ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ В НЕПРЕРЫВНОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ В НЕПРЕРЫВНОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ваныкина Галина Владиславовна,
кандидат педагогических наук, доцент,

Сундукова Татьяна Олеговна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Тульский государственный педагогический
университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация: Компьютерные науки и вычислительная техника становятся все более важной составляющей для современного общества. Направление, связанное с вычислительной техникой в системе начального и среднего образования, представлено в недостаточном объеме для дальнейшего формирования устойчивых навыков владения востребованными технологиями у выпускников. Вычислительная техника традиционно была основной дисциплиной университетского уровня, и не существует общепринятых мировых стандартов ее изучения на уровне системы школьного образования. Повышенный интерес к данной области является довольно новым, при этом объем исследований по обобщению опыта внедрения направления, связанного с вычислительной техникой, на данный момент недостаточен для формирования суждений о характере и способах встраивания в учебный процесс школы. В этой статье мы рассмотрим зарубежный опыт некоторых стран в вопросах к внедрению вычислений в свое непрерывное школьное образование. Изучаемые страны либо акцентируют внимание на цифровых компетенциях вместе с программированием, либо на более широком предмете вычислительной техники или информатики. Вычислительное мышление редко упоминается в явном виде, но идеи часто включаются в той или иной форме. Наиболее распространенная модель заключается в том, чтобы внедрить данное направление в качестве обязательного в начальной школе и на факультативном уровне в средней школе.

Ключевые слова: компьютерное (вычислительное) мышление, информатика, вычислительная техника, начальное образование, среднее образование.

Введение. В последние годы педагогическая общественность активно обсуждает вопросы содержания среднего образования в области математики, физики, техники, компьютерных наук, а также роли программирования и вычислений для обучающихся по государственным программам школьного образования [7, 12]. На основе анализа полученных в ходе исследований результатов все большее число стран внедряют вопросы изучения компьютерной техники в свою школьную программу. Например, в Европе большинство стран (17 из 21), принявших участие в исследовании, проведенном Европейской школьной сетью, сообщили готовности разрабатывать и активно внедрять в школьную практику изучение вычислительной техники [1]. В зависимости от национальной политики во области образования отдельные страны реализуют различные модели и подходы в данном вопросе: некоторые страны сосредоточены на непрерывном 12-летнем образовании в области вычислительной техники, другие в основном касаются либо девяти классов, либо уровня старшей школы. Некоторые страны ввели компьютеризацию в качестве отдельного предмета (например, Англия [14]), в то время как другие решили интегрировать данное направление с другими предметами, например, сделав программирование междисциплинарным элементом, который будет отображаться во всей учебной программе. Первый подход представляется наиболее естественной альтернативой, но существуют различные причины, по которым некоторые страны выбирают последнее направление:

  • отсутствие свободного содержательного пространства в учебном плане или стандарте образования для введения нового предмета в учебную программу;
  • позволяя учащимся увидеть и почувствовать использование программирования по различным предметам, рассматривается способ повышения интереса среди групп школьников, у которых не предусмотрена профилизация или углубление в области компьютерных наук;
  • вычислительное мышление считается все более значимым в социальных областях, оно предоставляет основу для формирования базовых компетенций для дальнейшего развития ИКТ-компетенций и решения все более сложных проблем. Поскольку вычислительная техника традиционно была в основном дисциплиной университетского уровня, не существует общепринятых стандартов содержания непрерывного школьного образования в данной области;
  • глобальный интерес к данной области является довольно новым, объем исследований, подтверждающих степень влияния предлагаемых тем и направлений на формирование личности школьника ограничен, поэтому выделять отдельный учебный предмет на данном этапе неосмотрительно.

