ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Мальцева Елена Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент,
зав. кафедрой педагогики начального и общего образования
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Капралова Анастасия Олеговна,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе. Современный урок математики трудно представить без использования интерактивной доски, мультимедиа презентаций. Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики будет способствовать повышению уровня обученности младших школьников и сформированности их ИКТ-компетентности.

Ключевые слова: младший школьник, информационно-коммуникационные технологии, урок математики, обученность младших школьников, ИКТ-компетентность.

В настоящее время человек окружен таким количеством информации, которое невозможно перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информатизация затрагивает все сферы деятельности человека, в том числе и образовательный процесс.

Современное школьное образование уже трудно представить без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), образующих мультимедийную среду для удобного изложения и активного восприятия информации, повышения мотивации к ее изучению.

Следует отметить, что учителя на уроках часто сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательного активности обучающихся, нежеланием работать самостоятельно. Основной причиной того является  снижение  у учеников интереса к обучению, однообразие уроков. Вместе с тем, еще не все учителя готовы к внедрению информационно-коммуникационных технологий из-за разных причин: отсутствие средств ИКТ, консерватизм учителя и др.

Одной из главных задач общего образования является повышение уровня усвоения школьниками учебного материала, формирование соответствующих умений и навыков  в применении  полученных знаний.  В начальной школе сложно провести урок без привлечения средств наглядности, в связи с этим, у педагогов часто возникают проблемы, связанные с подбором нужного материала и его демонстрацией.  Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает решить данные проблемы и способствует выработке у учащихся умений находить, отбирать нужную информацию, преобразовывать ее, формирует практические умения работы с информацией.

В педагогическом энциклопедическом словаре под информационно-коммуникационными технологиями понимается «совокупность методов и средств сбора, обработки, хранения и распространения звуковой, графической, текстовой и цифровой информации в интересах пользователей; совокупность сопутствующих коммуникационных средств» [1, с. 217-218].

Вопросами использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе занимались такие ученые, как  Г.А. Кручинина, Б.Е. Стариченко, Г.К. Селевко, И.В. Роберт, И.Д. Рудинский, Н.Ф. Талызина, М.С. Чванова, Г.М. Киселев и др.

По мнению Роберта И.В. «основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам)» [2, с. 23].

В настоящее время учителю начальных классов предоставляется возможность использования разнообразных технических и программных средств, которые способствуют наиболее качественному преподаванию учебных предметов, в том числе и математики. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе способствует развитию навыков самостоятельной деятельности, контроля и самоконтроля, умения сотрудничать и работать в группе, а также повышает познавательную активность учащихся и интерес к предмету. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний обучающихся класса и разнообразить виды и средства контроля. У педагога появляются безграничные возможности для индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, направленные на развитие мышления, воображения и других познавательных процессов, что способствует повышению эффективности процесса обучения. Однако, как показывает практика, в основном учителя ограничиваются использованием мультимедиа презентации.

С целью определения уровня обученности младших школьников по математике и ИКТ-компетентности младших школьников было проведено экспериментальное исследование, связанное с выявлением влияния систематического использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Йошкар-Олы». В эксперименте приняли участие 60 младших школьников (экспериментальный класс – 30 учеников и контрольный класс – 30 учеников), обучающихся по программе «Школа 2000», автор учебника математики Л. Г. Петерсон.

Для определения уровня обученности младших школьников по математике была разработана диагностика с учетом мотивационного, деятельностного и рефлексивного критериев, проведены контрольные работы. Уровень сформированности ИКТ-компетентности младших школьников был выявлен в ходе анкетирования младших школьников с включением практических заданий.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что половина экспериментального класса (50%) и чуть больше половины контрольного класса (57%) имеют средний уровень обученности по математике, у 34% экспериментальной группы и 23% контрольной группы – высокий уровень обученности. В ходе эксперимента были выявлены учащиеся с низким уровнем обученности – 16% в экспериментальном классе и 20% в контрольном.

