МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ

Лисина Татьяна Сергеевна,
аспирантка
УО МГУ им А.А. Кулешова,
г. Могилев, Республика Беларусь

Аннотация: в данной статье рассматривается роль мультимедийных презентаций в учебном процессе по физике, понятие мультимедийных презентаций и приводится пример презентации разработанной для курса физики 9 класса «Механика».

Ключевые слова: учебный процесс, мультимедийная презентация.

В настоящее время перед школой поставлена непростая задача – обеспечить условия для заинтересованности каждого обучающихся в получении ими знаний, умений и навыков. Нами предлагается один из многих способов развития познавательной активности учащихся – это применение мультимедийной презентации. Современный процесс обучения невозможно представить без мультимедийной технологии, подразумевающей под собой применение графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов и т.д.

Мультимедийная презентации – это набор анимированных слайдов, содержащих графические, текстовые, аудио-, видеофайлы, объединенных общей темой и хранящихся в одном файле. В расшифровке понятия презентации мы ссылаемся на работу Ефремова В.С. «Методические рекомендации по созданию электронных презентаций» [2], в которой говорится: «Основной единицей электронной презентации в среде Power Point является слайд. Это относительно автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране в виде единой композиции. С помощью Power Point можно создавать связанную последовательность слайдов, которая, собственно, и называется презентацией» [2].

Мультимедийные презентации обладают свойством интерактивности, что позволяет более эффективно адаптировать учебный материал и сделать его личностно значимыми для учащегося. Применение презентации приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что приводит к повышению эффективности восприятия и запоминания большого объема учебного материала. Уроки с использованием презентации повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.

При активном использовании презентации в учебном процессе по физике, эффективнее достигаются учебные цели и задачи. Учащиеся самостоятельно учатся анализировать факты, их сопоставлять, структурировать, выражать свои мысли письменно и устно, рассуждать логически, слушать и понимать, делать для себя открытия, и в дальнейшей деятельности принимать решения по сделанному выбору. Для педагога, же, презентация, дает возможность «конструировать» учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения, позволяя организовывать учебный процесс не только в стандартной традиционно-урочной форме обучения.

Для достижения поставленных дидактических целей на уроках физики, учебный материал в мультимедийной презентации представляется в краткой форме. В процессе изложения урока учитель представляет подготовленную и обработанную информацию на слайде в качестве иллюстрации, краткого текста, формул, графиков, анимации и т.д. При этом изложение материала сопровождается объяснением педагога как в устной, так и в письменной форме с использованием классной доски. И как следствие, применения презентации на уроках физики приводит к лучшему усвоению учебного материала учащимися.

Для создания мультимедийных презентаций по курсу физики 9 класса мы использовали как основу, программу Power Point из пакета Microsoft Office. Наши мультимедийные презентации представляют собой мультимедийный конспект (модуль) по всем темам, содержащий краткий теоретический материал, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Были разработаны презентации по всему курсу физики 9 класса «Механика» на основании учебного пособия [1].

На рисунке 1 представлен фрагмент мультимедийной презентации №1 «Основная задача механики» по теме Основы кинематики.

Рисунок 1. Фрагмент мультимедийной презентации №1 «Основная задача механики» по теме «Основы кинематики»

Как показала практика применения разработанных мультимедийных презентаций в учебном процессе, они позволяют улучшить восприятие учащимися учебного материала, развивать познавательный интерес у учащихся, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизировать творческую деятельность учащихся, воспитывать научное мировоззрение.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Герасимова, Т. Ю. Частные вопросы преподавания физики в средней школе: пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по группе специальностей 02 05 Преподавание физико-математических дисциплин профиля А – Педагогика: в 5 ч. / Т. Ю. Герасимова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – Ч. 3. – 272 с.: ил.
  2. Dipiomba.ru [Электронный ресурс]: Презентация как средство обучения – Режим доступа: http://diplomba.ru/work/100166 – Дата доступа: 14.04.2018.
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Босова Л.Л.
Босова Л.Л.
4 лет назад

Уважаемая Татьяна Сергеевна!
По тексту статьи чувствуется, что Вы очень глубоко изучили возможности создания и использования мультимедийных презентаций в учебном процессе по физике. Но ведь в настоящее время есть множество инструментов, обладающих куда более широкими возможностями! Не планируете ли перейти на использование более современных инструментов?

Татьяна
Татьяна
Reply to  Босова Л.Л.
4 лет назад

Добрый день. Мультимедийные презентации являются одним из элементом разрабатываемого ЭУМК.

Валерия
Валерия
4 лет назад

Добрый день! Спасибо за материал! Работали ли Вы с иными сервисами по созданию презентаций? Если да, то с какими?