Для данной статьи проведен обзор различных моделей внедрения направлений, связанных с вычислительной техникой, программированием и вычислительным мышлением, в систему среднего школьного образования. Для получения достоверных результатов необходимо синтезировать текущую практику и тем самым способствовать общему пониманию различных подходов к внедрению вычислительной техники в школе. Рассмотрим на учебные программы или планы в следующих странах: Австралия, Англия, Финляндия, Новая Зеландия, Норвегия, Южная Корея, США. Для каждой страны кратко охарактеризуем национальную систему образования, текущее состояние вопросов по вычислительной технике в учебной программе и текущее состояние подготовки учителей. Важными вопросами, требующими пристального внимания, являются: Какие темы необходимо включить в изучение? Какие предметы следует охватить? Как в целом рассматриваемая тематика представлена во всей системе образования? Каковы желаемые последствия изменений? Какие специалисты отвечают за новое содержание? Какой тип профессиональной подготовки следует предложить учителям? Какие изменения внесены в программы на программы подготовки учителей? Каков критериальный аппарат оценки степени достижения ожидаемого результата? Каким образом и кем разрабатывается учебный материал?

Рассматриваемые национальные образовательные модели в странах либо акцентируют внимание на цифровых компетенциях вместе с программированием, либо на более широком предмете вычислительной техники или информатики. Вычислительное мышление редко упоминается явно, но идеи часто включаются в той или иной форме. Наиболее распространенная модель заключается в том, чтобы сделать данное направление обязательным в начальной и факультативным в средней школе, при этом несколько стран сделали его обязательным на обоих уровнях. Существуют модели введения изучения вычислительной техники только на этапе старшей школы.

Терминология. Информатика – это устоявшийся академический термин для научной дисциплины, лежащей в основе нынешней цифровизации и информационных технологий. Информатика и вычислительная техника обычно рассматриваются в комплексе, в зарубежной педагогике оба понятия относятся к общей области знаний, где вычислительная техника не рассматривается автономно от информатики. Программирование и кодирование обычно используются как синонимы при формировании содержания области, связанной с построением и реализацией алгоритмов. Европейский отчет [1] демонстрирует, что большинство европейских стран используют программирование или кодирование в своей учебной программе, выделяя данное направление или в отдельную дисциплину, или в качестве дидактической единицы.

Неоднозначное толкование на данный момент приобретает термин «вычислительное (или компьютерное) мышление», введенный в употребление Seymour Papert в 1996 году [15]. Глобализация цифрового мира трансформирует содержание данного термина, педагогическое и техническое сообщества с различных позиций характеризуют подходы к понимаю смысла, в публикациях присутствует немало критики неверных контекстов. В последние годы наблюдался рост популярности компьютерного (вычислительного) мышления как особой формы человеко-машинного взаимодействия, однако, не существует согласованного определения данного термина, оно основывается на «мыслительных процессах, связанных с формулированием проблем и их решениями, при этом решения представлены в форме, которая может быть выполнена исполнителем обработки информации» [20].

Все упомянутые выше термины значительно отличаются от информационных и коммуникационных технологий (ИТ, ИКТ), которые в основном ориентированы на компьютерную грамотность, то есть умение использовать компьютеры и их приложения в качестве инструментов.

Методология. Для обобщения опыта внедрения моделей компьютерного (вычислительного) мышления, информатики, вычислительной техники и программирования в образовательную практику средней школы в зарубежных странах были проанализированы действующие системы среднего образования, давшие положительную динамику на внедрение и результативность. Отдельные подходы находятся на этапе своего формирования и становления, другие концепции рассматривают встраивание тем, связанных с вычислительной техникой и программированием в официальную учебную программу. Выделим критерии, на основе которых будем проводить сравнительный анализ различных концепций и их реализаций:

  • используемый термин для обозначения преподаваемой области знаний,
  • роль в учебной программе начального уровня (обязательная/ факультативная / прочая);
  • роль в учебной программе среднего образования (обязательная/ факультативная / прочая);
  • интегрированный или самостоятельный компонент представляет рассматриваемую область знаний;
  • предлагаемая стратегия и результативность;
  • специалисты, ответственные за формирование содержательного контента;
  • обучение и повышение квалификации учителей, реализующих образовательные программы;
  • контингент преподавателей.

Обобщение опыта проводилось путем рассмотрения соответствующих документов по каждой стране, публикаций из официальных источников и результатов открытых исследований. Обзор проводился в соответствии с принципами контент-анализа [6]. Основная идея контент-анализа состоит в том, проанализировать текстовый материал, сократить и обобщить его в соответствии с заранее определенными или добавленными в ходе обобщения критериями.

Австралия. Австралийская система начального и среднего образования претерпевает значительные изменения с введением национальной учебной программы [9]. В 2015 году Австралия [8] одобрила национальную учебную программу в области технологии [18], которая включает как цифровые технологии, так и дизайн-технологию. В рамках Digital Technologies (DT) дети должны развивать навыки компьютерного (вычислительного) мышления и изучать данные, цифровые системы и способы реализации решений с помощью программирования. Согласно содержательной концепции, DT в австралийской учебной программе является «областью обучения» в автономной предметной области знаний наравне с английским языком, математикой, наукой, гуманитарными и социальными науками, искусством, здравоохранением и физическим образованием, а также иностранными языками. Возможности ИКТ в целом соответствуют целям обучения в области DT, а также представляют метапредметное ядро компетенций, востребованных другими областями знаний.

В Австралии начальная школа включает в себя первый год обучения, называемый Фондом (F), за которым следует год первый, второй и так далее года до 6 или 7 включительно (в зависимости от штата), а средняя школа  включает в себя годы 7 или 8 и до 12 года. Цели учебной программы организованы вокруг серии групп для каждого уровня года, от F до завершающего года обучения. В то время как цели и содержания начального образования являются обязательными, старшеклассники могут выбирать специализированные траектории в области обучения DT.

Учебная программа DT характеризуется акцентом на навыки вычислительного мышления и развитие цифровой грамотности. Процесс начинается в диапазоне F–2, при этом обучение основано на моделировании целенаправленной игры, облегчая учащимся понимание отношений между реальным и виртуальным мирами, использование технологии в коммуникации, осознание важности точных инструкций и простого решения задач в цифровом мире. На 3-6 годах учащиеся ориентируются на более широкое понимание воздействия технологии, включая семейные и групповые отношения, могут работать над более сложными проектами, ориентированными на практическое применение результатов. В этот период обучающиеся начинают разрабатывать алгоритмы с визуальным программным обеспечением. В течение 7-10 годов обучения ученики выходят за коммуникативные рамки своего первоначального сообщества, они вовлекаются в информационное взаимодействие с учетом социальных и этических норм поведения, решают более сложные задачи, используя технологии, и развивают понимание сложных и абстрактных процессов, используют языки программирования для решения задач и создания цифровых решений. Австралийские учителя начальной школы, как правило, являются универсальными педагогами, имеющими право преподавать в различных областях знаний, а в настоящее время они преподают компьютерные науки [19]. Для оказания учителям надлежащей поддержки по повышению квалификации были инициированы такие предложения, как массовые открытые онлайн курсы (МООК) в профессиональной области [19] и систематический обзор ресурсов компьютерных наук, востребованных учебных программ по преподаванию DT.

Англия. В Англии новая национальная учебная программа вступила в силу в 2014 году [4, 14], введя новый предмет – вычислительная техника и заменив предыдущую учебную программу по ИКТ. В настоящее время Англия является одной из немногих стран, которая уделяет основное внимание не программированию как интегрированному разделу, а более широкой дисциплине. Предмет вычислительная техника содержит три структурных компонента: информатика, информационные технологии и цифровая грамотность. Основной целью дисциплины является формирование у обучающихся набора навыков[14]:

  • понимать и применять фундаментальные принципы и концепции информатики, включая абстракцию, логику, алгоритмы и представление данных;
  • анализировать реальные задачи в вычислительных терминах, иметь повторный практический опыт написания компьютерных программ для решения таких задач;
  • оценивать аналитически и применять информационные технологии, включая новые или незнакомые технологии, для решения практических задач;
  • быть ответственными, компетентными, уверенными и творческими пользователями информационно-коммуникационных технологий.

