ДИАГНОСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ МАТЕМАТИКОЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

By | 22.04.2019
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ МАТЕМАТИКОЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Лизунова Виктория Андреевна,
студент,
научный руководитель: Уткина Т.И.,
доктор педагогических наук, профессор
Орский гуманитарно-технологический институт
(филиал) Оренбургского государственного университета
Орск

Аннотация: В данной статье рассматривается методика диагностирования уровня развития мотивации к занятиям математикой у учащихся начальных классов. Выявляется компонентный состав мотивации к занятиям математикой у учащихся начальных классов.

Ключевые слова:  мотивация,уровни мотивации.

В данной работе предоставлены результаты исследования по разработке методики диагностирования уровня развития мотивации к занятиям математикой у учащихся начальных классов.

Актуальность проблемы определяется социальным запросом, сформулированным в ФГОС НОО, требованиями профессионального стандарта «Педагог», а также текущей ситуацией в школах.

В основу создания методики были положены результаты проведенного теоретического исследования по выявлению содержания и компонентного состава мотивации к занятиям математикой у учащихся начальных классов: умение успешно справляются с учебной деятельностью к занятиям математики; умение успешно выполнять все предъявляемые школьные требования к занятиям математики; умение учащихся самостоятельно выявлять цели и задачи урока; умение самостоятельно находить пути решения на уроках математики; умение эффективно осуществлять отбор полезной информации данного предмета; систематизировать эту информацию, соотнося ее с имеющимися знаниями и опытом.

Методологической основой исследования послужили труды Ю.Ю Березиной, Ю.К Бабанского, Т.С Матюхиной, Г. И Щукиной, А. К Марковой, А.В Белошистой.

Диагностика выявляет три уровня (низкий, средний, высокий)развития мотивации к занятиям математикой у учащихся начальных классов.

Низкий уровень (от 0 до 5 баллов) – у обучающегося полное отсутствие интереса к предмету. Характерны отсутствие доминирующих мотивов изучения.

Средний уровень (от 6 до 14 баллов) – у обучающегося проявляется интерес к данному предмету. Присутствует стремление к преодолению препятствий, но только в том случае, если будет осуществлена помощь со стороны.

Высокий уровень (от 15 до 20 баллов) – у обучающего сильный интерес к данному предмету. Доминируют следующие мотивы: достижения успеха, личного самоутверждения, эмоционального удовольствия.

Количественные показатели:

  • 0—5 баллов — низкий уровень мотивации к занятиям математикой;
  • 6—14 баллов — средний уровень мотивации к занятиям математикой;
  • 15—20 баллов — высокий уровень мотивации к занятиям математикой.

Для реализации данной диагностики бал разработан комплекс вопросов. Рассмотрим ряд вопросов для выявления уровня развития мотивации к занятиям математикой.

  1. Математика даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
  2. Математика мне интересна, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
  3. Мне достаточно тех знаний, которые я получаю на уроке.
  4. Учебные задания по математике мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.
  5. Трудности, возникающие при изучении предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
  6. Кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы можно было бы не изучать.
  8. Когда у меня возникают трудности на уроке, стараюсь разобраться и дойти до сути.
  9. На уроках по математике у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя .
  11. Знания , полученные на уроке , в свободное время обсуждаю с друзьями.
  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
  13. Стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
  14. Если я плохо подготовлен к уроку, то я не расстраиваюсь.
  15. Оценка по математике для меня важнее, чем знания.
  16. Все знания полученные на уроке являются важными .
  17. В свободное время я занимаюсь изучением нового материала по математике.
  18. У меня возникают трудности при изучении данного предмета, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
  19. Если я пропускаю уроки по математики, то меня это огорчает.
  20. Если бы была возможность, то я исключил бы уроки математики из расписания.

Обработка результатов

Подсчет баллов будет осуществляться в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы ,а «Нет» — отрицательные. За каждое совпадение учащимся начисляется один балл.

Ключ

Да 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 16, 17, 19
Нет 3, 4, 7, 9, 10, 13,14, 15, 18, 20

Данная методика диагностирования прошла апробацию на базе МОАУ СОШ №2 п. Новоорск и внутревузовской конференции, в ходе которой подтверждена её эффективность.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе / А. В. Белошистая. – Москва : ВЛАДОС, 2005. – 455 с. – ISВN 5-360-00186-7
  2. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина [Электронный вариант]. – Режим доступа : — http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala /2013/8/pedagogika/berezina.pd.
  3. Развивающий потенциал учебного предмета «Математика» («Начальная школа XXI века») в формировании познавательных УУД младшего школьника : Из описания педагогического исследования педагогов МОУ СОШ №16 г. Березники Пермского края. – Березники : Пресс-А, 2010. — 60 с.
  4. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. П. Патрина. – Москва : Просвещение, 1976. – 210 с.
  5. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1998. — 208 с. — ISBN 5-8254-0016-
  6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике/Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. 
  7. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения/Г.И.Щукина.-М.:Учпедгиз,2000.
  8. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1998. — 208 с.
avatar
  Подписаться  
Уведомить о