ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Леонова Екатерина Викторовна,
учитель,
ГБОУ г.Москвы «Школа № 2010
имени Героя Советского Союза М.П.Судакова»

Аннотация: Содержание данной  статьи отражает состояние, проблемы и перспективы дистанционного обучения не только детей школьного возраста, но и студентов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, студенты вуза.

Всё большую популярность набирает дистанционное обучение ― возможность получать новые знания и даже диплом, находясь в любой точке мира.

Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий,  сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Так как профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.

 Я решила разобраться, в чём преимущества такой формы обучения, а где таятся «подводные камни». Как же здорово: сидим дома и в то же время принимаем участие в семинаре, вебинаре, дистанционном курсе обучения. Сейчас такое не просто возможно, но и достаточно популярно! Дистанционное образование (в прошлом заочное) ― это своеобразная революционная идея для современных людей, которые в один день стараются уместить всё ― от общения в профессиональном сообществе до повышения квалификации, а то и полностью до профессиональной переподготовки.

Не следует смеши­вать заочное и дистанционное формы обучения. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Как и в других формах обучения, дистанционное обуче­ние предполагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педаго­гической (в плане педагогических техноло­гий, методов, форм обучения) составляю­щих. Следовательно, задачами этапа педагоги­ческого проектирования являются создание электронных курсов, элек­тронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических тех­нологий организации процесса обучения в сетях.

Хочу назвать «плюсы» дистанционного образования.  

Во-первых, свобода и гибкость графика учебного процесса. Ты можешь самостоятельно создавать для себя комфортные условия учёбы. Всё зависит исключительно от студента и его желания получать образование. При такой форме обучения никто не будет «стоять над душой» и заставлять тебя скорее сдать контрольную работу и не придётся ожидать нерадивого студента, который не может понять очевидных для себя вещей.

Во-вторых,  индивидуальный темп обучения. Индивидуальный подход ― это настоящее спасение! Ты можешь прослушать запись лекции ровно столько раз, сколько это необходимо. Ты можешь остановиться, чтобы сделать записи, несколько раз вернуться к словам лекции для полного понимания теоретического материала  или пропустить то, что ты уже знаешь.

В-третьих, доступность образования в любой точке мира. Да, ты сможешь улететь из города на другой конец света, и при этом считать себя студентом. Конечно, всё будет возможно, если при этом ты располагаешь доступом в Интернет.

В-четвёртых, увеличение числа учащихся. В дополнение ко всем преимуществам такой формы образования  одним из самых весомых аргументов всё равно остаётся увеличение числа учащихся с ОВЗ, инвалидов-колясочников, работающих по сменам людей, беременных или кормящих матерей, пожилых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья. Люди, которые действительно хотят получать образование, но не имеют возможности постоянно присутствовать в университете, с удовольствием соглашаются именно на дистанционное обучение. Как и в традиционном учебном процессе, главным звеном обеспечения эффективности образовательного процесса является преподаватель. При организации обучения в дистанционной форме ему предъявляется ряд новых требований, исходящих из специфики работы. Педагогу надо определиться с содержанием учебного курса, степенью необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения.

В-пятых, выгодная цена. Дистанционное образование является наиболее доступной формой в финансовом плане. Стоимость обучения зависит от конкретного вуза, но в основном эта сумма может конкурировать только с заочным образованием,  хотя всё равно она будет ниже на 10−30%.

Хочу отметить и «минусы» дистанционного образования.

  1. Исключение влияния на успеваемость. Несмотря на очевидное преимущество в виде индивидуального темпа образования, такой подход может подойти только для дисциплинированных и очень мотивированных студентов. Когда мы, уставшие,  приходим с работы,  мы меньше всего хотим задумываться о лекциях и заданиях ― слишком позднее время, слишком устали, другие планы на вечер. А если ты пришёл после долгого собрания на работе, то, какое уж тут образование!
  2. Ограниченное время на общение с однокурсниками и преподавателем. И как следствие ― меньше ответов на волнующие вопросы, меньше дополнительной информации и практических советов. Нельзя упустить такой момент, как зависимость от доступа в Сеть. Бывает, что мы находимся «вне зоны доступа», а это грозит пропуском важных записей. Постоянный доступ ― одно из самых важных условий, если ты решилась получать именно дистанционное образование. Нехватка важных деталей. К сожалению, при такой форме образования общение с преподавателем сильно ограничено. Он записал ровно столько, сколько посчитал необходимым, где-то что-то забыв упомянуть или просто решив этого не делать. Всю остальную информацию придется искать самостоятельно, через другие источники.
  3. 3.Недостаток практических занятий. Все занятия будут скорее в виде лекций, чем практикума и тренажёра. Ты можешь узнать обо всем, но совершенно не понимать, как эти знания применить в своей жизни или работе. Конечно, в настоящее время дистанционное образование не может в полной мере заменить традиционную очную форму обучения. Тем не менее с каждым годом именно дистанционное образование получает всё больше студентов: возможности растут, а Интернет и компьютерные технологии позволяют сделать обучение более интересным и эффективным. Появляются новые проекты и изобретения в этой области, чтобы каждый человек с самыми разными возможностями мог реализовать свой потенциал и стать настоящим профессионалом в своем деле.

Итак, дистанционное образование набирает обороты в современном образовании. Учащаяся аудитория повышает профессиональный и учебный  уровень,  самостоятельно ликвидирует пробелы в знаниях, а также расширяет свои знания по интересам.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. https://www.cosmo.ru/psychology/education/distancionnoe-obuchenie-za-i-protiv;
  2. https://nsportal.ru/ Дунайцева Виктория Анатольевна педагог-психолог;
  3. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения. /ПИПТ. 2000. №3.
  4. Борк А. «История» новых технологий в образовании: [Пер. с англ.] / Рос. открытый ун-т. — М., 1990
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
учитель начальных классов
учитель начальных классов

Добрый вечер! Спасибо за интересный материал! Интересно Ваше мнение, возможен ли в будущем полный переход на дистанционное образование?

Екатерина
Екатерина

Добрый вечер! Я думаю, что полный переход (в будущем) на дистанционное обучение конечно возможен!
Но… нужно ли? Пропадёт навык живого общения с интереснейшими в жизни людьми. Даже, когда ты просто смотришь в глаза собеседнику, открывается другой мир вокруг.

Голубева Людмила
Голубева Людмила

Здравствуйте! Очень интересная статья. Возник вопрос, а куда бы вы отнесли ограничение выполнение работы по времени? К плюсам или минусам дистанционного обучения?

М.А. Федотенко
М.А. Федотенко

Добрый вечер, уважаемая Екатерина Викторовна!
С удовольствием и большим интересом ознакомилась с Вашей статьей, благодарю!
У меня вопрос к «минусам» 2 и 3: Вы считаете их недостатками всего дистанционного образования в целом или же недостатками конкретных курсов дистанционного образования (которых возможно даже большинство), связанными с, например, недостаточной компетентностью их разработчиков? Иными словами, возможно ли на Ваш взгляд преодоление этих барьеров на пути к (почти) идеальному ДО или их нужно принять как данность?

Екатерина
Екатерина

Уважаемая Екатерина Викторовна!
Я думаю, ни для кого не секрет, что тема о плюсах и минусах дистанционного обучения понемногу себя исчерпывает, но, по моему мнению, у Вас получилась хорошая статья, в которой доступно и структурированно все описано. Спасибо!

Читатель
Читатель

Уважаемая Екатерина Викторовна!
Тема поднятая Вами не нова. Аргументы приведенные в статье так же известны. Вопрос в том, на сколько эффективно дистанционное образование?
Мое мнение у данного вида образования, безусловно есть перспективы, но в обозримом будущем, оно не способно полноценно заменить классический вариант обучения. Не маловажную роль в образовании занимает обучение студентов навыкам работы в коллективе, умение «в живую» отстаивать в дискуссиях свою точку зрения и, при необходимости , признавать ошибки. Так же, у действительно мотивированных студентов, при живом общении с преподавателем и сокурсниками возникает намного больше идей, вопросов и вариантов ответа на них.

Анастасия М.
Анастасия М.

Здравствуйте, Екатерина Викторовна! Ознакомилась с Вашей статьей, она очень познавательная. Как Вы считаете, какие школьные или вузовские предметы не сможет в полной мере заменить дистанционное образование?

Екатерина
Екатерина

Здравствуйте, Анастасия. На мой взгляд дистанционное образование в полной мере не заменит гуманитарные науки. Именно в этих науках важна точность. В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идёт преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога, общения с другим).

магистрант 10
магистрант 10

Добрый день! Спасибо большое за статью!
Скажите пожалуйста, каково Ваше мнение, возможно ли получение высшего образования учителями математики и информатики полностью перевести в дистанционный режим?