индивидуального проекта.[7]

Второй инструмент, удобный для планирования работы — это trello (https://trello.com). Сервис представляет собой набор инструментов для отслеживания работы по проекту, кроме того предоставляет возможность групповой работы. Именно поэтому trello был использован для взаимодействия руководителя проекта и авторов индивидуальных проектов, для каждого из которых организована своя доска с выделением этапов с различным статусом работы —  тех этапов, которые нужно выполнить, этапов, работа над которыми уже ведётся, а также завершенные этапы работы. В любой момент времени ученик может получить консультацию руководителя, а руководитель может видеть текущую ситуацию по работе над проектом. В сервисе возможен обмен ссылками, файлами, изменение статуса этапа работы над проектом — это удобный инструмент для управления командой проекта, организации коммуникаций.[2]

Третий инструмент относится к организации расписания защит проектов. Учитывая, что на защиту каждого индивидуального проекта требуется время, и защиту всех работ невозможно организовать в один день, то возникает проблема в составлении расписания защит в соответствии с доступными датами работы экспертного жюри и готовностью самих работ. Для формирования расписания защит использовался инструмент Google Form, в котором ученикам предлагалось самостоятельно определиться с датой и временем защиты своей работы. Этот инструмент тоже связан с планированием, поскольку выбирая дату защиты из предложенных, ученик самостоятельно планирует окончательное завершение работы над проектом. По мере заполнения информации на конкретную дату, в Google Form появляется QR-код со ссылкой на расписание защит в указанную дату. Поскольку ссылка на Google Form не изменяется, то в любой момент времени, как ученики, так и руководители могут дистанционно получать информацию о текущем состоянии расписания защит индивидуальных проектов.

Все предложенные инструменты показали свою эффективность при использовании в работе над индивидуальными проектами в старшей школе. Следует отметить, что каждый из  предлагаемых инструментов не только помогает в планировании работы, способствует организации коммуникаций при работе над проектами, но и обеспечивает визуализацию информации, что способствует более глубокому освоению технологии проектной деятельности и  повышению мотивации работы над индивидуальным проектом в старшей школе.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Босова Л.Л., Сорокина Т.Е. Методика применения интерактивных сред для обучения младших школьников программированию. // Информатика и образование. – –  №7 — с. 61-68
  2. Елизаров А. Учебный проект в школе: высокий педагогический результат / А. Елизаров, М. Бородин, Н. Самылкина. – М. : Лаборатория знаний, 2019. – 64 с. : ил.
  3. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413_ «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования»
  4. Сорокина Т.Е. Практикуме по программированию в среде Scratch / Сорокина Т.Е., Босова А.Ю. под редакцией Босовой Л.Л. – М. : Лаборатория знаний, 2019. – с. : ил.
  5. Сорокина Т.Е. Системный подход к обучению технологии проектной и исследовательской деятельности в основной школе // Современные информационные технологии в образовании – 2017: Материалы IX XXVIII Международной конференции. – г. Троицк, 26 июня. — 2017. – c. 285-288.
  6. Сорокина Т.Е. Создание мини-проекта «Часы» в программной среде Scratch». // Информатика в школе. – 2017. – №1- с. 13-18
  7. Сорокина Т.Е. Формирование умения планировать работу в процессе обучения школьников проектной деятельности // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении – 2019: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. – г. Череповец, 5 апреля. — 2019. – c.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
В.В. Назарова
В.В. Назарова

Добрый день! Большое спасибо за конкретику, а именно конкретные сервисы для работы. Возможно, помимо упомянутых в статье, учащиеся пользуются еще и иными онлайн сервисами? Например, сервис для создания инфографики, презентаций ( не стандартный пакет Офис)?

Т.Е. Сорокина
Т.Е. Сорокина

Добрый день! Спасибо за вопрос. Со времени написания статьи прошли очередные защиты проектов 10-классников, поэтому могу сказать, что учащиеся используют и другие онлайн сервисы. Например, для создания инфографики используют сервис canva.com, для проектов на основе интерактивных плакатов thinglink.com, для создания приложений по темам предметов learningapps.org. По презентациям пока были защиты, созданные в MS Power Point или LO Impress, но готовится к защите работа в Prezi, ребята знают про сервис Powtoon (https://youtu.be/ii6EmEoiTrw), хотя пока не использовали.