Пути достижения поставленной цели различаются на четырех ключевых этапах, охватывающих как начальное, так и среднее образование. Вычислительная техника в школе (Computing at school – CAS) – национальное сообщество, продвигающее информатику в школе. Педагогическое взаимодействие реализуют центры CAS – встречи учителей, методистов и преподавателей, которые делятся идеями об обучении вычислительной технике в своих школах, классах и сообществах. Сеть концентраторов была признана успешной в рамках проекта CAS в контексте выстраивания общей методической концепции на основе положительного опыта, привлечения широкой аудитории преподавателей к реализации национальной программы. Учебные ресурсы включают в себя планы уроков и рекомендации для разных уровней, начиная с элементарных вычислений на первичном, вторичном уровнях, при этом формирование контента осуществляется как членами сообщества, так и практикующими учителями. CAS также предлагает аккредитацию для преподавателей вычислительной техники, обеспечивая профессиональное признание британским компьютерным обществом. Сертификат состоит из трех частей: философия профессионального развития, программирование и проектная деятельность, исследовательская деятельность в контексте программы. В стране существует альтернативная сеть обучения передовому опыту в области компьютерных наук, объединяющая специалистов, желающих работать совместно по наиболее востребованным вопросам и обеспечивающая профессиональное развитие.

Финляндия. В 2016 году в Финляндии вступили в силу новые национальные учебные программы, охватывающие как начальное (1-9 классы) [16], так и среднее (10-12 классы) [13] образование. В учебных программах повышенное внимание уделяется цифровой компетентности как междисциплинарной компоненте всех уровней. Содержание информатики в финской учебной программе включает программирование в качестве интегрированного элемента начального образования, в то время как содержание информатики не входит в учебную программу среднего уровня. На начальном уровне программирование явно упоминается в математике для 1-2 классов, в математике и ремесле для 3-9 классов. Кроме того, программирование входит в состав цифровой компетенции, охватывающей все предметы, – программирование может интегрироваться во всех предметах. В 1-6 классах учителя преподают все предметы, поэтому изменения в содержании отражаются на применяемых технологиях и рассматриваемых темах. В 7-9 классах учителя преподают по 2-3 предмета, поэтому информатика и программирование сводится к преподаванию математики и ремесленного обучения в контексте программирования в предметной области.

В Финляндии национальный совет по вопросам образования, а также Министерство образования и культуры финансируют проекты, программы профессионального развития и повышения квалификации для оказания поддержки учителям в освоении траекторий обучения и материалов для интеграции программ в преподавание и обучение. Помимо инициатив, поддерживаемых государством, различные мероприятия осуществляются также частными субъектами, университетами и организациями. В 2014 году Министерство образования и культуры опубликовало анонс специализированных программ подготовки учителей без отрыва от производства. Одна из принятых программ рассматривала технологии преподавания и обучения в цифровой среде.

Новая Зеландия. Информатика является автономным учебным предметом в течение последних трех классов основной школы, начиная с 2011 года. Ранее на этих же этапах обучения основное внимание уделялось обучению школьников в области грамотного и корректного использования компьютеров [2]. Программирование и информатика рассматриваются в контексте направления цифровых технологий: алгоритмизация и программирование, человеко-компьютерное взаимодействие, искусственный интеллект и компьютерная графика. Данные темы не рассматриваются подробно, у учащихся формируется первичное представление о вышеперечисленных направлениях и технологиях. Учащиеся после окончания основной школы имеют представление о предмете, задачах, методах и технологиях информатики [17], областях применения цифровых знаний.