Проанализировав результаты анкеты, можно сделать вывод о том, что большинство младших школьников используют компьютер только для игр и для работы в Интернете, в большей степени дома. Это подтверждают и ответы учащихся на вопрос: «Что тебе нравится делать на компьютере?». Большинство младших школьников написали «играть в игры» – 42 человека из 60 опрошенных (70%). Остальные ребята отметили работу в интернете (18 человек). Следует отметить, что обучающиеся владеют некоторыми программами-редакторами: текстовым редактором Microsoft Word, графическим редактором Microsoft Paint. Однако следует расширить знания детей по работе с компьютером, с интерактивной доской и другими средствами ИКТ, познакомить учащихся с развивающими компьютерными играми, тренажерами, электронными учебниками и тетрадями, тестовыми заданиями по математике в режиме онлайн и т.д.

Анализ полученных результатов в ходе констатирующего этапа исследования позволил спроектировать содержание проведения формирующей работы с обучающимися экспериментальной группы. Среди используемых методов, приемов и форм организации деятельности младших школьников на уроках математики с использованием ИКТ: применение интерактивной доски на различных этапах урока, электронных учебников и тетрадей, мультимедиа презентации, выполнение заданий по видеофрагменту, компьютерное тестирование, работа на математических тренажерах, работа с информацией из интернета и др. Особое место в применении учителем ИКТ занимает работа на интерактивной доске. Данное устройство имеет широкие обучающие возможности, позволяет не только демонстрировать слайды, осуществлять видеопросмотр, но и писать, решать, измерять, рисовать, производить на проецируемом изображении записи, вносить изменения, создавать игры, тесты, тренажеры. С помощью интерактивной доски учитель может представлять учащимся упражнения и тренажеры, которые педагог может создать в программах SmartNotebook 11, Learning Apps. Используя на уроках математики документ-камеру, можно показать страницу учебника с нужными заданиями, оперативно его выполнить, а затем проверить по образцу. Эффективно использование документ-камеры при работе над ошибками. На экране можно показать задания, в которых допущены ошибки, и параллельно сравнить с правильно выполненной работой.

Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о положительной динамике уровня обученности младших школьников по математике: 50% обучающихся (15 респондентов) экспериментального класса показали высокий уровень обученности, что на 16% больше показателей, полученных при проведении констатирующего этапа эксперимента; число обучающихся со средним уровнем обученности осталось без изменения, респондентов с низким уровнем обученности в экспериментальном классе в конце эксперимента не обнаружено.

По итогам анкетирования учащихся экспериментальной группы нами были получены следующие результаты: высокий уровень сформированности ИКТ-компетенции имеют 60% учащихся, что на 34% больше по сравнению с результатами, полученными в начале эксперимента, средний уровень – 40% обучающихся, что на 7% меньше показателей констатирующего этапа эксперимента, низкий уровень сформированности ИКТ-компетенции не был выявлен. В контрольной группе в конце эксперимента значимых изменений не произошло.

Таким образом, применение ИКТ на уроках математики в начальной школе создает возможности доступа к новой информации, осуществления «диалога» с интерактивными средствами обучения, активизирует познавательную деятельность младших школьников, повышает уровень обученности младших школьников, формирует ИКТ-компетентность обучающихся, позволяет отойти от объяснительно-иллюстрированного метода обучения к системно-деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом деятельности на уроке, что способствует более осознанному усвоению знаний младших школьников и применению их в практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.
  2. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Л.Л. Босова
Л.Л. Босова

Уважаемые Елена Валентиновна и Анастасия Олеговна!
Вы совершенно правы — «применение ИКТ на уроках математики в начальной школе создает возможности доступа к новой информации, осуществления «диалога» с интерактивными средствами обучения, активизирует познавательную деятельность младших школьников, повышает уровень обученности младших школьников, формирует ИКТ-компетентность обучающихся, позволяет отойти от объяснительно-иллюстрированного метода обучения к системно-деятельностному». Но показано и доказано это было уже достаточно много лет тому назад, в том числе учениками И.В. Роберт, на труды которой вы ссылаетесь. Удалось ли вам установить что-то новое?
S