ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – COMPUTER SCIENCE ИЛИ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ?
Лазаревич Александра Вуядиновна,
учитель начальных классов
ГБПОУ «Первый Московский Образовательный Комплекс»
школа 274, г.Москва
Аннотация: В статье предпринята попытка ответить на вопрос о границах пропедевтического курса информатики и в частности о границах общепринятого понятие computer science, а также их сличении с границами понятия информатика. Автором приводятся взгляды современных специалистов на школьный курс информатики, а кроме того, приводятся примеры модернизации содержания обучения информатике. Кроме того, сравниваются тенденции развития пропедевтического курса информатики в России с международными тенденциями. В заключении автор делает обобщает собранный материал и выделяя основные тенденции делает вывод о том, что информатика в начальной школе сегодня выходит за пределы термина computer science.
Ключевые слова: информатика, начальная школа, вычислительно мышление, computer science, CS Unplugged.
Для большинства граждан нашей страны ИНФОРМАТИКА неразрывно связана с компьютером. Это объяснимо, так как именно благодаря прорыву в вычислительной технике информатика вошла в школьные программы и вообще получила импульс к стремительному развитию как наука. Кроме того, во многих странах курс информатики долгое время назывался, да и по сей день называется COMPUTER SCIENCE, что несколько странно, если говорить о науке (science) изучающий рукотворный инструмент.
В этой связи обращают на себя внимания работы академика А.П. Ершова. Рассуждая об этимологии слова «информатика» он отмечает, что: «Слово «информатика» вводилось в русский язык уже дважды. Один раз – как неологизм, построенный по законам латинского словообразования для обозначения научной дисциплины, связанной прежде всего с научно-технической информацией, а через нее – с другими системами накопления информации из печатных источников и документов. Другой раз – как калька с французского informatique, служащая для обозначения науки об ЭВМ и их применении и очень скоро превратившаяся в синоним английского computer science – «наука о вычислительной технике». Не будем пытаться устанавливать, какое из этих введений было первым: истории документов всегда предшествует некоторая «дописьменная» история. Будем считать, что оба были более или менее одновременными (середина 60-х годов) и, уж во всяком случае, независимыми друг от друга. Лет десять оба эти словоупотребления словно не замечали друг друга, пока в 1976 г. не появился русский перевод книги Ф.Л. Бауэра и Г. Гооза «Введение в информатику», где как раз и был сделан шаг к тому новому толкованию термина, которое впоследствии и привело, как мы полагаем, к включению этого слова в название нового отделения» [6].
В этой же работе А.П. Ершов отмечает, что: «этот термин снова – в третий раз – вводится в русский язык в новом и куда в более широком значении – как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «традиционных» академических научных дисциплин» [6].
Итак, с точки зрения А.П. Ершова информатика выходит за границы науки, изучающей вопросы автоматизации вычислений, хотя именно на этом основании она и была включена в школьную программу. Что в свою очередь породило существенное расхождение между предметом информатики как науки и информатикой как учебной дисциплиной, о чем говорит в своих работах А.А. Кузнецов [8].
Большинство ведущих специалистов области методики информатики соглашаешься с такой оценкой. Отмечается, что в ходе последних преобразований в отечественном образовании информатика всё больше приобретает черты метадисциплины, помогающей развивать универсальные навыки, которые могут быть использованы как в учебной деятельности, так и за пределами школы [1]. Отмечен и ярко выраженный метапредметный характер пропедевтического курса информатики [2].
Различными исследователями проделан не малый труд по расширению содержания пропедевтического курса информатики. В частности обращают на себя работы направленные на выявления преимуществ использования информатики в качестве основы для формирования представлений о пространстве и времени у учащихся начальной школы [5]. Рассматриваются возможности применения элементов эвристического обучения на уроках информатики в начальной школе. В частности подробно рассмотрены возможности метода смыслового видения и проведён подробный разбор типологии заданий, реализуемых с помощью этого метода на уроках информатики в начальной школе [11].
Кроме того, в качестве эффективного пропедевтического материала, отражающего интегративные связи математики и информатики, некоторые специалисты предлагали готовые системы заданий, связанных с представлением и измерением информации, а также методические рекомендации по их использованию на уроках математики и во внеурочной деятельности по информатике в начальной школе [10]. Большое внимание уделяется также использованию технологии геймификации в процессе обучения младших школьников информатике [7].
Общий анализ тенденций в преподавании начального курса показывает постепенное сокращение внимания к изучению основ компьютерной грамотности, как основной цели обучения информатике. Компьютерный компонент скорее смещается в область пропедевтики программирования. А сам курс между тем всё больше ориентируется на раскрытие содержательной линии «представление информации».
Подобные тенденции созвучны подходам, принятым при преподавании информатики в Первом Московском Образовательном Комплексе, а кроме того, созвучны с международными тенденциями. В частности, в рамках прошедшей в Санкт-Петербурге очередной международной конференции по школьной информатике ISSEP 2018 вопросы реализации «бескомпьютерного» курса информатики (CS Unplugged) были одними из самых обсуждаемых [3].