Углубление в области программирования начинается с вводной работы в 10 год обучения, через эквивалент вводного университетского курса в 12 год [2]. Год 10 фокусируется на задачах, связанных с вводом и выводом данных,  может быть выражен в виде единой программы процедур с использованием последовательности, выбора и итерации, но требует только простых данных (без массивов, списков или структур). Год 11 фокусируется на задачах, решение которых включает несколько процедур, а также для структуризации данных используются индексированные структуры, поддерживаемые типовыми программными средствами. Год 12 требует использования базовых концепций объектно-ориентированного программирования (классы и объекты с инкапсуляцией, но не наследование) и простой реализации GUI с обработкой событий. В течение 10 и 11 лет разрешены к изучению графические языки программирования, такие как Scratch. Для 12 года требуется язык программирования высокого уровня. Многие школы вводят языковое программирование уже в 11 году, причем Python является самым популярным выбором среди сред реализации. Программирование и информатика также формально являются частью национального сертификата об образовательных достижениях (NCEA), основной оценки окончания школы [2].

Новая учебная программа была введена достаточно быстро со значительными проблемами в области подготовки учителей. В качестве поддержки был разработан последипломный дистанционный курс, позволяющий преподавателям получить формальную квалификацию в области преподавания информатики. Работа над CS Unplugged [3], начавшаяся в 1990-х годах, накопила опыт взаимодействия в области информатики без использования компьютеров и в условиях, когда было недостаточно времени для изучения программирования [2]. Для обеспечения преподавания учебного материала, который был признан методистами важным, был разработан бесплатный онлайн-справочник с открытым исходным кодом «CS Field Guide» – интерактивный сайт, который разрабатывается для предоставления информации на уровне, необходимом для новых стандартов информатики, включая дополнительные рекомендации для учителей. Управление на государственном уровне программой повышения квалификации учителей является актуальной задачей и важным элементом успеха преподавания информатики в школах.

Норвегия. Норвегия еще не ввела информатику и компьютерные науки в свою учебную программу, вместо этого на государственном уровне стартовало большое пилотное исследование в средних школах осенью 2016 год. В школах в качестве эксперимента введено программирование в форме факультатива для учащихся 8-10 годов обучения. Учебная программа определяет цель, которая состоит в обучении программированию, включая выявление проблем, разработку решений, систематическую отладку, валидацию кода и документирование решения понятным способом. Учащиеся должны выучить по крайней мере два языка программирования, и по крайней мере один должен быть языком высокого уровня. Важной мотивацией для учащихся является повышение общественного интереса к технологиям и востребованность специалистов в области проектирования и программирования.

Для подготовки учителей был подготовлен массовый открытый онлайн-курс (MOOС), для обеспечения учебного материала и профессионального развития в стране была начата кампания под названием «lær Kidsa Koding», которая предлагает информационную веб-поддержку для участников.

Южная Корея. Корейская школьная система состоит из 6 лет начальной школы, 3 лет средней школы и 3 лет старшей школы [5]. Компьютерное образование в Корее началось уже в 1971 году, а с 2000 года, когда южнокорейская инфраструктура ИКТ предоставила компьютер практически для каждого класса, содержание, связанное с компьютерами, стало почти обязательным, причем в каждом классе обучение продолжалось более 34 часов. В учебных программах средней и старшей школы этот предмет был определен как факультативный. В 2007 году компьютерное образование было заменено на информатику в национальной учебной программе, и основное внимание уделялось принципам и концепциям информатики.

С 2008 года государственная политика в области образования планирует сокращение число учащихся в области информатики на уровне средней и старшей школы [5], переведя занятия в форму факультативного обучения. В 2013 году был достигнут консенсус относительно важности образования в области компьютерных наук, а в 2018 году в Южной Корее введена новая учебная программа. Она состоит из обязательного предмета «Информатика» в средней школе и факультатива в старшей школе. Учебная программа охватывает цифровую грамотность, вычислительное мышление и программирование. Поскольку система образования в Южной Корее в значительной степени ориентирована на учебники, в настоящее время разрабатываются новые учебники для новой образовательной программы.

