РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

By | 22.04.2019
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Николау Лидия Леонидовна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Приднестровский государственный
университет им.Т.Г. Шевченко

Аннотация: Рассматривается проблема развития детской одаренности в процессе обучения математики в начальной школе. Раскрываются понятия: «одаренность», «одаренные дети», «одаренные дети в области математики». Выделяются некоторые педагогические условия  работы с  одарёнными детьми в процессе обучения математики младших школьников.Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, одаренные дети в области математики, методика работы с одаренными детьми в области математики.Изменения, которые происходят сейчас в мире, ставит перед системой образования все новые проблемы. Одна из них является развитие и воспитание одаренной личности.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования Приднестровской Молдавской Республики» [2] указывает на необходимость обеспечения условий, способствующих развитию детской одаренности.

В психолого-педагогическом словаре одаренность  трактуется как «совокупность природных задатков, как одно из условий формирования способностей» [5, с.291].

Под одарённостью, Б.М. Теплов понимает «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [7, с. 22].

Д.Б. Богоявленский, В.Д. Шадрикова дают следующее определение одаренного ребенка «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [6].

Ахаева Н.В. выделяет наиболее общие характеристики одаренных детей, которые проявляются в процессе обучения:

  • высокая познавательная потребность, способствующая проявлению любознательности к исследовательскому пониманию;
  • повышенная потребность в умственной нагрузке;
  • ярко выраженный интерес к всевозможным занятиям или сферам деятельности, необычайная увлечённость чем-то;
  • настойчивость в достижении самостоятельно поставленной цели;
  • высокий уровень общения и абстрактно-логического мышления;
  • самостоятельность мышления и способов действия – стремление все делать по-своему. [1]

Опираясь на научные критерии одаренности и математических способностей [4], можно выделить и  некоторые особенности детей одаренных в области математики.  Они имеют более высокий  уровень умственного развития  и испытывают радость от умственного труда; восприимчивость к умению математики, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность. У одаренных детей в области математики  ярко выражены и математические  способности:

  • Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи;
  • Способность к быстрому и  легкому обобщения математического материала;
  • Способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий:
  • Способность мыслить свернутыми структурами;
  • Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;
  • Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли;
  • Стремления к ясности, простоте, экономности и рациональности решения задания;
  • Хорошая память на математические отношения, схемы рассуждений, методы решения задач.

Детскую одаренность в области математики нужно рассматривать с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих – выявление, обучение и развитие. Работа по выявлению одарённых и способных детей  в области математики должна начинаться с первых дней пребывания ребенка в школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей, а также используя различные методики. Выявляя наиболее выраженные  математические способности каждого ученика, формируя банк данных об одаренных детях, нужно планировать разноуровневую работу по развитию детской одаренности в урочной и внеурочной деятельности.

При организации работы с одаренными детьми в области математики учителю нужно придерживаться следующими принципами педагогической деятельности:

  • ускорения, обогащения и углубления;
  • единства деятельности, обучения и развития;
  • предельной трудности;
  • непрерывность и систематичности школьного и внешкольного  математического образования;
  • максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • гуманизм в межличностных отношениях;
  • научность и интегративнность;
  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения математике;
  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
  • создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя;
  • принцип стимулирования умственной и творческой деятельности учащихся и др.

Организуя процесс обучения математики в начальной школе, нужно стараться поддержать одарённого ученика, чтобы он не утратил способность и мотивацию к развитию и совершенствованию своих математических способностей. Развитие одарённого ребёнка в области математики следует рассматривать  и как формирование универсальных учебных действий,  развитие его внутреннего деятельностного потенциала, его способностей быть активным участником процесса обучения математики, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору учебного задания, максимально использовать свои способности в учебной деятельности.

У одарённых детей  в области математики чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения математики и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Учебная деятельность  одаренных детей необходимо строить таким образом, чтобы содержание  процесса обучения математики было ориентировано на:

  • предоставление возможности углубленного изучения тем, выбираемых учащимися;
  • организацию самостоятельности в обучении, руководимую самим ребёнком;
  • формирования умений и навыков исследовательской работы;
  • развитие творческого, критического и абстрактно-логического мышления;
  • стимулирование и поощрение выдвижения новых идей;
  • развитие самопознания и самопонимания, осознание своеобразия собственных способностей и понимание индивидуальных особенностей других детей.

Основной формой организации процесса обучения математики в начальной школе является урок. Формы, методы, приемы организации деятельности одаренных детей  в рамках отдельного урока должны отличаться разнообразием и должны быть направлены на индивидуализацию и дифференциацию учебных заданий. Выбирая технологии, методы, формы организации деятельности на уроке нужно обратить внимание  на возможности всех учеников класса,  и в то же время учитывать детскую одаренность каждого ученика.

