ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Хахалева Наталья Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Воронежский государственный
педагогический университет

Аннотация:  подготовка подрастающего поколения к жизни в условиях информационного общества  —  одна из важнейших задач, стоящая перед  современной школой, которая  должна быть способна  не только вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, но и формировать потребность в самостоятельном непрерывном образовании. Приоритетным  становится построение единого информационного образовательного пространства с целью перехода на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех структурных подразделениях школы и повышения качества обучения и эффективности управления школой.

Ключевые слова: стратегия российского образования, информатизация образования, макроизменения, непрерывное образование, креативная личность с толерантным  и критическим мышлением, информационное пространство, деятельность образовательного учреждения, демократическое общество, направленность образовательного процесса.

Современную ситуацию, сложившуюся в общеобразовательных учебных заведениях при вступлении в ХХI век можно   охарактеризовать как переломную, характеризующуюся поисками новых парадигм образования, обусловленными макроизменениями, происходящими в мировом сообществе, культуре и современных технологиях.

На нынешнем этапе развития образования перед школой стоит важнейшая задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях информационного общества. В настоящее время назрела необходимость коренного изменения стратегии российского образования, приближения его к условиям современной жизни и ориентации на интересы участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.

Современная система образования должна быть способна  не только вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, но и формировать потребность в самостоятельном непрерывном образовании – учении длинною в жизнь (lifelong learning), всесторонней учебной деятельностью, осуществляемой на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетентности.

Глобальная информатизация общества вызвала изменение социального заказа школе. Одной из важнейших задач школы, которая должна быть решена в ходе информатизации  образования, является построение единого информационного образовательного пространства с целью перехода на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех структурных подразделениях школы и повышения качества обучения и эффективности управления школой.

Основная задача  российского образования в условиях модернизации может быть сформулирована как формирование патриотической и креативной личности с толерантным  и критическим мышлением. Общество требует от человека всесторонней  грамотности,  ему нужен не исполнитель чужих директив,  а человек, способный сам принимать решения, обладающий  навыками работы с большими объемами информации, способный быстро ориентироваться в информационном пространстве, быстро перестраиваться и переучиваться, а это означает совершенно другие умения и навыки, отличные от тех, которые формировала школа прошлых десятилетий. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не системная сумма знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей  в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

«Педагогика – наука социальная, — пишет доктор педагогических наук Е.С.Полат, определяя основные направления развития современных образовательных систем, — она является в большой мере гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что закладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться выпускниками школ…» [1].

За последнее десятилетие в образовательной индустрии произошли значительные изменения, связанные с повседневным внедрением информационно-телекоммуникационных технологий в учебный процесс. В развитии сегодняшней школы наступил качественно новый этап образования,  которое осуществляется как в условиях реального класса, так и в условиях виртуального учебного кабинета. При этом иначе выглядит и общение учителя и ученика, оно приобретает новое качество.

Информатизация образования рассматривается  как одно из    важнейших средств реализации новой образовательной парадигмы, в рамках которой происходит пересмотр ориентиров: с прагматических узкоспециализированных знаний на приобретение фундаментальных междисциплинарных знаний, компетенций. Образование всегда претендовало на свою эксклюзивность взаимоотношений со знанием. Но природа этих отношений менялась. В современную  эпоху базовым процессом в оперировании знаниями является не их хранение и распространение и даже  не производство, а управление знаниями. Образование, не претендующее на функцию управления знанием, в нынешнюю эпоху оказывается на периферии мышления и оборота знаний. Управление знаниями имеет дело не столько с «накоплением мудрости» или «передачей передового опыта», сколько с сообществами, которые применяют полученные знания, развивают полученный опыт и адаптируют его для своих нужд [2].

По мнению многих исследователей (Ваграменко Я.А., Велихова Е.П., Гершунского Б.С., Ершова А.П., Колина К.К., Кузнецова А.А., Кузнецова Э.И., Лапчика М.П.,  Монахова В.М., Могилева А.В.,  Разумовского В.Г., Роберт И.В., Филатов О.К. и др.) информатизация образования требует пересмотра целей и содержания образования, при этом, разрабатывая  концепции информатизации образования, нужно исходить не из сиюминутных потребностей, а опираться на модели желаемого будущего, иначе неизбежно техническое отставание и непроизводительные  затраты.

Информатизация образовательного процесса  выдвигает задачу перехода к новым педагогическим технологиям и прогрессивным методам образования, которые в перспективе и должны обеспечить улучшение качества образования.

Изменение доминанты образования основано на стремлении общества к созданию оптимальных форм развития внутреннего потенциала личности и эффективной модернизации качества учебно-воспитательного процесса как средства достижения поставленной цели.                   Модернизация  образования – глобальный  инновационный процесс, создание механизма устойчивого  развития системы образования на основе обеспечения современного качества образования.   Успешная модернизация  образования в России возможна только при том условии, если она будет основываться на сохранении его фундаментальности и соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Однако образовательная ситуация, сложившаяся к настоящему времени в общеобразовательных учебных заведениях, определяется существованием ряда противоречий:

  • ускоряющийся рост объема научной и культурной информации, определяющей содержание образования, несовместим с ограниченным временем обучения и возможностями субъектов образовательного процесса;
  • в демократическом обществе необходимо не просто всеобщее образование, но направленность образовательного процесса на развитие личности в целом, понимание образования не как передачи информации, но как развития умений экспериментального исследования жизни. Образование должно обеспечивать формирование экспериментальных навыков не просто для исследования конкретных предметных областей, но для того, чтобы стали возможны совершенствование и развитие личностей, ценностей, социальных институтов и различных видов социальной практики. Именно школа выступает как образец общества, лучший ее вариант и др.

В этой связи суть данной проблемы сводится к выявлению и психолого-педагогическому обоснованию возможностей электронных образовательных ресурсов и информационно-телекоммуникационных технологий в создании условий для разрешения  противоречий  между нарастающей информатизацией общества и устаревшими методами и формами образования в  общеобразовательных учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гершунский Б.С.  Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.
  2. Информатизация как направление развитие образования // Современные проблемы преподавания математики и информатики: материалы международ. науч. конф.; посвященной 100-летию академика С.М. Никольского (Москва, 4-8 мая, 2005 год). Секция «Проблемы преподавания информатики высшей и средней школы». М., 2005.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Павлюкевич Ксения
Павлюкевич Ксения

Добрый вечер, Наталья Николаевна. Благодарю за интересную статью. Удалось ли Вам выявить возможности некоторых электронных образовательных ресурсов и информационно-телекоммуникационных технологий в создании условий для разрешения противоречий между нарастающей информатизацией общества и устаревшими методами и формами образования. Если да, то поделитесь, пожалуйста, данными ресурсами и технологиями.