США. Система образования в Соединенных Штатах децентрализована. Каждый государственный школьный округ может иметь свои собственные учебные программы. В то же время на национальном уровне наблюдается тенденция к внедрению информатики для всех возрастных групп в школах. Ведущие организации прилагают согласованные усилия (ACM, CSTA, Code.org, CIC и NMSI) для организации обучения информатике и разработки базовых программ для обучения информатике с ориентацией на 12-летнее школьное обучение (К-12). Организации проводят непрерывный мониторинг востребованности в компьютерном сообществе ключевых направлений и компетенций специалистов: Что должны знать и уметь в области компьютерных наук выпускники программы К-12? Что общество ожидает от каждого ученика в начальной школе, в средней школе или к моменту окончания средней школы? В основе исследований лежит положение, что информатика обеспечивает фундаментальное обучение, приносящее пользу каждому ребенку. Цель исследований заключается в определении основных ожиданий и требований к компетенциям выпускника К-12, который должен иметь возможность узнать о компьютерных науках на этапе обучения в школе, чтобы подготовиться к новым требованиям XXI века. Содержание компетенций относится к специальностям в области компьютерных наук или требованиям на рабочие места инженеров-программистов. Необходимый содержательный минимум определяет 5 основных понятий и 7 практик. Понятия: устройства, сети и коммуникации, данные и анализ, алгоритмы и программирование, а также влияние вычислений. Практика: распознавание и представление вычислительных проблем, разработка и использование абстракций, создание вычислительных объектов, тестирование и итеративное уточнение, содействие инклюзивной вычислительной культуре, общение о вычислениях и сотрудничество вокруг вычислений.

Для поддержки старшеклассников, которые хотят изучать информатику на углубленном уровне, был разработан новый расширенный курс call CS Principles, который призван раскрыть широкое понимание информатики и организован вокруг 7 больших идей информатики: творчество, абстракция, данные и информация, алгоритмы, программирование, Интернет и глобальное влияние. Курс в настоящее время проходит апробацию [10, 11].

Выводы. Системы образования разных стран в области информатики и компьютерных наук существенно различаются. Это затрудняет поиск общих черт и обобщение опыта по схожим критериям. Рассмотрим сравнительную характеристику систем образования в разрезе трех измерения: что вводится? как это вводится? и на каком уровне (уровнях) вводится? И для каждого уровня – степень обязательности (обязательная дисциплина или курс по выбору). Представим результаты обобщения в виде Таблицы 1.

Таблица 1.

Сравнительный анализ систем образования разных стран в области преподавания информатики и компьютерных наук

Страна Что введено? Как введено? Начальная школа Средняя школа
Австралия Цифровые технологии

(Digital Technologies)

Автономный и интегрированный предмет Обязательный Обязательный
Англия Вычислительная (компьютерная) техника

(Computing)

Заменяет существующий предмет Обязательный
Финляндия Программирование (Цифровые компетенции)

Programming (Digital Competence)

Интегрированный предмет Обязательный
Новая Зеландия Программирование и компьютерная наука

(Programming and Computer Science)

Автономный предмет Электив
Норвегия Программирование

(Programming)

Автономный предмет Электив
Южная Корея Информатика

(Informatics)

Автономный предмет Обязательный Электив
США Компьютерная наука

(Computer Science)

Автономный предмет Электив

 

Интерес к компьютерам в школе никогда не был таким высоким, как сейчас. Многие страны включили или собираются включить компьютерную технику, вычислительное (компьютерное) мышление и информатику в той или иной форме в свои национальные учебные программы. В то же время системы образования разных стран сильно различаются. Это затрудняет сравнение и обобщение опыта, обучение друг у друга. Общая образовательная тенденция заключается во внедрении вычислительной техники, часто в форме компьютерного мышления, программирования цифровых компетенций, в начальное образование, в то время как тенденция в среднем образовании заключается в разработке более расширенных и углубленных курсов по информатике, ее влиянию на общество, программированию.

Представленный в статье обобщенный опыт по разным странам либо акцентирует внимание на цифровых компетенциях вместе с программированием, либо на более широком предмете вычислительной техники или информатики. Вычислительное мышление редко упоминается явно, но его идеи часто включаются в той или иной форме. Наиболее распространенная модель заключается в том, чтобы сделать обязательным изучение информатики в начальной школе и факультативным в средней школе. В перспективе отдельные страны оформили или планируют оформить обязательный характер изучения информатики на всех ступенях обучения. Общие задачи для всех стран заключаются в том, чтобы обучать и поддерживать профессиональных учителей, обладающих соответствующими знаниями и навыками, развивать соответствующую систему переподготовки учителей в сочетании с учебными материалами в рамках всей системы образования. Успех системы образования определяется, в первую очередь, кадровым потенциалом, реализующим государственную политику в непосредственном контакте с учениками.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Balanskat A., Engelhardt K. Computing our future: Computer programming and coding-Priorities, school curricula and initiatives across Europe. – European Schoolnet, 2014. 45 с.
  2. Bell T., Andreae P., Robins A. A case study of the introduction of computer science in NZ schools //ACM Transactions on Computing Education (TOCE), 2014. Т. 14. №. 2. С. 10-43.
  3. Bell T., Rosamond F., Casey N. Computer science unplugged and related projects in math and computer science popularization //The multivariate algorithmic revolution and beyond. Springer, Berlin, Heidelberg, 2012. С. 398-456.
  4. Brown N. C., Sentance S., Crick T., Humphreys S. Restart: The resurgence of computer science in UK schools //ACM Transactions on Computing Education (TOCE), 2014. Т. 14. №. 2. С. 1-22.
  5. Choi J., An S., Lee Y. Computing education in Korea – current issues and endeavors //ACM Transactions on Computing Education (TOCE), 2015. Т. 15. №. 2. С. 8-22.
  6. Cohen L., Manion L., Morrison K. Research methods in education. Routledge, 2002. 657 c.
  7. Computer science for all. White 2016. URL: https://www.whitehouse.gov/blog/2016/01/30/computer-science-all (дата обращения: 28.01.2019).
  8. Draft australian curriculum: Technologies. Australian Curriculum Assessment and Reporting Authority, 2012. URL: (дата обращения: 17.03.2019). https://acaraweb.blob.core.windows.net/resources/Draft_Shape_of_the_Australian_Curriculum_Technologies_paper_-_Marchpdf
  9. Falkner K., Vivian R., Falkner N. The Australian digital technologies curriculum: challenge and opportunity //Proceedings of the Sixteenth Australasian Computing Education Conference-Volume 148. Australian Computer Society, Inc., 2014. С. 3-12.
  10. Gal-Ezer J., Stephenson C. A tale of two countries: Successes and challenges in K-12 computer science education in Israel and the United States //ACM Transactions on Computing Education (TOCE), 2014. Т. 14. №. 2. С. 1-18.
  11. Guzdial M., Ericson B., Mcklin T., Engelman S. Georgia computes! An intervention in a US state, with formal and informal education in a policy context //ACM Transactions on Computing Education (TOCE), 2014. Т. 14. №. 2. С. 13-39.
  12. Informatics in education: Europe cannot afford to miss the boat / Report of the joint Informatics Europe and ACM Europe Working Group on Informatics Education. 2015. URL: http://europe.acm.org/iereport/ACMandIEreport.pdf (дата обращения: 25.01.2019).
  13. Lukion opetussuunnitelman perusteet 2015. Finnish National Board of Education, 2015. URL: https://www.oph.fi/download/172124_lukion_opetussuunnitelman_ perusteetpdf (дата обращения: 04.04.2019).
  14. National curriculum in England: Computing programmes of study. Department for Education, 2013. 201 с.
  15. Papert S. An exploration in the space of mathematics educations //International Journal of Computers for Mathematical Learning, 1996. Т. 1. №. 1. С. 95-123.
  16. Perusopetuksen opetussuunnitelman perusteet 2014. Finnish National Board of Education, 2014. URL: http://www.oph.fi/download/163777_perusopetuksen_ opetussuunnitelman_ perusteet_2014.pdf (дата обращения: 08.04.2019).
  17. Sahami M. Roach S., Cuadros-Vargas E., LeBlanc R. ACM/IEEE-CS computer science curriculum 2013: reviewing the ironman report //Proceeding of the 44th ACM technical symposium on Computer science education, ACM, 2013. С. 13-14.
  18. The australian curriculum: Technologies learning area. Australian Curriculum Assessment and Reporting Authority, 2013. URL: https://www.australiancurriculum.edu.au/f-10-curriculum/technologies/ (дата обращения: 15.02.2019).
  19. Vivian R., Falkner K., Falkner N. Addressing the challenges of a new digital technologies curriculum: MOOCs as a scalable solution for teacher professional development // Research in Learning Technology, 2014; №22. С. 1-20.
  20. Wing J. Research notebook: Computational thinking—What and why //The Link Magazine, 2011. С. 20-23.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Л.Л. Босова
Л.Л. Босова