Образование одаренных детей предполагает индивидуальное развитие каждого ученика. Процесс обучения  математики должен быть ориентирован не столько на весь класс, сколько на каждого конкретного ученика. На уроках и внеклассных мероприятий создавать проблемные ситуации, коллизий, использовать интерактивные приёмы и методы, поощрять стремления учеников находить свой способ работы, через общение и групповой поиск, где каждый может проявить инициативу, изобретательность.

Для организации работы с одаренными детьми предпочтительно использовать следующие методы обучения: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные. Организуя деятельность всего класса на уроке желательно сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу.

Основным методом развития математических способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.

Обучение одаренных детей в области математики – трудная и широкомасштабная задача. Учитель должен научить младшего школьника понимать собственные достижения, вселить уверенность в свои силы и возможности, развить стремление к совершенствованию. Педагогам можно порекомендовать еще некоторые приемы организации обучения одарённого ребёнка  в области математики на уроке.

  1. Предлагать одарённому ребёнку выполнить более сложную по уровню учебное задание (исследовательского, творческого характера) в то время, когда другие ученики повторяют пройденный материал, или закрепляют новые знания. Нужно научить одарённого ребёнка управлять процессом своего обучения математики и формирования познавательных универсальных учебных действий.
  2. При организации группой работы, можно объединить в группе обучающихся с разными типами одарённости. Это поможет одаренным ученикам в области математики контактировать с одаренными детьми в других областях, помогать другим ученикам преодолевать проблемы в области изучения математике. Это будет влиять на личностные и коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников.
  3. Учитывая, что одарённые обучающиеся в области математики быстрее, чем другие дети в классе будут принимать учебную задачу, видеть предполагаемый результат учебного труда, их можно будет назначить консультантами, проектировщиками учебного процесса при освоении наиболее сложного математического материала. Таким образом, у одаренных детей будут формироваться метапредметные универсальные учебные действия.
  4. Зная о том, что одарённые дети имеют проблемы с завышенной или заниженной самооценкой, можно давать им задания на разработку критериев оценки результатов конкретной деятельности. Это будет способствовать развития рефлексивных универсальных учебных действий.
  5. Результаты труда одарённого ребёнка обязательно должны быть оценены педагогом, так как для детей данной категории это имеет достаточно большое значение.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком  в области математики являются индивидуальные занятия. Для того, чтобы эти занятия были более эффективными, нужно составить план занятий с ребенком, учитывая уровень развития его математических способностей.

Деятельность по развитию одаренности детей младшего школьного возраста нужно начинать с первого класса, проводя внеклассные занятия,  различные  интеллектуальные конкурсы: «Почемучка», «Что? Где? Зачем?» и др.

 Большую роль в развитии одаренности младших школьников  играют олимпиады, интеллектуальные марафоны. Математические олимпиады различного рода и уровня используется для выявления интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к математике.  Основные достижения и результаты работы одаренных детей, как в урочной так и внеурочной деятельности, нужно включить в  портфолио  ученика.

Организуя работу по развитию детской одаренности в процессе обучения младших школьников математики учителям необходимо урочную и внеурочную деятельность учащихся  направить на максимальное раскрытие потенциальных возможностей одаренных детей, помогая одаренным детям реализовать ярко выраженные свои способности. Нужно стараться вовлечь одаренных детей в исследовательскую деятельность, используя  такие методы как:  математические проекты, проектные задачи, решение проблемно-исследовательских заданий. Данные методы направлены  не только на формирование исследовательских умений  одаренных младших школьников,  а также обеспечивают рост творческого потенциала, познавательных мотивов одаренных детей.

Стратегия работы с одаренными детьми  в области математики в начальной школе заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в их развитии.

Мы уверены в том, что именно учитель начальных классов способен вовремя заметить и поддержать одарённого ученика в области математики, развить его способности и индивидуальность.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ахаева Н.В. Научно-педагогические основы формирования одаренной личности в условиях здоровьесберегающего образовательного пространства. Дис. дисс. … канд. пед. наук: 13.00./ Н.В.. Ахаева. — Усть-Каменогорск, 2016. -356с.
  2. Государственный образовательный стандарт начального общего образования Приднестровской Молдавской Республике//// minpros.info
  3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968.– 431с.
  4. Психолого-педагогический словарь для учителя и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 1998.-544с.
  5. Рабочая концепция одаренности. / Под ред. Богоявленской Д.Б. и Шадрикова В.Д. – М.: Изд. Министерства образования РФ. – 2003. – 96 с.
  6. Теплов Б. М. Способности и одаренность / Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments