ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Денисовец Денис Алексеевич,
преподаватель,
Могилевский государственный
политехнический колледж

Аннотация: В данной статье анализируются подходы к обучению в информационно-образовательной среде, выделены ее основные принципы, на которых должна строиться информационно-образовательная среда.

Ключевые слова: информатизация, информационно-коммуникационные технологии, информационно-образовательная среда, интерактивные ресурсы.

Важнейшими характеристиками современного общества являются глобализация и информатизация. Они определяют развитие информационно-образовательной среды (ИОС), которая должна обеспечить достижение запланированных результатов освоения основной образовательной программы, индивидуального формирования учащихся, в том числе разработку системы основных компетенций, социальных ценностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни.

Анализ имеющихся ИОС, современного состояния информационных технологий и телекоммуникаций, а также дидактических традиций системы образования теперь позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должна строиться информационно-образовательная среда, создаваемая в настоящее время:

Интегральность – является одним из принципов информационной составляющей ИОС, которая должна содержать в себе все необходимые базовые знания в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, с учетом междисциплинарных связей, углубляющих знания.

Многокомпонентность – информационно-образовательная среда, которая представляет собой многокомпонентную среду, содержащую учебные материалы, системы контроля знаний, системы обучения, высокотехнологичное программное обеспечение, технические средства, хранилища информации любого вида, включая графику, видео, взаимосвязанные между собой.

Адаптивность — информационно-образовательная среда не должна нарушать структуру системы образования и принципы построения, а также должна позволять гибкую модификацию информационного ядра ИОС, адекватно отражающего потребности общества.

Распределенность — информационная составляющая ИОС, которая распространяется между информационными серверами с учетом требований и ограничений современных технических средств [2].

В современном образовательном процессе одной из ключевых характеристик учебного материала является гибкость. Она позволяет преподавателю адаптировать ход учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. Гибкость материала также необходима для деятельности обучаемых.

Чтобы учебный материал был гибким, он должен быть хорошо структурирован, разработан и организован.

Сформулированные принципы построения ИОС заставляют рассматривать информационно-образовательную среду, с одной стороны, как самостоятельную систему, направленную на развитие активной творческой деятельности учащихся с использованием новых информационных технологий, а с другой –как часть классической образовательной системы.

Принципы обучения отражают общие положения, которые повторяются и характеризуют эффективность обучения в различных формах. Каждый принцип обучения выполняет характерную, присущую ему функцию, в результате чего невозможно сравнить принципы обучения в соответствии с их степенью важности. Рациональным в этом случае является системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех принципов обучения.

В результате ИОС является средой в логическом единстве информационных и образовательных характеристик. В ней можно выделить три интегрированных фактора:1) технологический, 2) педагогический, 3) организационный.

Эффективное обучение учащихся с использованием информационно-образовательной среды будет достигнуто, если современный преподаватель будет обладать:

  • общими педагогическими навыками;
  • умениями владения мультимедиа технологиями и мультимедиа-средствами;
  • навыками применения телекоммуникационных и информационных технологий, и мультимедиа-технологий в системе образования.

Следует принимать во внимание, что субъект образования добывая различные знания в ИОС, становится не только активной, но и активизирующей системой в парадигме «обучающийся — знания – преподаватель». В целом, в условиях реализации прямых и обратных связей место обучающегося и преподавателя в данной парадигме не имеет значения: она круговая, замкнутая.

Современная ИОС должна быть нацелена на составление основных компетенций, которыми являются коммуникативные, исследовательские, ИКТ-компетенции. Выделяют пять технологий, применяемых в ИОС: адаптивная навигация, адаптивное представление содержания, интерактивная поддержка решения задач, индивидуализация образовательной траектории, а также интеллектуальный анализ решений, представленных обучающимися [1].

Цель информационно-образовательной среды не в удовлетворении информационных потребностей любознательного человека и предоставлении информации в готовой форме, а формирование вместе с педагогической системой личности, умеющей создавать производную информацию. Но здесь нужно учитывать, что для этого этой личности потребуются базовые знания и умения. И тут значимым признаком считается высокая степень информационной культуры, предполагающей культуру информационного взаимодействия (коммуникации, отношений, сотрудничества). В таком случае возможно эффективное обучение в ИОС в режиме смешанного синхронно-асинхронного взаимодействия, предполагающее вместе с сетевым ресурсом использование дополнительных учебных материалов, обеспечивающих возможность гибкой адаптации.

В современных ИОС возможно использование разных типов общения с использованием возможностей компьютерных сетей, возможностей сетевых коммуникаций:

  • общение типа «один с одним»;
  • общение типа «один со многими»;
  • общение типа «многие со многими».

При этом доминирующими методами обучения в зависимости от активности обучаемого и гибкости учебного материала являются следующие:

  • проблемное изложение;
  • эвристический;
  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский.

Здесь возможны различные конфигурации построения индивидуальной образовательной стратегии — пошаговое или модульное освоение учащимися учебных программ. Впрочем, при разработке современных обучающих материалов следует принимать во внимание вероятную изолированность учеников. Поэтому учебные материалы должны сопровождаться нужными пояснениями и инструкциями.

Наполнение образовательной среды открытой информацией, необходимой для обучения и удовлетворения познавательных потребностей субъектов обучения, обеспечение ее доступности – одна из важнейших задач информатизации образования.

В настоящее время в ряде ИОС с целью адаптации учебного контента предусматривается не менее трех редакций изложения материала каждого терма, которые отличаются степенью детализации и формой представления: текст, графика, таблицы, аудио- и видеоматериалы, интерактивные ресурсы. Навигация по учебным материалам осуществляется на основе достигнутого уровня усвоения материала.

Здесь важно учитывать, что в видеолекции важнейшую роль играет принцип наглядности и интерактивности, реализуемый при помощи различных спецэффектов, дополненной реальности и прочих технических приёмов. Видеолекция не должна быть скучной или затянутой. Материал, излагаемый в каждой лекции, хотя и должен быть законченной мыслью, однако не может длиться больше пяти – десяти минут [3]. При этом именно обобщение знаний позволяет развить компетенции в разных областях.

Информационно-образовательная среда имеет большой потенциал для развития профессиональной компетенции педагога и повышения качества образования.

В современных условиях ИОС можно рассматривать как средство реализации индивидуального подхода в педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баранова Н.А. Мультимедиа как предмет дидактического исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – №S — С. 16-20.
  2. Казаченок В.В. Педагогические аспекты информатизации учебного процесса // Педагогическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 62–66.
  3. Казаченок В.В., Русаков А.А.  Педагогические аспекты формирования высокотехнологичной образовательной среды // Информатизация образования – 2016: материалы Международной научно-практической конференции / Академия информатизации образования. –  г. Сочи, 14–17 июня 2016 г.  – С. 227–232.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Л.Л. Босова
Л.Л. Босова

Уважаемый Денис Алексеевич!
Вы очень точно представили возможности ИОС. Не могли бы Вы более четко обозначить подходы к обучению в информационной образовательной среде?

Д.А. Денисовец
Д.А. Денисовец

В настоящее время проводятся исследования эффективности различных подходов к обучению в информационной образовательной среде, результаты планируется опубликовать в отдельной статье.