ДИАГНОСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ МАТЕМАТИКОЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Лизунова Виктория Андреевна,
студент,
научный руководитель: Уткина Т.И.,
доктор педагогических наук, профессор
Орский гуманитарно-технологический институт
(филиал) Оренбургского государственного университета
Орск
Аннотация: В данной статье рассматривается методика диагностирования уровня развития мотивации к занятиям математикой у учащихся начальных классов. Выявляется компонентный состав мотивации к занятиям математикой у учащихся начальных классов.
Ключевые слова: мотивация,уровни мотивации.
В данной работе предоставлены результаты исследования по разработке методики диагностирования уровня развития мотивации к занятиям математикой у учащихся начальных классов.
Актуальность проблемы определяется социальным запросом, сформулированным в ФГОС НОО, требованиями профессионального стандарта «Педагог», а также текущей ситуацией в школах.
В основу создания методики были положены результаты проведенного теоретического исследования по выявлению содержания и компонентного состава мотивации к занятиям математикой у учащихся начальных классов: умение успешно справляются с учебной деятельностью к занятиям математики; умение успешно выполнять все предъявляемые школьные требования к занятиям математики; умение учащихся самостоятельно выявлять цели и задачи урока; умение самостоятельно находить пути решения на уроках математики; умение эффективно осуществлять отбор полезной информации данного предмета; систематизировать эту информацию, соотнося ее с имеющимися знаниями и опытом.
Методологической основой исследования послужили труды Ю.Ю Березиной, Ю.К Бабанского, Т.С Матюхиной, Г. И Щукиной, А. К Марковой, А.В Белошистой.
Диагностика выявляет три уровня (низкий, средний, высокий)развития мотивации к занятиям математикой у учащихся начальных классов.
Низкий уровень (от 0 до 5 баллов) – у обучающегося полное отсутствие интереса к предмету. Характерны отсутствие доминирующих мотивов изучения.
Средний уровень (от 6 до 14 баллов) – у обучающегося проявляется интерес к данному предмету. Присутствует стремление к преодолению препятствий, но только в том случае, если будет осуществлена помощь со стороны.
Высокий уровень (от 15 до 20 баллов) – у обучающего сильный интерес к данному предмету. Доминируют следующие мотивы: достижения успеха, личного самоутверждения, эмоционального удовольствия.
Количественные показатели:
- 0—5 баллов — низкий уровень мотивации к занятиям математикой;
- 6—14 баллов — средний уровень мотивации к занятиям математикой;
- 15—20 баллов — высокий уровень мотивации к занятиям математикой.
Для реализации данной диагностики бал разработан комплекс вопросов. Рассмотрим ряд вопросов для выявления уровня развития мотивации к занятиям математикой.
- Математика даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
- Математика мне интересна, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
- Мне достаточно тех знаний, которые я получаю на уроке.
- Учебные задания по математике мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.
- Трудности, возникающие при изучении предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
- Кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
- Считаю, что трудные теоретические вопросы можно было бы не изучать.
- Когда у меня возникают трудности на уроке, стараюсь разобраться и дойти до сути.
- На уроках по математике у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
- Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя .
- Знания , полученные на уроке , в свободное время обсуждаю с друзьями.
- Стараюсь самостоятельно выполнять задания, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
- Стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
- Если я плохо подготовлен к уроку, то я не расстраиваюсь.
- Оценка по математике для меня важнее, чем знания.
- Все знания полученные на уроке являются важными .
- В свободное время я занимаюсь изучением нового материала по математике.
- У меня возникают трудности при изучении данного предмета, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
- Если я пропускаю уроки по математики, то меня это огорчает.
- Если бы была возможность, то я исключил бы уроки математики из расписания.
Обработка результатов
Подсчет баллов будет осуществляться в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы ,а «Нет» — отрицательные. За каждое совпадение учащимся начисляется один балл.
Ключ
Да | 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 16, 17, 19 |
Нет | 3, 4, 7, 9, 10, 13,14, 15, 18, 20 |
Данная методика диагностирования прошла апробацию на базе МОАУ СОШ №2 п. Новоорск и внутревузовской конференции, в ходе которой подтверждена её эффективность.
ЛИТЕРАТУРА:
- Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе / А. В. Белошистая. – Москва : ВЛАДОС, 2005. – 455 с. – ISВN 5-360-00186-7
- Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина [Электронный вариант]. – Режим доступа : — http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala /2013/8/pedagogika/berezina.pd.
- Развивающий потенциал учебного предмета «Математика» («Начальная школа XXI века») в формировании познавательных УУД младшего школьника : Из описания педагогического исследования педагогов МОУ СОШ №16 г. Березники Пермского края. – Березники : Пресс-А, 2010. — 60 с.
- Матюхина, М. В. Психология младшего школьника / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. П. Патрина. – Москва : Просвещение, 1976. – 210 с.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1998. — 208 с. — ISBN 5-8254-0016-
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике/Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971.
- Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения/Г.И.Щукина.-М.:Учпедгиз,2000.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1998. — 208 с.