ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Смирнова Екатерина Михайловна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры неорганической
химии и биофизики,
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная
академия ветеринарной медицины»
Аннотация: В связи с достижениями в области информационных технологий открываются новые возможности для развития и совершенствования образовательного процесса. Информационные технологии сегодня обладают значительным дидактическим потенциалом, который позволяет мотивировать обучающихся образовательных организаций высшего образования. В настоящей статье предпринята попытка научного анализа и критического осмысления использования электронной образовательной среды ВУЗа, как средства реализации ФГОС 3+.
Ключевые слова: электронная образовательная среда, реализация ФГОС 3+, образовательный процесс, информационные технологии.
В образовательных организациях высшего образования процесс обучения претерпевает модернизацию: становится более открытым, гибким, дифференцированным, ориентированным на высокую профессионализацию.
При этом появляется возможность использовать преимущества информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных учебных пособий, средств мультимедиа, сайтов, порталов (Федеральный портал «Российское образование», Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», платформы UDACITY, Udemy); сервисов Web-2.0: новых smart-технологий, вики-технологий, подкастов, вебинаров.
Этот процесс соответствует требованиям положений Государственной программы РФ «Информационное общество (2011–2020 гг.)», «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года» и «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.».
Одной из тенденций последних лет в развитии информационных образовательных технологий стало распространение ЭОР нового поколения – Массовых Открытых Онлайн Курсов («Massive open online courses»), которые привлекли внимание специалистов в сфере образования и компьютерных технологий. Университеты, государственные образовательные структуры многих стран заинтересовались новыми возможностями расширения доступа к высшему образованию и повышения его качества.
Таким образом, изучение, анализ и обобщение существующего многообразия информации как в области теории и методики, педагогических практик обучения в технологической сфере (типах, свойствах, функциональных возможностях и способах применения информационных технологий с целью использования ЭОР для эффективного формирования профессионально ориентированной компетенции будущих специалистов), актуализируют рассматриваемую проблему.
При использовании ЭОР в образовательном процессе выделяют следующие аспекты: мотивационный, содержательный, учебно-методический, организационный, контрольно-оценочный[1].
ЭОР становятся одним из элементов образовательного процесса. Они вносят изменения в образовательную среду; так что информационные ресурсы большинства образовательных организаций высшего образования органично интегрируют традиционные и электронные средства обучения, в том числе, включая, с появлением открытой модели образования на базе ЭОР нового поколения, открытые онлайн курсы (ООК).
Подготовка современного специалиста в значительной степени зависит от качества учебно-методического обеспечения, технической оснащённости образовательных организаций высшего образования и разносторонней подготовки преподавателей. ЭОР: компьютеризированные задания, обучающие компьютерные программы, моделирующие программы, электронные учебники и пособия, Интернет-сервисы, компьютерное тестирование – органично дополняют традиционные методы и «печатные» ресурсы[2].
Общие требования к электронным образовательным ресурсам, используемым в процессе обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, устанавливает Национальный стандарт РФ: ГОСТ Р53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы.
Информационно-образовательная среда (ИОС) представляет собой систему инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.
ИОС – важный фактор повышения качества образования. Понимание этого явления и практические подходы к его формированию и развитию изменялись, начиная от чисто технических и технологических на первых этапах, когда информационно-образовательная среда рассматривалась в узком смысле и включала персональный компьютер с окружающим его комплектом устройств ввода-вывода, несложную аппаратуру передачи данных и программное обеспечение, до целой системы электронных ресурсов, ориентированных на реализацию образовательной деятельности[3].
Сейчас под информационно-образовательной средой понимается унифицированное единообразное информационно-коммуникационное образовательное пространство, которое базируется на технологической платформе, а также включает образовательные, педагогические, администрирующие и технические кадры, которые обеспечивают функционирование этой среды. При этом информационно-образовательная среда сегодня не заменяет, а дополняет традиционное образовательное пространство организаций высшего образования[4].
Вместе с тем ИОС можно рассматривать как одну из составляющих компонент, а именно информационную, общей образовательной среды высшего учебного заведения, являющуюся системообразующим фактором, аккумулирующим все внешние факторы и обеспечивающую формирование необходимых компетенций обучающихся[5].
Очередным заметным шагом в развитии информационных образовательных технологий стало появление электронных образовательных ресурсов нового поколения.
МООК – Массивные Открытые Онлайн Курсы, (англ. «Massive open online courses»), привлекли внимание не только специалистов в сфере образования и компьютерных технологий, университеты, государственные образовательные структуры многих стран, но и предпринимательское сообщество, включая крупные корпорации. Как инструмент расширения доступа к высшему образованию они вызвали большой интерес и у самих обучающихся. Компактная характеристика МООК представлена в материалах исследований, проведённых Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО). По своей форме MOOK – это электронные онлайн-курсы, включающие в себя видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены.
Авторами курсов являются преподаватели ведущих университетов. MOOK опираются на активное участие и взаимодействие обучающихся с преподавателями и между собой, их важной характеристикой является наличие у каждого обучающегося персональной учебной среды. Количество обучающихся, зарегистрированных на различные MOOK, варьируется от нескольких сотен до десятков и сотен тысяч. После изучения онлайн курса возможно получение официального сертификата.
Трудно переоценить роль ЭОР в формировании и развитии у будущих специалистов профессионально ориентированной компетенции. В настоящее время образовательные организации высшего образования руководствуются в своей работе стандартами образования, которые в качестве одного из основных компонентов включают компетентностный подход. При этом результаты обучения оцениваются по степени владения обучающимися общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, а благодаря находящемуся в разработке проекту нового ФГОС 3++, универсальной компетенцией (УК).
ЛИТЕРАТУРА:
[1] Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы: монография Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю., Хрулева А.А. – Ялта, 2016. – 201 с.
[2] Горбунова Н.В. Инновационная образовательная среда высшего учебного заведения: проектирование и моделирование в контексте средового подхода // IІ Всероссийская научно-практическая конференция „Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога”. – 2015. – Евпатория. – С. 10-14.
[3] Сейтвелиева С.Н. О подходах к повышению качества ИТ-образования / С. Н. Сейтвелиева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. – № 8-3. – С. 66-69.
[4] Герасименко Т.Л., Грубин И.В., Гулая Т.М., Жидкова О.Н., Романова С.А. Smart-технологии (вебинары и социальные сети) в преподавании в вузе. / Т. Л. Герасименко // «Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО». – 2016. – № 5. – С. 9-12.
[5] Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова; под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 194 с.
Добрый день, Екатерина Михайловна! Спасибо за материал! Подскажите, пожалуйста, Вы как преподаватель используете такую среду в организации учебного процесса?