Несмотря на то, что термин Computer Science, а также появившийся чуть позже Computing всё ещё популярны за рубежом, тенденции развития школьного курса информатики, в частности на уровне начального образования [4], как в России, так и за рубежом подвержены следующим тенденциям:
- Увеличение внимания к «бескомпьютерной» части курса (CS Unplugged);
- Увеличение внимания к вопросам формирование у обучающихся вычислительного стиля мышления (Computational thinking);
- Смещение акцентов в компьютерной части курса с основ компьютерной грамотности, в сторону пропедевтики программирования;
Таким образом стоит отметить, что в настоящий момент научно-методические тенденции в развитии пропедевтического школьного курса информатики, совпадают с работами над обновлением содержания обучения. А сам курс информатики в начальной школе всё больше раскрывает свой метапредметный потенциал, позволяя обучающимся овладевать универсальными навыками обучения, которые могут быть использованы ими на различных дисциплинах. А это в свою очередь отвечает на главный вопрос статьи – информатика в начальной школе сегодня выходит за пределы термина computer science и всё больше начинает соответствовать тем задачам, которые вкладывал в неё А.П. Ершов и другие пионеры школьной информатики.
ЛИТЕРАТУРА:
- Бешенков С.А. Школьный предмет стратегического назначения//Информатика и образование. 2007. №4. С. 29-31.
- Босова Л.Л. Метапредметная направленность — одна из основных характеристик пропедевтического этапа школьного курса информатики и ИКТ//Вестник Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова. 2009. Т. 6. №4. С. 48-53.
- Босова Л.Л., Каплан А.В. Международная конференция по школьной информатике ISSEP 2018 // Информатика в школе — № 9 (142) — 2018 — с. 2-6
- Босова Л.Л., Павлов Д.И., Информатика в начальной школе: взгляд на российский опыт с позиций международного конкурса BEBRAS // Информатика в школе — № 1 — 2019 — с. 50-60
- Гриншкун В.В., Демкина А.В. Обучение информатике как основа для формирования временных и пространственных представлений у младших школьников // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2014. №3.
- Ершов А.П. О предмете информатики // Вестник АН СССР. – 1984. – № 2. – С. 112-113 // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 267. Информатика. Л. 166-167.
- Каплан А.В. Применение технологии геймификации в пропедевтике программирования в начальной школе // Информатика в школе — №(139) — 2018 — с.65-67
- Кузнецов А.А. Основы общей теории и методики обучения информатике. М.: Лаборатория знаний, 2015.
- Лазаревич А.В. Развитие навыков работы с информацией в рамках занятий информатикой с учебниками для 1 класса на базе УМК «Информатика для всех» // «Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике» сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017 Уфа: ООО «Омега Сайнс»
- Никифорова Г.В. Работа с информацией в начальной школе на основе интегративного подхода // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2016. №2.
- Павлов Д.И. Использование методов смыслового видения на уроках информатики в начальной школе //Информатика и образование №8(287) — 2017 — с.30-34
Уважаемая Александра Вуядиновна!
С удовольствием познакомилась с Вашей статьей. Мой вопрос лежит в практической плоскости: есть ли с настоящее время учебные материалы по информатике для младших школьников, соответствующие тенденциям, представленным в Вашей статье?
Уважаемая Людмила Леонидовна!
Мне известны два УМК в которых предприняты попытки реализовать предложенные тенденции — это УМК «Информатика и ИКТ» Н.К. Нателаури и «Информатика для всех» под ред. А.В. Горячева. Ну и если мы говорим об бескомпьютерном обучении, то «Информатика в играх и задачах» того же А.В. Горячева.
Здравствуйте, Александра Вуядинова!
В своей статье Вы делаете акцент на том, что в наше время возникла необходимость знакомства детей с компьютерной техникой и информатикой с ранних лет. Но, к сожалению, на данный момент это невозможно реализовать, ввиду отсутствия централизованности дошкольного обучения и методических материалов для данной возрастной категории.
Добрый день!
Согласна, пропедевтика информатики среди дошкольников сегодня сталкивается с проблемой недостаточного методического оснащения. А вот программные продукты для освоения ПК дошкольниками есть и их использование даёт не плохие результаты.
Добрый вечер, Александра Вуядиновна.
Тема статьи заставляет задуматься, заинтересовал заголовок;).
Подскажите, какие «подходы, принятые при преподавании информатики в Первом Московском Образовательном Комплексе», смещают курс в область пропедевтики программирования? С какого класса начинают реализовываться общие тенденций в преподавании начального курса, описанные в статье?
Уважаемая Юлия.
Я реализую курс информатики с 1 класса. Особенно яркие результаты были получены во 2-м и 3-м классе.