Уважаемые Галина Владиславовна и Татьяна Олеговна! Благодарю Вас за интересный обзор. В последние годы школьная информатика бурно развивается во всем мире. Думаю, вам будут интересны результаты исследований на близкие темы, представленные в работах:Босова Л.Л. Школьная информатика в Китае: идеи, которые могут быть нам полезны // Наука и школа. 2016. № 1. С. 112-120. Босова Л.Л. Школьная информатика в России и в мире // Информатизация образования и науки. 2018. № 3 (39). С. 134-145. Хеннер Е.К. Сопоставительный анализ целей изучения информатики в общем образовании // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. Т. 14. № 2. С. 500-507. Вейгенд М. Обучение информатике… Read more »

Галина Ваныкина
Галина Ваныкина

Уважаемая Людмила Леонидовна! Большое спасибо за интерес к нашей работе. Предлагаемые ссылки,несомненно, очень полезны и расширяют картину зарубежного опыта информатизации.Спасибо!

Екатерина Алехина
Екатерина Алехина

Здравствуйте, Татьяна Олеговна и Галина Владиславовна! Информация представленная в данной статье актуальна лишь для региональных школ, в которых наблюдается отставание в оснащении современной компьютерной техникой в отличии от школ, находящихся в региональных центрах.

Галина Ваныкина
Галина Ваныкина

Здравствуйте, Екатерина! Уровень преподавания информатики и ИКТ в разных региональных центрах, в различных типах ОУ отличается, несмотря на соответствие стандартам и схожим применяемым методикам. В настоящее время озабоченность вызывает преподавание программирования как раздела школьного курса ИиИКТ: сокращение учебного времени, достаточно поздняя точка входа в базовый курс, нехватка учителей ИНФОРМАТИКИ в некоторых ОУ. Зарубежный опыт демонстрирует противоположную тенденцию: развитие критического и аналитического мышления школьников осуществляется через расширение вопросов алгоритмизации и программирования на школьном этапе, программирование вводится в отдельных образовательных системах как автономный предмет. Положительный зарубежный опыт может быть полезен и нашей системе образования.

Салахова А.А.
Салахова А.А.

Уважаемые Галина Владиславовна и Татьяна Олеговна!
Благодарю вас за широкий обзор! Возник вопрос уточняющего характера: под начальной школой вы подразумеваете аналог наших 1-4 классов или включаете и kindergarden? (С США это понятно, т.к. входит в К-12). Если так, то рассматриваете ли вы робототехнику в рамках информатики? Например, в Финляндии. Или вы её включили в ремесло?

Галина Ваныкина
Галина Ваныкина

Уважаемая Алёна Антоновна! Спасибо за интерес к нашей публикации! Понятие начальной школы в возрастном контексте не всегда соответствует нашей начальной школе (1-4), в статье мы кратко характеризовали распределение по уровням обучения. Робототехника рассматривается как электив при изучении информатики, а в финской образовательной системе мы отнесли ее к ремеслу.